Рабочая программа по музыке 5-8 класс
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:  Примерной рабочей программы основного общего образования «Музыка» для 5-8 классов, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2022г.,распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;  Программы воспитания МАОУ СОШ № 28

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx57.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Балаково Саратовской области

«Рассмотрено на ШМО

______________/ __________/

Протокол №____     от

« _____  » ___________ 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/ М.Н.Вязова /

« _____  » __________ 2022 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 28»

____________/К.Б.Кузнецов/

Приказ №_____ от

   « _____  » __________ 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Музыка

Класс

5-8

Образование

Основное  образование

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:  Примерной рабочей программы основного общего образования «Музыка» для 5-8 классов, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2022г.,распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;  Программы воспитания МАОУ СОШ № 28

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.

 Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

  ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

 Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание ценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа коммуникации;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

 а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

 в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

 г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.)

 д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

 е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и  профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

 Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета  образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

 модуль № 1 «Музыка моего края»;

 модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

 модуль № 3 «Музыка народов мира»;

 модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

 модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

 модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

 модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

 модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

 модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Модульный принцип допускает перестановку блоков; перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими  проектами.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.  Учебная  нагрузка составляет один академический час в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

- знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

  1. Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них;

- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

  1. Эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;

- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  1. Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;

-овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

-овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической  информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

  1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

- соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

-сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  1. Трудового воспитания:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-  интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

  1. Экологического воспитания:

-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения;

- форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

- смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

-  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

 различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.

 Невербальная коммуникация:

- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

 Вербальное общение:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

 - выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

 Совместная деятельность(сотрудничество):

-  развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

- понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

- понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями. Самоорганизация:

- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

- использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

-  развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

-  регулировать способ выражения собственных эмоций.

 Принятие себя и других:

-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

- признавать своё и чужое право на ошибку;

- при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

- принимать себя и других, не осуждая;

-проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности  и жизненных навыков личности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

 — понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

 Модуль № 1 «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

 исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль №2. «Народное музыкальное творчество России»:

 определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

 различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;  определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

 Модуль № 4. «Европейская классическая музыка»:различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средстваиспользованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора  произведения, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средстваиспользованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства, на основе восприятия произведения, другого вида искусства. (Сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.); подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;  высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

 Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Тематический план рабочей программы учебного предмета «Музыка 5 класс»

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основное содержание

Электронные учебно-

методические

 материалы

1

Модуль № 1. «Музыка моего края» - 8 часов/

 Тема: «Фольклор - народное творчество» - 4 часа.

Тема: «Календарный фольклор» - 4 часа.

Традиционная музыка-отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).

Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).

http://puzzlecup.com

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://folkinst.narod.ru/ 

2

Модуль №5 «Русская классическая музыка» - 7 часов.

  Тема № 1. «Образы родной земли» - 3 часа.

Тема №2 «Русская исполнительская школа» - 4 часа.

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные музыкальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам(на примере творчества М. И. Глинки, С.В.Рахманинова, В. А Гаврилина и др.)Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтера, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравин.) Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге. Конкурс имени П. И. Чайковского.

http://www.rusromans.com/

http://booksite.ru/gavrilin/ 

http://opera.r2.ru

http://www.senar.ru/ 

3

Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» - 10 часов.

 Тема: «Национальные истоки классической музыки» - 6 часов

Тема: «Музыкант и публика» - 4 часа.

Национальный музыкальный стиль напримере творчества

Ф.Шопена, Э.Грига и др. Значение и роль композитора – основоположника национальной культуры. Кумиры публики ( на примере творчества Моцарта, Паганини…) Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки.

http://www.bertramka.com/

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

4

Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» - 9 часов

Тема: «Музыка и литература» - 5 часа

Тема: «Музыка и живопись» - 4 часа.

Единство слова  и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика и т.д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французскихквавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядов и др.)

http://ciurlionis.licejus.lt/ -

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

     Итого – 34 часа

Тематический план рабочей программы учебного предмета «Музыка 6 класс»

п/п

Название раздела.

Основное содержание.

Электронные учебно-методические материалы

1

Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» - 8 часов.

Тема: «Россия – наш общий дом» - 4 часа.

