Использование инновационных технологий на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс)
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе, которые позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию, обогащают методические возможности урока, делая обучение наглядным, запоминающимся, интересным, придают ему современный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_muzyki.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Большакова Н.В.
МАОУ «СОШ № 29»
учитель музыки
Использование инновационных технологий на уроках музыки
Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата.
В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе, которые позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию, обогащают методические возможности урока, делая обучение наглядным, запоминающимся, интересным, придают ему современный уровень.
При проведении уроков музыки я использую ряд цифровых средств обучения:
• видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, концерты классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.
• анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
• синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.
• дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
• звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»).
• литературный ряд: информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия музыкальных фрагментов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке. Фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
• интерактивные творческие задания: контрольные вопросы, диагностические тесты, проблемные вопросы, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля.
Не менее эффективным является использование на уроках музыки готовых мультимедийных продуктов – программ, энциклопедий, справочников, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, рассказывается о различных стилях и жанрах музыки. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений.
Информационно-коммуникативные технологии.
В наше время приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. В условиях введения стандартов нового поколения большая роль отводится на умение самостоятельно работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта), ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации.
Одной из форм овладения учащимися ИКТ является проектная деятельность. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов, происходит индивидуальное развитие и самовоспитание творческого потенциала личности.
Здоровьесберегающие технологии
Считаю одной из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую:
•логоритмику,
•ритмотерапию,
•фольклорную арт-терапию и др.
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
•Например: марширование под музыку:
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Например: дирижирование, показ жестами взлёты и падения мелодии различных танцевальных жанров, хороводы в группах, движения под танцевальные жанры.
Использую анимации в начальной школе так дети ОВЗ могут видеть и слышать выполняемые упражнения.
Игровые технологии.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Я часто провожу: урок – соревнование (вместо тестирования),
урок – игра (или элемент урока, когда в процессе происходит игра).
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Литература.
- Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «КАРО», 2006.
- Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании. М.: «Курсив», 2007
- Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. М.: «Глобус», 2008.
- Арановский М.О. Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества. М.: «Владос», 2008.
- Алтынова Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок», Волгоград, «Учитель», 2008 .
- Ваграменко Я.А. Музыкальные компьютерные технологии. М.: «Астрель», 2008.
- Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики. СПб.: «Весь», 2008.
- Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
- Петрушин В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. М.: «ВЛАДОС», 2009
- Л.А.Насонова.Мультимедийные технологии на уроках музыки. –Воронеж, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...
Использование инновационных технологий на уроках музыки
Материал презентации можно использовать на уроках при знакомстве с творчеством С.С. Прокофьева...
“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.
Главная цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...
Доклад "Использование инновационных технологий на уроках музыки"
Современная действительность, требует новые формы и методы работы с детьми.В государственном образовательном стандарте для предмета «Искусство-музыка» приводятся рекомендации по использова...
Доклад "Использование инновационных технологий на уроках музыки"
Современная действительность, требует новые формы и методы работы с детьми.В государственном образовательном стандарте для предмета «Искусство-музыка» приводятся рекомендации по использова...
Использование инновационных технологий на уроках музыки
В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющей общей культуры. Неотъ...
Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....