М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (5, 6, 7 класс)
План-конспект урока по предмету "Музыка" подходит, как для НОО, так и для СОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._glinka_m.yu_._opera_-_i._susanin.docx | 24.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Цель урока: изучение оперы М. Глинки «Иван Сусанин», знакомство с фрагментами из оперы.
Предметные умения:
- Познакомятся с формами драматургии в опере: либретто, увертюра, интродукция, ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор.
- Узнают, что музыкальные образы могут стать воплощением каких- либо исторических событий.
- Научатся проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
Личностные и универсальные учебные действия:
- Познавательные: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».
- Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности.
- Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, формулировать свои затруднения.
- Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; испытывать чувство сопричастности к истории своей Родины и народа, уважать патриотические чувства русского народа.
Виды деятельности, форма работы: интонационно – образный анализ музыки; хоровое пение.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал: Интродукция, Каватина Антониды, «Польский бал» полонез и краковяк, дуэт Вани и Ивана Сусанина, романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», Сцена в лесу: хор поляков, речитатив и ария Ивана Сусанина, хор «Славься».
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, фортепиано.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Определение темы, цели и задач урока.
Мы с вами на прошлом уроке познакомились с жанром «Опера». Напомните мне, пожалуйста, что такое «опера» (ответы детей), «увертюра» и «интродукция» (ответы детей), «либретто» (ответы детей).
А чтобы определить нынешнюю тему, пожалуйста, посмотрите на доску, прочтите строки из стихотворения К. Рылеева и назовите тему урока.
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (ответы детей)
А кто может назвать автора этого произведения? (ответы детей)
Так, о чем же мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)
Правильно ребята. Тема нашего урока- опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Давайте, запишем ее в тетрадь.
Какую же цель мы с вами поставим перед собой на уроке? (ответы детей)
Цель урока - познакомиться с биографией М. И. Глинки и оперой «Иван Сусанин».
Давайте, запишем в тетрадь:
Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) – русский композитор, основоположник русской классической музыки.
3. Место М. И. Глинки в русском и мировом музыкальном искусстве.
Во многих отношениях М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как А.С. Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа.
Послушайте, как сравнивал музыкальный критик В.В. Стасов двух гениев: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии», «оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Главным источником, на котором формировалось творчество М.И. Глинки, были народная песня и танец.
Вначале, еще в почти детском возрасте, Михаил Иванович уже играл в крепостном оркестре своего дяди, а иногда и становился за дирижерский пульт.
В 1988 году журнал «Баян» опубликовал воспоминания «служилых людей» из с. Новоспасского композиторе: «Он любил деревенские пляски и песни, хороводы и игры. Большая зала с паркетным полом отдавалась в его распоряжение, и деревенские игры шли в присутствии Михаила Глинки. Дворовая молодежь, а за ней и старшие слуги веселились от души, пели, плясали, водили хороводы, а Михаил Глинка был доволен их веельеми всегда сам принимал в нем деятельное участие.»
Композитор неоднократно высказывал мысль: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Этот девиз стал основополагающим для всего творчества М.И. Глинки.
Безусловно, большую роль сыграло и то обстоятельство, что М.И. Глинка родился в селе Новоспасском, это было на Смоленщине, где в 1812 году полчища французских захватчиков рвались к Москве, а через несколько месяцев с позором бежали из России. Свежи в памяти были и героические подвиги русских людей, когда два столетия назад изгоняли они поляков.
Общее и музыкальное образование М.И. Глинка получил в благородном пансионе при педагогическом училище в Петербурге. Здесь же обучался и брат А.С. Пушкина Лев Сергеевич. Поэт бывал у своего брата и здесь состоялись первые встречи Глинки и Пушкина. Они в этот период не были близкими друзьями, но их знакомство сыграло положительную роль в формировании эстетических взглядов композитора.
В 20-е гг. XIX столетия М.И. Глинка формируется как композитор. Он часто посещает оперный театр, берет уроки игры на скрипке и фортепиано. Появляются его первые сочинения. Он жадно впитывал все то лучшее, что могла дать ему среда петербургской интеллигенции.
К концу 20-х гг. имя М.И. Глинки приобретает широкую известность в столице. Огромное воздействие оказала на композитора общественная обстановка в стране. М. Глинка со всей остротой ощущал тревожный дух времени. Во время восстания декабристов композитор был в столице и присутствовал на Сенатской площади.
В 1830 г. М.И. Глинка едет за границу: Италию, Австрию, Германию. В Италии композитор попадает под влияние итальянской музыки. Здесь же за границей глинка изучил наследия Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена и других композиторов. К этому периоду относится и мастерское овладение композитором техникой вокального искусства.