Тема: «Фольклорные жанры» - 4 часа.

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.

Общее  и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

2

Модуль № 5 «Русская классическая музыка» - 7 часов.

Тема: «Золотой век русской культуры» - 3 часа.

Тема: «История страны и народа в музыке русских композиторов» - 4 часа.

Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и образов  русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и др.).

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов(на примере С. С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и др.).

http://www.rusromans.com/

http://opera.r2.ru/ 

http://resh.edu.ru

http://puzzlecup.com

3

Модуль №4. «Европейская классическая музыка» - 10 часов.

Тема: «Музыка – зеркало эпохи» - 4 часа.

Тема: «Музыкальный образ» - 6 часов

Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха, Л. ван Бетховена.

Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. Бетховена, Ф. Шуберта и др). Стили классицизм и романтизым (Круг основных образов, характерных интонаций, жанров).

http://www.jsbach.org 

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://uchebnik-shkola.com

4

Модуль №7  «Жанры музыкального искусства» - 9часов.

Тема: «Камерная музыка» – 4 часа.

Тема: «Циклические формы и жанры» -5 часов

Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастна, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

Итого – 34 часа

Тематический план рабочей программы учебного предмета «Музыка 7 класс»

Название раздела

Основное содержание

Электронные учебно-методические материалы

1

Модуль № 3 «Музыка народов мира» - 8 часов.

Тема: «Музыка – древнейший язык человечества» - 4 часа.

Тема: «Музыкальный фольклор народов Европы» - 4 часа.

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.)

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

http://folkinst.narod.ru/ 

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

2

Модуль № 6. Образы русской и европейской духовной музыки» - 7 часов.

Тема: «Храмовый синтез искусств» - 3 часа

Тема: «Музыкальные жанры богослужения» - 4 часа.

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella, пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

http://www.jsbach.org 

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

3

Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» Тема: «Музыкальная драматургия»- 4 часа.

Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма-  строение музыкального произведения.

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

4

 Модуль № 7: «Жанры музыкального искусства»  - 6 часов

Тема. «Симфоническая музыка».

Симфоническая музыка. Симфония. Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина)

http://www.bertramka.com/

http://puzzlecup.com

5

Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» - 9 часов.

Тема: «Музыка и театр» - 6 часов.

Тема: «Музыка кино и  телевидения» - 3 часа.

Музыка к драматическому спектаклю (на примере   творчества Э. Грига, Л. Бетховена, Д. Шостаковича, А.Шнитке). Единство музыки, драматургии, сценической живописи хореографии.

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма(на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке).

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

Итого-34 часа

Тематический план рабочей программы учебного предмета «Музыка 8 класс»

Название раздела

Основное содержание

Электронные учебно-методические материалы

1

 Модуль № 1. «Музыка моего края» - 8 часов.

Тема: «Семейный фольклор» - 4 часа.

Тема: «Наш край сегодня» - 4 часа.

Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города. Земляки - композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

http://www.krugosvet.ru

http://resh.edu.ru

http://folkinst.narod.ru/ 

2

Модуль № 7. «Жанры музыкального искусства»

 Тема: «Театральные жанры» - 3 часа.

Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

http://resh.edu.ru

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

3

Модуль № 5 «Русская классическая музыка». Тема: «Русский балет» - 4 часа

Мировая слава русского балета.Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

http://www.muz

http://resh.edu.ru

4

Модуль № 4. «Европейская классическая музыка»

Тема: «Музыкальный стиль» - 5 часов.

Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка.(На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.).

http://www.classic-online.ru/

http://www.bertramka.com/

http://www.schoenberg.at/

5

Модуль №5. «Русская классическая музыка»Тема: «Русская музыка – взгляд в будущее»- 3часа

Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс,  синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.).

https://coreapp.ai/ru

http://resh.edu.ru

6

Модуль №9. «Современная музыка: основные жанры и направления» - 9 часов.

Тема: «Молодёжная музыкальная культура» - 5 часов.

Тема: «Музыка цифрового мира» - 4 часа.

Направления и стили музыкальной молодёжной культуры XX- XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и комерческийконтект массовой музыкальной культуры.

Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональныеплей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.

https://resh.edu.ru/subject/

http://uchebnik-shkola.com

http://puzzlecup.com

Итого – 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...