Методическая разработка "Милый дружок, становись в кружок"
методическая разработка по музыке
В методической разработке рассматривается необходимость и значение русских народных подвижных игр для дошкольника. Предоставлены примеры подвижных игр..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.milyy_druzhok.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Милый дружок, становись в кружок» или необходимость и значение русских
народных подвижных игр для дошкольника
Народные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В календарных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сейчас малопопулярны. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
У большинства детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Компенсировать этот пробел возможно при помощи приобщения детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Подвижные народные игры хорошо разделить на четыре возрастные ступени:
• младший возраст (3—4 года);
• средний возраст (4—5 лет);
• старший возраст (5—6 лет);
• подготовительная к школе группа (6—7 лет).
При этом необходимо учитывать главные методические принципы: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
При систематическом включении народных подвижных игр мы решаем несколько задач:
1. Создаём систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
2. Привлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Создаём условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
4. Воспитываем интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
5. Используем все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
6. Знакомим детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
На доступном для детей уровне дети знакомятся с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку.
Игры — своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; воспитываются умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх заключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка имеет древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться происходит из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное, так как полагали, что есть «счастливые» и «несчастливые» числа.
Эту взрослую привычку подсматривали дети, ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались оговорки: «Кого выбираешь, что выбираешь? Что возьмешь?»
Ниже приведены русские народные игры во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря
Новый год: «Арина», «Баба Яга», «Жмурки».
Рождественский сочельник: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек», «С города долой!»
Святки: «Бабка», «Гуськи», «Дедушка-рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок», «Слепой козел», «„Черного" и „белого" не говорить, „да" и „нет" не повторять».
Масленица: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горшки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Салки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Салки с мячом».
Благовещенье: «Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Птицы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки».
Вербная неделя: «Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток».
Пасха: «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с горки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».
Красная горка: «В круги», «Отгадывание».
Лялин день: «Ляля».
Егорьев день: «Лошадки», «Пастух и стадо».
Троица (Семик): «В кресты», «Венок», «Водяной», «Горячее место», «Еры-калище».
Никита-гусятник: «Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Заинька», «Утица» («Уточка»).
Давид-земляничник: «У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь».
Николай Кочанский: «Капуста», «Плетень».
Успение: «Кто с нами?», «Огородник», «Пахари и жнецы».
Семенов день: «Муха», «Охотники и собаки», «Черный жук».
Покров: «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона».
Кузьма и Демьян: «Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы», «Курочки», «Царевна».
♦ Арина
Играющие встают в круг, в середине — водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все поют:
Долгая Арина, Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя скажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль каравая, Вдоль по караваю. Кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
♦ Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном из них. Выбираются два Мороза: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу Морозы говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я — Мороз — Красный Нос
Я — Мороз — Синий Нос
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы гроз,
И не страшен нам Мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», коснувшись рукой.
♦ Ай да птица, что за птица!
Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:
Ай да птица, что за птица, что за птица за орел!
Сосед поднимает предмет быстро отвечает: «Ай да птица, - птица — ворон!» Игра продолжается — до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся, забыв назвать птицу.
♦ Ерыкалище
На земле (на полу) очерчен круг. Выбирается водящий — Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища из бумаги. Он становится в круг. Остальные за кругом напевают:
Эко диво — чудо-юдо, Морская губа — Ерыкалище_-Эко диво, чудо-юдо, С Горынова дуба Морское поганище!
Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят. Ерыкалище и плененный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается до тех пор, пока Ерыкалище и его пленники не переловят всех играющих.
♦ Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают в него палочки, кусочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульный, который должен после каждого падения «мухи» возвращать ее обратно на кол. Когда играющие израсходуют все свои «снаряды», им предстоит быстро собрать их и вернуться на место. Кто не успеет, становится «караульным».
♦ Кузнецы
Считалкой выбирается «кузнец». Остальные дети — «жеребцы».
Жеребцы:
Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять.
Кузнец:
Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!
На слове «готово» жеребцы убегают, кузнец их ловит.
♦ Царевна
Играющие становятся в круг, на середину выходит одна девочка — «царевна». «Царевич» ходит за кругом.
Все поют:
Круг города ходит Царев сын, королек,
Невест выбирает Царев сын, королек.
Войди, царевич, в город,
Подойди, царевич, ближе,
Поклонись, царевич, пониже,
Поклонись пониже.
После этих слов царевич выбирает себе царевну, входит в круг, и они танцуют.
Выходит следующий парень, и игра повторяется.
♦ Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву. Один из них выходит на середину и, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку:
Тара-бара, Домой пора —
Ребят кормить, Телят поить,
Коров доить. Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове (а иногда и слоге) прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Варианты считалок
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый!
— Что там делал?
— Лыко драл!
— Куда клал?
— Под колоду!
— Кто украл?
— Родион.
— Выйди вон!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею — малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи — тебе водить!
Играйте, развивайтесь, берегите и передавайте опыт и знания предков детям. Учите их любить и уважать свою родную землю.
Список литературы:
1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н. / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников / Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Князева О. Л., Маханева М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2003.
5. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников / Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений// Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cпортивно-патриотическая игра "Становись в строй!"
Спортивное мероприятие на 9 мая или конец учебного года...
Буклет "На зарядку становись!"
Зарядка - комплекс простых физических упражнений, выполняемых после сна и направленных на выведение человека из состояния сна и введения в состояние бодрствования....
Становая тяга, как дополнительное средство воспитания силовых способностей в гиревом спорте (рывок)
Сегодня упражнения со штангой и тяжестями как эффективное средство развития силовых возможностей привлекают многих молодых людей (мужского и женского пола), а также людей среднего и старшего возраста....
На зарядку становись!
Мы за здоровый образ жизни!...
На зарядку становись!
Содержание: 1. Польза утренней зарядки для здоровья школьников; 2. Правила проведения утренней зарядки; 3. Примеры упражнений для утренней зарядки....
«На зарядку становись!»
С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выпо...
На зарядку становись! Роль зарядки в жизни человека.
Цели: закрепление знаний детей о факторах, способствующих укреплению здоровья; воспитание стремления следить за своим здоровьем....