4. История создания оперы «Иван Сусанин».
Чем больше композитор овладевает музыкальным искусством стран Западной Европы, тем чаще возникают в нем мысли о создании русской национальной оперы. К концу путешествия М.И. Глинка всей душой стремится к родному искусству. Он задумал создать достойное национальное произведение. М.И. Глинка был истинным патриотом своего отечества, наделенным тем нравственным и политическим чувством, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его героическое прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.
Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», среди них были и его друзья.
М. И. Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует по Италии, - где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.
Вначале он написал «Марьину рощу», по поэме В. А. Жуковского. Двое молодых людей - Услад и Мария, полюбив друг друга, решают жениться. Услад на некоторое время уезжает из села, а богатый и грозный Рогдай щедрыми подарками склоняет на свою сторону и Марию, и ее мать, и вступает с девушкой в брак. Мария продолжает любить Услада, это замечает Рогдай и убивает ее. Сам Рогдай, переплывая реку на коне, тонет. Замок богатого вельможи опустел. Сюда через некоторое время возвращается Услад и ночью перед ним возник призрак Марии, который приводит его на место гибели невесты. Здесь услад встречает старого отшельника Аркадия, и в роще, где похоронена Мария, они сооружают скромную часовню Богоматери.
Странно, что такой ультрасентиментальный сюжет мог возникнуть как вариант первой оперы композитора. «Марьина роща» была отклонена, и тот же В.А. Жуковский предлагает исторический эпизод времен Лжедмитриев, связанный с подвигом костромского крестьянина Ивана Сусанина, и определен жанр произведения: «отечественная героико-трагическая опера».
Главным героем для оперы композитор выбрал Ивана Сусанина, мужика в лаптях, село Домнинос ветхими хатами с соломеннымикрышами, и близких ему людей: дочь Сусанина Антониду, приемного сына Ваню, ополченца Богдана Собинина. А поляки представлены королем Сигизмундом и шляхтой (польским дворянством). Поэтому одной из сторон драматургии оперы является конфликт социальный.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. На спектакле присутствовали император с императрицей, а также цвет русской художественной интеллигенции. После премьеры М.И. Глинка был приглашен в императорскую ложу, где ему был вручен подарок – перстень стоимостью в 3000 руб., который он отдал своей жене.
5. Актуализация знаний.
Работа по учебнику (в разных классах и у разных авторов это разные страницы).
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними.
«Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера, состоит из четырех действий и эпилога.
В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя", в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе. (Прослушивание).
Первое действие: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи". (Прослушивание).
Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
Второе действие (польский акт): Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III. Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. (Звучит ПОЛОНЕЗ, КРАКОВЯК, ВАЛЬС, МАЗУРКА).
В третьем действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского крестьянина. Антонида готовится к свадьбе. Неожиданно появляются поляки. Враги уводят главного героя. (Звучит романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки». Как вы думаете, каким вокальным голосом должна обладать исполнительница роли Антониды? (ответы детей)
Четвертое действие (Сцена в лесу). (Звучит речитатив и ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»). Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Финальная ария носит молитвенный характер. Как вы думаете, каким вокальным голосом должен обладать исполнитель роли Ивана Сусанина? (ответы детей)
Примечательно то, что усыновленного ребенка Сусанина – Ванечку - композитор наделяет голосом меццо-сопрано, что позже сделает и Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка», наделив юношу пастуха Леля голосом меццо-сопрано, т.е. и Ванечку, и Леля в спектаклях исполняют женщины. В четвертом действии происходит гибель главного героя.
Заключительный хор «СЛАВЬСЯ!» передает торжество и ликование народа (Звучит хор).
С оперы Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
6. Работа над песней.
7. Закрепление полученных знаний.
- Кто такой Иван Сусанин?
- В чем конфликт оперы?
8. Рефлексия. «Я узнал, что…», «Мне было трудно…», «Мне было интересно…»
9. Домашнее задание.
- Составить кроссворд по теме «Опера»
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
- Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "
Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....
Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"
Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...
Опера " Иван Сусанин " М.И.Глинка
Краткое содержание оперы М.Глинки, история создания, значение оперы для русской музыки....
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"
Презентация к уроку музыки "М.И.Глинка опера "Иван Сусанин" для обучающихся 7 класса...
Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин 3 класс
Разработка урока в 3 классе по теме "Опера М.И.Глинки - Иван Сусанин"...
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин"
Проверочная работа по опере М.Глинки "Иван Сусанин", музыка, 7 класс...
Проверочная по опере М.И. Глинки "Иван Сусанин" (7класс)
Обобщение по опере....