Творческий портрет В. Н. Салманова
методическая разработка по музыке (8 класс)
Музыка Салманова – это поэтические зарисовки, настроения, мир контрастов и философских размышлений. Он был художником, который пытался осмыслить мир в том новом свете, который открылся человеку в 20 веке, пережившему революции и войны, увидевшему просторы вселенной и осознавшему, что добро и зло зависят от него самого. Поэтому искусство 20 века обращается к морально-этическим проблемам, стремясь найти способы их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
salmanov.docx | 20.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий портрет В. Н. Салманова
Вадим Николаевич Салманов (1912-1978 г.) начал заниматься музыкой с раннего детства. Его отец, хоть и не профессиональный музыкант, в юности занимался у известных петербуржских педагогов-пианистов С. Шлезингера и А. Есиповой. В доме Салмановых часто звучала музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Листа, Рахманинова. Посетив однажды концерт Э. Гилельса и взволнованный услышанным, Вадим Салманов принял решение посвятить себя музыке. В 1936 году он поступает в Ленинградскую консерваторию по классу сочинения к М. Гнесину и инструментовке М. Штейнберга.
Консерватория оказала громадное влияние на формирование музыкальных вкусов будущего композитора. В те годы она переживала период подъема и, пройдя через трудности в связи с обновлением системы образования, в ней сохранилась дореволюционная практика, обогатившаяся влиянием новой действительности.
Стоит отметить, что 30-е годы отмечены открытиями в области музыковедения: Б. Астафьевым разрабатывалась теория интонации. С. Кушнарев занимался проблемами полифонии, лекции по истории западноевропейской музыки читал И. Соллертинский. Таким образом, любознательные студенты могли подчерпнуть много полезного и интересного.
Консерваторские годы Салманова характеризовались интенсивной работой. Молодой композитор усваивал приемы развития музыкальной ткани, драматургии и инструментовки. Одной из первых его удачных работ можно считать романсы на стихи А. Блока («Помнишь ли город тревожный», «Город спит», «Улица», «Спите, молчите…»). «Маленькой симфонией» завершилось обучение Салманова в консерватории.
Творческий путь Салманова можно разделить на три периода. Первый (до 1960 года) наиболее обширный и интересный для наблюдения стилистической эволюции автора. В первую очередь молодой композитор осваивал камерно-инструментальный жанр – многочастную форму в квартетах и трио. В 1949 году, будучи автором произведений для симфонического оркестра и камерно-инструментальных ансамблей, он пишет вокально-симфоническую поэму «Зоя». В этот период композитор пишет свои первые хоры a capрella – два хора на стихи Я. Шиваза (1950 г.).
В 1957 году Салманов закончил монументальное произведение ораториального жанра – вокально-симфоническую поэму «Двенадцать» по одноименному произведению А. Блока. Впервые обратившись к монументальному хоровому искусству, он именно здесь нашел самого себя. Повлияло на это многое – обстановка, связанная с 40-летием Октябрьской революции, и обусловленный этой датой общественный подъем: тема Революции и Октябрьского переворота, способная вдохновить композитора на создание героического произведения. «Двенадцать» не единственное сочинение Салманова, посвященное революции - в 1959 году появился цикл из шести поэм на стихи Н. Хикмета «…Но бьется сердце».
Второй период – шестидесятые годы – время творческих экспериментов. Салманов серьезно занялся изучением додекафонии в инструментальных жанрах. С использованием серийной техники появились квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971 г.), Соната для струнного оркестра и фортепиано (1961 г.), Третья симфония (1963 г.) и другие сочинения. Однако, эти произведения не провели резкой грани в творческой эволюции композитора: с помощью приемов серийной техники, Салманов нашел для себя подход в передаче содержания, включив его в систему средств собственного музыкального языка.
