Рабочая программа по учебному предмету Музыка 6-8 класс (ФГОС ООО)
рабочая программа по музыке

Белова Алла Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:

Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество.

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka_6-8_klass_belova_a.v._2022-2023.docx71.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по музыке

(ФГОС ООО)

Классы 6 – 7 

Количество часов в неделю – 6-7(1 час),

Количество часов в год – 6-7 (34 часа)

г. Ханты-Мансийск

 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа  по Музыке для обучающихся 6 – 8 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на  час в неделю (34 часов в год):

  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ»  (от 29.12. 2012 года №273 – ФЗ) (с изменениями от 01.05.2019 года).
  •         Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 года № 68-оз.
  •         Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413», от 29 июня 2017 года №613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413», от 11 декабря 2020 года №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»).
  •         Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  •         Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
  •         Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
  •         Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  •         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81; от 22 мая 2019 года № 8 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
  •         Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,  допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254».
  •         Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)».
  •         Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Рабочая программа ориентирована на программу и учебник:

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, «Музыка 6 класс» – М.: Просвещение, 2018.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, «Музыка 7 класс» – М.: Просвещение, 2019.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, «Музыка 8 класс» – М.: Просвещение, 2019.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:

Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество.

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).

Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

Выпускник 6 класса научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

получит возможность:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Выпускник 7 класса научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Выпускник 8 класса  научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
  • разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
  • применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

получит возможность научиться:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

6 класс:

Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов). Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства.

Два музыкальных посвящения. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

          Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

   Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество.  Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.

Образы песен зарубежных композиторов.  Искусство прекрасного пения. Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы.  Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).

Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз -  искусство XX века. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.  Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.

Тема 2 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни. Лирические, драматические, героические образы.  Образы камерной музыки. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.

Образы симфонической музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.

Симфоническое развитие музыкальных образов. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. 

Программная увертюра.

Мир музыкального театра.

Образы киномузыки.

7 класса:

Тема 1 полугодия: Особенности  драматургии сценической музыки (17 ч)

Особенности  драматургии сценической музыки. Музыка как вид искусства. Классика современность.

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Русская музыка XIX века. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Зарубежная музыка XIX века. В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарт. Литературные страницы. Симфония №5 Л. Бетховен. Героическая тема в музыке.

Современная музыкальная жизнь. В музыкальном театре. Балет.

Значение музыки в жизни человека. Камерная музыка. Вокальный цикл. Вокальный цикл. Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатурян. "Concerto grosso" А. Шнитке. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

Тема 2 полугодия: Основные направления музыкальной культуры.

Основные направления музыкальной культуры. Музыка как вид искусства. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века. Высокая меса. И.С. Бах. От страдания к радости. Литературные страницы. "Могила Баха" Д.Гранин. "Всеобщее бдение" С. Рахманинов. Образы "Вечерни" и "Утрени". Литературные страницы "Христова Всенощная" И.Шмелёв.

Современная музыкальная жизнь. Рок-опера "Иисус Христос-супер-звезда". Вечные темы. Главные образы. Светская музыка. Соната. Соната №8 (Патетическая) Л.Бетховен. Соната №2 С.Прокофьев. Соната №11 В.А.Моцарт. Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвин. Симфоническая картина. "Праздества" К.Дебюсси. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея

Народное музыкальное творчество. Музыка народов мира. Международные хиты. Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбников.

8 класс:

Тема 1 полугодия: Музыка как вид искусства. «Классика и современность» (16 часов)

Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Русская музыка XIX -XX века. В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыка. Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь». В музыкальном театреМюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Зарубежная музыка XIX-XXI века. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Современная музыкальная жизнь. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф. Музыка к кинофильму «Властелин колец». Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.

 Значение музыки в жизни человека. Музыка – это огромный мир, окружающий человека.

Обобщающий урок- викторина

Тема 2 полугодия: «Традиции и новаторство в музыке». Музыка как вид искусства. (19 часов)

Музыканты - извечные маги. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века. И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Современная музыкальная жизнь. Современный музыкальный театр. Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось». Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Народное музыкальное творчество. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.  Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». Значение музыки в жизни человека. Музыкальные завещания потомкам. Исследовательский проект. Защита.

6 класс:

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

17

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

2

2.

Два музыкальных посвящения.

5

3.

Образы песен зарубежных композиторов.  Искусство прекрасного пения.

2

4.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

4

5.

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

3

6.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз -  искусство XX века.

1

II.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

17

1.

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни.

1

2.

Образы камерной музыки

4

3.

Образы симфонической музыки.

2

4.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

2

5.

Программная увертюра.

4

6.

Мир музыкального театра.

3

7

Образы киномузыки.

1

Резерв:

1

Итого:

34

7 класс:

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I

Особенности  драматургии сценической музыки

17

1.

Особенности драматургии сценической музыки. Музыка как вид искусства.

2

2.

Русская музыка XIX века.

2

3.

Зарубежная музыка XIX века.

4

4.

Современная музыкальная жизнь.

1

5.

Значение музыки в жизни человека.

8

II.

Основные направления музыкальной культуры.

17

1.

Основные направления музыкальной культуры. Музыка как вид искусства.

1

2.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века.

4

3.

Современная музыкальная жизнь.

8

4.

Народное музыкальное творчество

4

Итого:

34

8 класс:

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

I

Музыка как вид искусства. Классика и современность.

16

1.

Музыка как вид искусства. Классика и современность.

1

2.

Русская музыка XIX -XX века.

8

3.

Зарубежная музыка XIX-XXI века.

1

4.

Современная музыкальная жизнь.

