Индивидуальный самообразовательный план по теме «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»
методическая разработка на тему
Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_samoobrazovatelnyy_plan_sultana.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
индивидуальной самообразовательной работы
На 2013-2017____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитателя: Галиева Султана Агисовича_________________________________________________________________________________________________________________________
ГБООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование: высшее, Казанский институт экономики, управления и права 2014 г.____________________________________________________________
Когда обучался на курсах: ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» по теме: «Комплексное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в научно-образовательном кластере ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСИТ» в соответствии с требованиями ФГОССПО» 2013 год.
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
работа над темой: «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»
- Общешкольная тема: «Повышение эффективности деятельности школы как единой образовательной системы путем создания школьного здоровье сберегающего пространства в условиях внедрения адаптивных образовательных программ»
- Индивидуальная тема самообразования: «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»
- Период работы над темой: 2013-2017 год
- Цели и задачи самообразования по теме: Изучить передовой опыт других учителей и воспитателей.
«Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»
Галиева Султана Агисовича
Оглавление:
Введение.
- Этапы реализации программы самообразования
- Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
- Основные направления и действия для повышения личного самообразования
- Способ демонстрации результата проделанной работы
- Выводы по окончанию работ
Ведение:
Совершенствование качества обучения и воспитания в Новокашировской санаторной школы-интернат напрямую зависит от уровня подготовки учителей и воспитателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагогов.
Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателям самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязан знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентным во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни воспитанников»
Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни воспитанников, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.
Цель: Повышение образовательных компетенций в области воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- организовать воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Разработанная рабочая программа спортивного кружка «Спортландия».
2. Проведенные открытые мероприятия перед воспитателями Новокашировской санаторной школы-интернат и учителями физической культуры Новокашировской средней школы.
3. Доклады и выступления на конференциях, педагогических чтениях.
4. Разработка и проведение воспитательных часов по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям
5. Организация работы спортивных кружков и секций.
6. Личная методическая веб-страница, сайт.
7. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
8. Подаю личный пример учащимся, участвуя в различных спортивных соревнованиях.
- Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок от 3 до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
- 2013-2014 учебный год.
- 2014-2015 учебный год.
- 2015-2016 учебный год.
- 2016-2017 учебный год.
- Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций
В настоящее время в санаторной школе-интернат реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности воспитанников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
- Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Свою компетентность в формировании здорового образа жизни воспитанников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у воспитанников, я определил основные направления и действия для повышения личного самообразования:
- Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике воспитания школьников.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе школьном методическом объединении воспитателей.
6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, в том числе Интернет-конкурсы, семинары.
7. Посещать воспитательные часы коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность.
9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11. Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.
12. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
- Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для воспитателя.
- Информационно-коммуникативные технологии:
1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.
2. Поиск в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.
3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
- Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.
3.Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
4.Внедрять в воспитательский процесс компьютеризированные программы оценивания физического состояния учащихся:
5. Проектировать персональный сайт.
6. Создавать пакет сценариев воспитательных часов с применением информационных технологий.
7. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
- Эстетическое направление:
1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.
2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности, проводимых в санаторной школе.
- Охрана здоровья:
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на занятиях секции.
2. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом, настольным теннисом, лыжными гонками, футболом).
- Интересы и хобби:
1. Продолжать заниматься творчеством.
2. Участвовать на соревнованиях различных видов спорта.
- Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях МО воспитателей НКСШИ.
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне Новокашировской санаторной школы - интернат.
Выступления по обмену опытом работы на заседаниях МО воспитателей НКСШИ. Представление администрации санаторной школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
- Выводы по окончанию работ
Вывод: компетентность воспитателя в области формирования здорового образа жизни воспитанников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни воспитанников на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...
«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...
Современные подходы в формировании здорового образа жизни школьников.
"Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, по...
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ...
Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...