60-е годы – кульминационный период в творчестве композитора. Салманов продолжает интенсивно сочинять хоры, романсы и камерно-инструментальную музыку. В это время появляется хор на слова А. Пушкина «Испания в сердце» (1960 г.), шесть хоров a capрella на стихи Р. Гамзатова «Восьмистишия» (1962 г.), три хора на стихи С. Есенина (1964 г.), цикл романсов на стихи Г. Лорки «Песни об одиночестве», семь женских (детских) хоров на стихи В. Майкова (1968 г.), кантата на слова П. Неруды «Ода Ленину». В 1967 году появляется хоровой концерт для смешанного хора без сопровождения «Лебедушка».
Последний период – с 1970 года – подводит итог стилевым поискам композитора. Салманов, применяя все виды современной композиторской техники, активно использует фольклорные жанры. Примером может послужить три обработки русских народных песен для меццо-сопрано и камерного оркестра; «Баллада» концерт для тенора, мужского хора, английского рожка и баяна.
Последние сочинения композитора датированы 1977 годом. Это вокализ для скрипки, хора и органа «Забытая ария»; два цикла для голоса и фортепиано на стихи Н. Рубцова («В минуту музыки» и «Русь моя»); Третья соната для скрипки и фортепиано и три мужских хора a capрella на слова Н. Рубцова. Высказывания Салманова в поздних вокальных произведениях становятся более емкими по форме. Тематика их связана с широким кругом литературно-художественных образов, в которых он находил близкие себе идеи и мотивы.
Стоит отметить, что Салманов занимался не только композиторской деятельностью, но и педагогической. В период с 1946 по 1951 год он преподавал в музыкальном училище при консерватории, а с 1951 года в самой консерватории. Он воспитал много замечательных музыкантов, среди которых Г. Сальников, Л. Балай, Г. Корчмар и другие.
Музыка Салманова – это поэтические зарисовки, настроения, мир контрастов и философских размышлений. Он был художником, который пытался осмыслить мир в том новом свете, который открылся человеку в 20 веке, пережившему революции и войны, увидевшему просторы вселенной и осознавшему, что добро и зло зависят от него самого. Поэтому искусство 20 века обращается к морально-этическим проблемам, стремясь найти способы их разрешения.
Исследователи считают, что популярность Салманову создала его хоровая музыка. Действительно, мы видим, что на протяжении всего творческого пути он обращался к хоровым произведениям. Салмановым было написано свыше семидесяти сочинений для хора, большинство из них сгруппировано в циклы. Ведущим жанром хорового наследия композитора стали хоры a cappella.
«Художественно-образный мир хорового творчества Салманова в основном определяется его созерцательно-лирическим (порою даже с элегической окраской) и, высшей степени, поэтическим видением, всегда внимательным, чутким и заинтересованным отношением к тому, что происходит в современном мире. Гражданская позиция Салманова не всегда бросается в глаза, но ощущается почти в каждом его сочинении – даже в скоромном лирическом музыкальном пейзаже, представляющем собой не просто зарисовку картины природы, а опоэтизированный «портрет» родной природы, прекрасной и всегда загадочной и «певучей»»[1].
[1] Коловский О. «Мастер хоровой музыки a capрella». Сб. «В. Н. Салманов. Материалы, исследования, воспоминания». Л., Советский композитор, 1982-стр. 103.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блантер Матвей Исаакович. Творческий портрет композитора.
По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донес...
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...
Выступление "Творческий портрет учителя"
Методическая гостиная учителей изобразительного искусства, музыки и мировой художественной культуры города Балаково и Балаковского района в рамках Года российской космонавтики....
Творческий портрет класса.
Они такие похожие и они такие разные. Они такие талантливые, разносторонние, они такие целеустремленные, интересные – мои выпускники....
Круглый стол "Творческий портрет одноклассника"
Круглый стол проведен в рамках конкурса "Самый классный классный"Цель:Раскрытие творческого потенциала и способностей учащихся.Задачи:Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к деко...
Творческий портрет И.С.Баха.
И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импрови...
УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»
Урок по творчеству В.Высоцкого построен в форме семинара...