" Любовь- сильнее смерти"
план-конспект урока по музыке (8 класс)
Урок анализа произведения "Ромео и Джульетта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konspekt_po_muzyke_8kl._1.docx | 25.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
" Любовь- сильнее смерти"
Урок анализа произведения "Ромео и Джульетта" 8-й класс
Вид урока: комбинированный
Тип урока: обобщающий
Цель: системно усвоить трагизм и глубину чувств в увертюре – фантазии "Ромео и Джульетта".
- жестокость мира, сила любви, взросление, смерть и бессмертие.
- развитие умений производить анализ прочитанного, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как художественной ценности.
Цель для учеников:
Знать:
- тему;
- проблему, которая поднимается в произведении;
- элементы композиции
- нравственные позиции.
Уметь:
- формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.
Задачи:
- проанализировать чувство любви в разных ипостасях .Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”;
- развивать навык выразительного чтения;
- учить сопоставлять произведения разных видов искусства;
- совершенствовать навык анализа драматического произведения;
- закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”;
- расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.
Эпиграфы:
Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. С. Тургенев
Оборудование: ноутбук, колонки, презентация, музыкальный фрагмент С.Прокофьева " Тема любви "из балета «Ромео и Джульетта», Портрет В. Шекспира.
Предыдущее задания:
- Поведение Ромео .Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
- В тексте найти отрывки, где герои делятся своими впечатлениями при первой встрече.
- Почему автор героиней делает такую молодую девушку?
- Влияние любви на героев до и после знакомства.
- Выразительное чтение сцены объяснения героев ночью в саду.
- Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? Как юные герои относятся к вражде своих семейств?
- Каков смысл жизни героев? Почему погибают герои? Есть ли смысл в гибели героев?
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Слово учителя
Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент с Прокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта»
Ромео и Джульетта” – трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564–1616)
Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев Ромео и Джульетты.
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” – одно из самых знаменитых произведений П.И.Чайковского.
Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии.
“Это будет мой самый капитальный труд, – писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…”
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Об этом мы уже говорили с вами на прошлом уроке.
Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Тема нашего урока — Любовь сильнее смерти”. Запись темы в тетрадь.
Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.
3. Постановка проблемного вопроса (3 минуты).
Учитель: К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?
“Ромео и Джульетта” — это трагедия. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.
Учитель: обратите внимание на определение трагического. Трагическое — все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»
(это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев)
- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.
Дискуссия.
Любовь во времена Шекспира и любовь сейчас – это одно и то же, или в наше время любовь выглядит как-то по-другому? (2 мин.)
Давайте поразмышляем, что же происходит с нашим организмом, когда мы влюбляемся. То, что возникновение влюбленности связано с различными химическими реакциями, происходящими в нашем мозгу, доказано очень давно. Впрочем, это относится не только к влюбленности, но и ко многим другим эмоциям – от горя до счастья. Все они имеют биохимическую природу.
А существует ли формула любви на самом деле? В крови происходят химические реакции, в составе которых участвует химическое соединение ФЭН (фенилэтиленамин).
Кстати, это именно то вещество, которое содержится в шоколаде и из-за которого последний пользуется такой любовью многих людей (хотя они и не подозревают о существовании ФЭНа). А ведь именно этот самый ФЭН и заставляет наше сердце биться с такой сумасшедшей скоростью, ладони потеть, зрачки расширяться и т. д. И все-таки, более подробно о химических реакциях вы узнаете на уроках химии.
Отчего умерли Ромео и Джульетта? (Ответы детей.)
Почему яд считается наиболее сильным убийственным веществом
(работа в музыкальном словаре)
4. Анализ художественного произведения (10-13 минут)
Все драматические произведения и комедии , и трагедии , и драмы имеют некоторую общность . В основе любого драматического действия лежит конфликт. Конфликт- основа сюжета . Он проявляется в столкновении людей, интересов, позиций В трагедии конфликт неразрешим , он , как правило, ведет героя к гибели .В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии , он переживается всеми.
Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.
Сюжет — система событий в произведении.
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.
Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей. Слайд № 13
10. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
11. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I Сцена I).
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I Сцена I).
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I Сцена I).
12. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти.
13. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает:
Еще не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для Вас. (Акт IСцена III)
Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери.
14. Вспомните, сколько лет Джульетте?
О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”.
15. Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?
Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведет себя смело и решительно.
16. Как и где вспыхивает чувство юных героев?
Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.
Учитель: Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание — на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”). Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира?
17. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.
Ромео:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне.
18. О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?
Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость.
Джульетта:
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II Сцена 5)
19. Какая тема звучит в высказывании героини?
Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога.
Просмотр фрагмента из фильма «Ромео и Джульетта» (сцена под балконом)
20. Что мешает их любви?
Любви героев мешает вражда их семейств.
21. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.
22. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе?
Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта.
Им чужда вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.
Проблемный вопрос (8 (5+3) минут)
- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?
(Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека)
Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».
30. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?
Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти.
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Внимание — на слайд: там лишь небольшой список произведений, созданных под впечатлением от трагедии Шекспира, я думаю, он будет продолжен.
V. Домашнее задание:
Выразить чувство любви нам помогают цветы. Язык цветов – это целое искусство.
Количество цветов, цвет собранного букета, сам цветок – все это имеет скрытый смысл.
Найти с помощью Интернета, как с помощью цветов можно рассказать о своих чувствах.
написать сочинение, выбрав одну из тем:
1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)
Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти" поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В РАССКАЗАХ И.А.БУНИНА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА И.А.БУНИНА...
Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 8-ом классе на тему «Любовь сильнее смерти…». Факты биографии И.С. Тургенева.
Данная презентация познакомит с фактами биографии И.С. Тургенева, с историей взаимоотношений писателя и Полины Виардо; подготовит к пониманию содержания повести «Ася» и других произведений...
Конспект к уроку литературы в 11 классе :«ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В ФОТОГРАФИЯХ»
В данном конспекте я постаралась рассказать о самых интересных и трогательных эпизодах жизни известной поэтессы Марины Цветаевой...
Сочинение не тему "Любовь сильнее смерти"
Сочинение на тему "Дюбовь сильнее смерти"...