О методах музыкального образования
статья по музыке на тему
Пройдя повышение квалификации в Московской академии профессиональных компетенций, захотелось поделиться некоторыми знаниями, которые возможно пригодятся для аттестации педагогов-музыкантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_muzykalnogo_obrazavaniya2.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В определении методов «Теория и методика музыкального
образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора
методов в контексте специфики работы по музыкальному образованию
зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и
новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а
также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими
методами «Теория и методика музыкального образования» имеет
собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и
интонационной природой музыкального искусства.
Под методами музыкального образования (следуя дословному
переводу слова «методос» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются
определенные действия педагога и учащихся, направленные на
достижение цели музыкального образования школьников, или способы
работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности
учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального
образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более
частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.
Из общепедагогических методов применяется следующая группа
методов:
– по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа
с книгой, видеометод);
– по назначению (приобретение знаний, формирование умений и
навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления,
проверки знаний, умений и навыков);
– по характеру познавательной деятельности (объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский,
игровой);
– по дидактическим целям (методы, способствующие первичному
усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных
знаний).
Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют:
обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую
(мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном
образовании детей.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном
обучении имеют свою специфику. Так, например, широко
распространенный словесный метод, экономичность и эффективность
которого в педагогической практике была отмечена рядом отечественных
ученых (М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером и др.), в музыкальном обучении
понимается не столько как передача необходимой информации, сколько
как образно-психологический настрой, направленный на духовное
общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного
пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.
Аналогично вышесказанному есть своеобразие и других
общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников,
которое заключается в применении наглядного и практического методов,
что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую
трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и
художественно-практические методы.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального
искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
– метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не
навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод
импровизации (Б. В. Асафьев);
– метод сопереживания (Н. А. Ветлугина);
– методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения
к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии
(Д.Кабалевский и Э. Б. Абдуллин);
– метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б. Алиев);
– метод музыкального собеседования (Л. А. Безбородова);
– метод интонационно-стилевого постижения музыки и
моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В.
Школяр).
Группу методов разработала О. П. Радынова для музыкального
воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений
произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые
способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных
ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают
воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений О.
П. Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются
контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми
названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения
(различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение
различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое
звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).
Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный
О.П.Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих
действий, направленных на осознание музыкального образа. Радынова
применяет различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-
двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-
инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.
Главное не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение
музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими
видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными
музыкальными средствами, вырванными из целого.
Все методы музыкального образования направлены на развитие
художественного мышления школьников и адекватны эстетической
сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального
воспитания.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у
учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого
метода:
– активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью
введения в тему или углубления ее; – ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной
учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и
формулированием детьми вывода;
– закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.
В силу направленности метода обобщения на развитие
художественного мышления Д. Кабалевский считал данный метод
основным в музыкальном обучении школьников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на
формирование у детей целостного представления о музыке. В программе
Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи
между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными
произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в
программе 2-го класса Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни,
знакомые детям по 1-му классу, трансформируются в такие важнейшие
качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность. При этом
сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в 1-м классе
интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как
ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями
Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева и др. В этом смысле возвращение к
усвоенным от года к году знаниям, по сути, есть выражение качественного
преобразования сознания детей.
На уровне связи между темами четвертей реализация метода
забегания вперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так,
первое полугодие 3-го класса имеет название «Музыка моего народа»,
второе – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира
нет непереходимых границ». Возвращение к пройденным произведениям
аналогично подразумевает не просто повторение его, а восприятие
знакомого в условиях новой темы. Так, во 2-м классе дети обращаются к
прелюдиям № 8 и № 20 Ф. Шопена в первой и третьей четвертях, сначала,
когда проходят тему «Маршевость, песенность, танцевальность», и позже,
когда постигают принципы развития музыки.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное
отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию
увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее
важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока,
определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной
драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия
(Л. Г. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко).
Принципами метода эмоциональной драматургии являются:
эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального
тона урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».
Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.
Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....
«Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Работа в классе баяна и аккордеона....
Методы и приемы детского музыкального образования
Каждый ребенок - индивидуальность, и, поэтому, к каждому ученику нужен особенный подход. В этой статье рассказывается о трех основных методах, применяемых при обучении детей музыке....
Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...
Современные методы музыкального образования детей
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зав...