Музыка в жизни воспитанника
методическая разработка по музыке

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_zhizni_vospitannika.docx27.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской

Сухоруков Д.В.

Место музыки в жизни воспитанника

с 12 – 18 лет

Челябинск 2015

Введение

Актуальность темы исследования.

Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они – основные потребители музыкальной продукции. Американские исследователи опросили 106 подростков, 46 из которых был поставлен диагноз «клиническая депрессия», как они предпочитают проводить свободное время. Были даны 6 вариантов на выбор: сидеть в интернете, читать книги, смотреть телевизор, смотреть кино, играть в компьютерные игры или слушали музыку. Выяснилось, что у тех, кто постоянно слушал музыку, симптомы депрессии проявились в 8,3 раза чаще, чем у остальных. А вот те, кто много читал, наоборот, оказались в 10 раз более психически устойчивы. Остальные типы медакоммуникаций не влияли на психоэмоциональное состояние подростков.

Выводы ученых таковы: любовь к чтению не является признаком замкнутости и «ухода в себя», как считалось ранее, а круглосуточно звучащая из комнаты подростка музыка должна заставить задуматься взрослых: родителей и педагогов. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто – то с помощью музыки расслабляется, кому – то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта музыка, так или иначе, влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Макаренко, Кабалевский, Сухомлинский, Ушинский) – особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного воспитанника, необходимо иметь представление о его музыкальных вкусах и предпочтениях. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, впоследствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.

Степень научности.         

Вопросом о влиянии современной музыки на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного вида исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности влияния музыки на подростков. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую «стены» из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих – семьи, педагогов, сверстников. Избирательность в потребление музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения подростков, характеризуются социально – культурный облик, настроения молодых людей.    

Объект исследования:      

Музыкальные интересы воспитанников МАУДОД ДПШ им.Н.К. Крупской

Предмет исследования:

Место музыки в жизни воспитанников  МАУДОД ДПШ им.Н.К. Крупской в разных возрастных категорий

Цель исследования: изучить музыкальные предпочтения подростков, кто влияет на их музыкальную культуру, место и роль ее в жизни школьников.

Задачи:

  1. Обзор литературы о влиянии современной музыки на подростков, их возрастные особенности.
  2. Рассмотреть понятия, относящиеся к теме «Влияние современной музыки на подростков; музыкальные жанры, функции массовой музыки»
  3. Провести социологический опрос среди воспитанников МАУДОД ДПШ
  4. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Определение понятий

Подростки – мальчики или девочки в переходном возрасте от детства к юности (12 – 18 лет).

Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.  

Музыкальная культура –  это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а так же деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.  

Музыкальные жанры.

  Классическая музыка значит точная музыка. Когда композитор пишет такую музыку, он точно указывает ноты, темп, динамику, количество инструментов. Классическая музыка не может быть изменена. К ней относятся лучшие произведения композиторов прошлого и настоящего

(И.С. Бах, В. А. Моцарт, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).

Народная музыка – фольклор, возникший на основе народной мудрости и отражающий внутреннюю культуру отдельного народа или нации.

Эта музыка создается народными певцами и исполнителями

(Ф. Шаляпин, Л. Зыкина, Н. Кадышева и др.).  

Духовная музыка – опора религии, средство воздействия  на человека для размягчения души, подготовки к восприятию религиозного слова. Эта музыка предназначена для исполнения церковной службы или в быту (органная музыка Баха).

 Популярная музыка – эта музыка, пользующаяся наибольшей популярностью у людей самого разного возраста. Она не сложна по содержанию, доступна для любителей.

Сюда входят песни А. Пахмутовой, Е. Крылатова, В. Шаинского, И. Николаева, О. Газманова и др.

Джаз возник в результате переноса афроамериканской вокальной музыки и афроамериканского ритма в инструментальную сферу.

Особенности джаза – импровизация и свобода ритма, участие духовных и ударных инструментов (Л. Армстронг, Л. Утесов, И. Бутман….).

Авторская песня адресована слушателям внутри своей страны.

Авторы – исполнители (барды) в сопровождении гитары стремятся к откровенному разговору о том, что волнует каждого. Песни Б. Окуджавы,

В. Высоцкого, Ю. Визбора искренни и рассудительны.

 Поп-музыка – современная эстрадная музыка (попса), возникла как реакция на усложнение популярной музыки, она адресована молодежи.

Для нее характерны примитивность музыкального языка и текстов, экспрессивность исполнение и динамическая напряженность. Исполнителями такой музыки являются Катя Лель, группы «Руки вверх», «Блестящие», «Сливки», «Звери», «Корни»…

Рок-музыка – это крик души. Эта музыка привлекает необычностью звучания электрогитар и барабанов, кричащей манерой пения (с драйвом).

Рок-музыканты эмоциональны, импульсивны, откровенны, не боятся обидеть и шокировать. («Битлз», «Аквариум», «секрет», А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др.)

  Шансон возник во Франции как народная песня. В современном понимании шансон – исключительно «блатная» музыка, повествующая о тюрьме, о преступном мире. Такие песни пишут и исполняют непрофессионалы («Бутырка», «Петлюра», М. Круг, С. Михайлов и др.)

