Интегрированный урок: Музыка в литературе.
методическая разработка по музыке (5 класс)
Представлен урок музыки с обоснованием выбра темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simfonii_bethovena.docx | 135.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторы, название программы: «Музыка. 5-7 классы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой по музыке - «Музыка.5 -7 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.
Класс: 5.
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве. Симфония № 5 Л. Бетховена.
Цели: Урок открытия новых знаний: познакомить с произведением Л. Бетховена; выявить связи музыки и литературы.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, учебник, тетради.
Ход урока:
- Организация внимания (мотивация):
Обратите внимание на слайд и ответьте на вопрос: о музыке какого композитора сегодня пойдет речь?
- Реализация домашнего задания (биография Л. Бетховена) – фронтальный опрос:
- Какое великое историческое событие повлияло на жизнь и творчество Бетховена?
- Какие музыкальные жанры являются главными в творчестве композитора?
- Какую роль сыграл в жизни маленького Бетховена Кристиан Готфрид Нефе?
- Произведения каких писателей Бетховен любил читать в юности?
- С кем встретился Бетховен в Вене?
- Как сложились отношения Бетховена и Гайдна?
- С кем сравнивали Бетховена-пианиста?
- Какие произведения написаны в венский период?
- О чём говорится в Гейлигенштадском завещании?
- Кому хотел Бетховен посвятить Третью симфонию? Как он назвал её?
- Какие произведения написаны им в период зрелости?
- Как называется опера Бетховена?
- Какие два монументальных произведения Бетховена созданы в последние годы?
- О творчестве какого немецкого композитора – своего младшего современника – Бетховен отзывался с одобрением?
III. Изучение нового материала
- Вступительный этап:
- Послушайте отрывок из одного литературного произведения. Автор – А.И. Куприн, повесть «Гранатовый браслет». В произведении говорится о любви чиновника к женщине, которая не могла ответить ему на чувства, и чиновник, уходя из жизни, оставляет ей записку: «L. Van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Вера Николаевна просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей что-нибудь, и Женни исполняет именно эту сонату Бетховена. Бессмертная музыку будто говорила: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единствыеннная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слёзы. Успокойся…» И вера почувствовала, что он простил её, что всё хорошо…
2. Слушаем «L. Van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».
3. Ответьте на вопрос: какова роль сонаты Бетховена в жизни героев повести?
4. Слушаем фрагменты Симфонии № 5 (до минор).
- Актуализация новых знаний
Заполняем таблицу (на фоне прослушанного музыкального материала):
Что слышу? | Что вижу? | Что чувствую? |
- Составление конспекта в тетради
Симфония № 5
(до минор)
Годы создания: 1805-1808
Эпиграф: «Так судьба стучится в дверь». (Л. Бетховен)
Программа симфонии: «От мрака к свету, через борьбу к победе» - от до минора вступления I части к до мажору IV части. От «темы зла» (лейтмотив «судьбы») через борьбу и препятствия к победе человека над судьбой.
План симфонии (выведен слайдом на доску):
Первая часть | Вторая часть | Третья часть | Четвертая часть | |
Форма | Сонатная форма | Вариации на две темы | Сложная трехчастная форма с трио | Сонатная форма |
Тональность | До минор | Ля-бемоль мажор | До минор | До мажор |
Темп | Allegro con brio | Andante con moto | Allegro | Allegro |
Характер | Героическо-трагическая | Первая тема -лирическая, вторая тема - гимническая | Тревожно-затаённая, с контрастной танцевальной средней частью | Триумфальный марш |
Новаторство (выведено слайдом на доску):
- Большие масштабы частей.
- Единство цикла в Симфонии № 5 достигается отсутствием перерывов между 3-йи 4-й частями (в этом Бетховен отчасти предвосхищает стремление композиторов-романтиков к одночастности).
- Лейтмотив «судьбы» - сквозная тема, проходящая сквозь все части симфонии № 5.
- Реприза третьей части звучит на пианиссимо и пиццикато, оттеняя триумфальное звучание четвертой части.
- Масштабная финальная кода.
Оркестр
По сравнению с оркестрами Гайдна и Моцарта – увеличенный состав. Бетховен ввёл тромбоны, флейту пикколо, контрафагот; отделил строчку контрабасов от виолончелей.
Вклад Бетховена в мировое музыкальное искусство: композитор предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 века. Сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.
- Рефлексивно-оценочный этап
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение оценивать себя (работа на уроке).
V. Домашнее задание: 1) составить словарь темы; 2) работа с учебником:
с. 122-123 – прочитать материал; с. 123 – вопросы и задания.
Обоснование. На уроках смежных дисциплин обнаруживается следующее: при чтении литературных текстов в старших классах не возникает «контакта»: школьник-читатель - художественное пространство литературного текста – учитель. Неслучайно в начале разработки урока предлагается литературный текст с важнейшей «музыкальной» деталью, помогающей раскрыть всю полноту чувств и переживаний литературных героев. Если у учителя «звучит» - у учащихся «не звучит»: это ведёт к формальному чтению ими литературного текста, к функциональной безграмотности.
Произведения Бетховена направлены на внутреннюю жизнь человека, способны вызвать яркие эмоции и переживания. Биография Л. Бетховена не оставляет равнодушными школьников, а его творчество созвучно с внутренним миром сложных переживаний подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Интегрированный урок музыка, изо, литература "Весна в музыке и цвете".
Интегрированный урок по музыке. 2 класс....