4

5.

Значение музыки в жизни человека

2

II

Традиции и новаторство в музыке. Музыка как вид искусства.

18

1.

Традиции и новаторство в музыке. Музыка как вид искусства.

1

2.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века.

6

3.

Современная музыкальная жизнь.

4

4.

Народное музыкальное творчество.

5

5.

Значение музыки в жизни человека

2

Итого:

34

Календарно тематическое планирование 6 класс:

Тема

План

Факт

I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)

Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

Два музыкальных посвящения.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов.  Искусство прекрасного пения.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

«Фрески Софии Киевской»

«Перезвоны». Молитва.

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

Полифония. Фуга. Хорал.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз -  искусство XX века.

II.

Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)

Мир образов камерной и симфонической музыки. Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

Космический пейзаж». «Быть может вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Вальс. Романс.

«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Пастораль. Военный марш.

Симфоническое развитие музыкальных образов. В печали весел, а в веселье печален».

Связь времён.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.

Увертюра  - фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт. Лирические образы.

Сонатная форма. Контраст образов.

Мир музыкального театра. Образ – портрет. Массовые сцены.

Контраст тем. Форма. Сходство и различие.

Образы киномузыки. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа.

Календарно тематическое планирование 7 класс:

Тема

План

Факт

I

Особенности  драматургии сценической музыки (17 часов)

Особенности драматургии сценической музыки. Музыка как вид искусства. Классика современность.

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Русская музыка XIX века. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Зарубежная музыка XIX века. В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарт.

Литературные страницы.

Симфония №5 Л. Бетховен.

Героическая тема в музыке.

Современная музыкальная жизнь. В музыкальном театре. Балет.

Значение музыки в жизни человека. Камерная музыка. Вокальный цикл.

Камерная музыка. Вокальный цикл.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Прелюдия.

Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатурян.

"Concerto grosso" А. Шнитке.

Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

Обобщающий урок

II.

Основные направления музыкальной культуры (17 часов)

Основные направления музыкальной культуры. Музыка как вид искусства. Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века. Высокая месса. И.С. Бах. От страдания к радости.

Литературные страницы. "Могила Баха" Д.Гранин

"Всеобщее бдение" С. Рахманинов

Образы "Вечерни" и "Утрени". Литературные страницы "Христова Всенощная" И.Шмелёв.

Современная музыкальная жизнь. Рок-опера "Иисус Христос-супер-звезда".

Рок-опера "Иисус Христос-супер-звезда". Вечные темы.

Рок-опера "Иисус Христос-супер-звезда". Главные образы.

Светская музыка. Соната. Соната №8 (Патетическая) Л.Бетховен.

Соната №2 С.Прокофьев. Соната №11 В.А.Моцарт.

Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвин

Симфоническая картина. "Праздества" К.Дебюсси.

Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея

Народное музыкальное творчество. Музыка народов мира.

Международные хиты.

Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбников

Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа.

Календарно тематическое планирование 8 класс:

Тема

План

I

Музыка как вид искусства. Классика и современность. (16 часов)

Музыка как вид искусства. Классика и современность. Классика в нашей жизни

Русская музыка XIX -XX века. В музыкальном театре. Опера.

В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь" Русская эпическая опера .Ария князя Игоря. Портрет половцев. "Плач Ярославны"

Балет «Ярославна». Вступление "Стон Русской земли". "Первая битва с половцами". "Плач Ярославны". "Молитва".

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. "Человек есть тайна" .Рок-опера "Преступление и наказание".

Мюзикл "Ромео и Джульетта": от ненависти до любви"

Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и Джульетта "Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

Из музыки к спектаклю "Ревизская сказка". Образы Гоголь -сюиты.

Обобщающий урок-концерт по теме "Классика и современность".

Зарубежная музыка XIX-XXI века. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт".

Современная музыкальная жизнь. Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму "Властелин колец"

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»

Симфония № 5 П. И. Чайковского

Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева

Значение музыки в жизни человека. Музыка -это огромный мир ,окружающий человека.

Обобщающий урок- концерт по теме: "Классика и современность".

II

Традиции и новаторство в музыке. Музыка как вид искусства (18 часов)

Традиции и новаторство в музыке. Музыка как вид искусства. Музыканты -извечные маги.

Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX века. И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и Бесс"(фрагменты) Дж.Гершвин .Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» (фрагменты)

Опера «Кармен».

Портреты великих исполнителей. Е. Образцова

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты) Р.Щедрин

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

Современная музыкальная жизнь. Современный музыкальный театр.

Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке»

Великие мюзиклы мира

Классика в современной обработке

Народное музыкальное творчество. В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович.

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.  Литературные страницы.

Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Галерея религиозных образов.

Неизвестный Свиридов. "О России петь-что стремиться в храм... "Хоровой цикл "Песнопения и молитвы".(фрагменты)

Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" Р.Щедрин )

Значение музыки в жизни человека. Музыкальные завещания потомкам

Пусть музыка звучит. Обобщающий урок -концерт по теме: «Традиции и новаторство в музыке». Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по учебному предмету "История" 5-9 классы ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»РАССМОТРЕНАна заседании МОучителей обществоведческих дисциплин...

Рабочая программа по учебному предмету русский язык 5 КЛАСС ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баевская средняя общеобразоват...

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5-8 классы

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общес...

Рабочая программа по учебному предмету Информатике, 7-9 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с: требованиями Федерального государс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Музыка 5-8 класс (ФГОС третьего поколения)

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов ос...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Музыка 6-8 класс (инклюзия)

Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 6-8 классов составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования и представлена учебным ...