  Рэп – разновидность рок-музыки, своеобразная танцевальная музыка в быстром ритме, дополненная рифмованным текстом.

Эти тексты – примитивны «рассуждения о жизни», после прослушивания, которых хочется  вымыть уши с мылом (Децл, М. Гребенщиков, Тимоти…).

 Клубная музыка – музыка, созданная с помощью электроники, а не акустических инструментов.  

Гипотеза исследования:

Интерес к музыки зависит в первую очередь от возраста подростка.

Метод исследования:

Опрос – как метод социологического исследования. В анкетирование были включены как открытые, так и закрытые вопросы.

Возрастные особенности подросткового периода

Чтобы понять подростков необходимо познакомиться с возрастными особенностями этого возраста. В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода.

Например, Г.Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет.

Мы использовали классификацию Выгодского Льва Семеновича: младший подростковый

–11– 13 лет; старший подростковый–14–15 лет; юношеский возраст–16-18.

Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

12 – лет. Отношение его к миру более позитивное, растет автономия от семьи и влияния сверстников. Разумность, терпимость и юмор – главные черты у подростка!

13 – лет. Подросток более интровертирован, склонен к уходу в себя, самокритичен, чувствителен к критике. Начинает интересоваться психологией, критически относиться к родителям, избирательнее становится в дружбе, начинаются соматические сдвиги в здоровье, самочувствии, частые колебания настроения.

14 – лет. Подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, появляется интерес к другим людям, начинает замечать различия между ними. Он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, идентифицируя себя с героями кино и литературы, узнавая свои черты характера, темперамента, внешности.

15 – лет. В этот период происходит рост духа независимости, который делает отношения в семье и в школе напряженными. Жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля. Этот возраст благоприятен для начала сознательного самовоспитания.

16 – 18 – лет  переход от зависимости детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Период ранней юности предполагает завершение физического, в частности полового, созревания, а также достижение социальной зрелости. В буквальном смысле ранняя юность – это «третий мир», существующий между детством и взрослостью.  В этом возрасте, как никогда, сказывается закон неравномерности индивидуального развития самосознания, общение со сверстниками и поиск дружбы, сексуальные переживания и любовь, выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания. Подросток начинает видеть и осознавать преимущество западной и недостатки своей культуры. Выделяются такие крупные взаимосвязанные течения, как потребительство и подражание всему западному, зарубежному. Коммуникативные проблемы вообще свойственны подросткам. В этом возрасте всякий человек испытывает затруднения при попытке вербально выразить свои чувства и переживания, что практически не зависит от интеллектуального уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные затруднения являются одной из ключевых проблем эмоциональной жизни подростка, проявлением базальной тревоги и недостаточности самопринятие. Способность к общению составляет в полной мере его locus minoris resistentis, являясь ведущей, наиценнейшей деятельностью для подростка, а нарушения этой способности переживаются им особенно болезненно.

Главная задача для подростка 12-18 лет – поиск своего места в обществе. Первые три года этого периода (12-15 лет, возраст организаторов) подросток стремится организовать е вещи, а людей вокруг себя. В 15-18 лет человек социально активен, этот возраст Монтессори называет наиболее удачным для начала профессиональной карьеры.                

Заключение и выводы

Мы считаем, что все поставленные цели и задачи были достигнуты в ходе работы. В ходе анализа социологического опроса мА пришли к выводу, что

  1. Музыка – это неотъемлемая часть подросткового периода и все, что связано с ней зависит от возраста.

Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому – то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности.

  1. Музыка же помогает подростку в период возрастных кризисов развития: она сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя много различных функций, она позволяет пережить и выразить свои эмоции, которые нельзя передать словами, что очень необходимо в этом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении. Взрослеющего ребенка тянет к обществу сверстников, занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым времяпрепровождением.

  1. С помощью музыки подросток абстрагируется от социума, погружаясь в свой мир и забывая о реальном. Музыка дает возможность быть наедине в покое и гармонии, полностью в своих раздумьях, о чем свидетельствуют многочисленные подростки в наушниках в наших городах.
  2. Музыкальные интересы надо формировать постепенно и это во многом зависит, кто это делает.
  3. Именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к поп – и рок-музыке. В дальнейшем выросшие из подросткового возраста люди перестают с таким же энтузиазмом отдаваться музыке. Социальное развитие подростков средствами современной музыки является актуальной проблемой социального воспитания, недостаточно исследована. Данная проблема требует как теоретического осмысления, так и разработки соответствующих программ социально-педагогической деятельности, гармонизируют влияние семьи, школы, средств массовой информации относительно социального развития подростков средствами современной музыки. Это составляет перспективы дальнейшего исследования данной проблемы. Как в ходе развития подростка, учитывая его возрастные особенности, воспитать полноценную социально-здоровую личность.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подведение итогов повседневной жизни воспитанников через MICROSOFT OFFICE ACCESS 2007

Данным материал поможет легко и быстро подводить итоги учебно-воспитательной деятельности обучающихся, на примере 5 класса воспитанников....

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...

Индивидуальный самообразовательный план по теме «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»

  Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых под...

Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»

Проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа»...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

"Программы по охране здоровья и жизни воспитанников"

quot;Программы по охране здоровья и жизни воспитанников"...