Предметно-диалоговое обучение на уроках музыки
статья по музыке

Сипатов Сергей Александрович

Диалог на уроке музыки позволяет развивать мышление учащихся, их навыки устной речи и умение ясно излагать свои мысли... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-dialogovoe_obuchenie_na_urokah_muzyki.docx15.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Введение

Диалог на уроке музыки позволяет развивать мышление, навыки устной речи и умение ясно излагать свои мысли. Ни для кого не секрет, что наряду с необходимостью и важностью информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения детей, а использование презентаций на уроках музыки открывает огромные возможности для обучения, развитие современных средств связи нередко приводит к уменьшению «живого» общения. И ведение бесед на уроках в определённой степени помогает преодолеть этот недостаток общения для гармоничного развития детей.

Роль диалога на уроках музыки

Вводная беседа в начале урока выявляет степень понимания усвоенных ранее знаний, позволяет учащимся вспомнить пройденный материал и настроиться на изучение нового материала. Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога. Ведение современного урока в соответствии с ФГОС строится на основе деятельностного подхода: ребёнок сам учится, а учитель лишь направляет его.

Стремление учащихся рассказать о музыкальных образах и впечатлениях от музыки активизирует мышление, заставляет находить подходящие слова и выражения, наиболее точно выражающие тончайшие оттенки чувств, выраженные в изучаемой музыке. В процессе диалога ученика с одноклассниками учитель направляет беседу в нужное русло, обращает внимание на точность формулировок. Особенно интересными и действенными являются эвристические и сократические беседы с учениками. В ходе беседы учитель музыки имеет возможность обсуждать с учениками всё, что связано с изучаемым композитором или его музыкой: историческую эпоху, стиль, жанр, форму произведения, средства музыкальной выразительности. Это даёт возможность обсудить то, что интересно и необходимо знать детям.

Диалог на языке музыки

Предметно – диалоговая форма обучения позволяет объединить знание музыки и умение рассказать о ней, критичность мышления и самостоятельность, настроить на сотрудничество детей и учителя. Во время ведения диалога учитель должен верить в ребенка, и не только направлять его, но и создавать ситуацию успеха. Например, при изучении темы «Космический пейзаж» в 6 классе в беседу о музыке можно органично ввести импровизацию учащихся на синтезаторе. После краткого анализа средств музыкальной выразительности, каждый(!!!) ученик прекрасно и с большим удовольствием выразит своё ощущение космоса языком музыки. Для этого учитель должен всего лишь заранее настроить «космический» тембр инструмента.

Музыкальная импровизация является увлекательной формой диалога. Очень интересно при изучении джаза предложить детям вокальную импровизацию. Сочетание деятельностного подхода и диалога на языке музыки увлекает учащихся, они с удовольствием импровизируют сами и обсуждают импровизации своих одноклассников. Учащиеся практически всегда с удовольствием выполняют творческие задания. А опыт творческой деятельности независимо от будущей профессии ученика неизбежно проявится в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Соединение музыкальной викторины с закрепляющей беседой на уроке музыки позволяет оценить степень освоения нового материала. Следует отметить тот факт, что знание музыкального произведения гораздо важнее, чем чтение статей о нём. Именно знание самой музыки позволяет сформировать собственное мнение о ней у учеников, обсуждать ее. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). И здесь может быть уместен диалог с учениками для повторения и закрепления знаний, полученных на уроке.

В заключении хочу привести слова В.А.Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Умение учителя вести увлекательный диалог на основе глубокого знания предмета – залог интереса учеников к изучаемому предмету и желания учиться.

Список использованных источников и литературы

  1. Диалоговые формы работы с одаренными детьми. zavuch.ru/methodlib/1844/154703.
  2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7-8 классы. – М.: Просвещение, 2017.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в обучении на уроках музыки и МХК

В статье рассказывается о опыте внедрения в практику школы интегрированного обучения. Рассказывается об интеграции предметов:музыка, изобразительное искусство, художественный труд, МХК, литературное ч...

Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)

Активные  методы обучения   на уроках музыки.Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знан...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Интерактивное обучение на уроках музыки

Интерактивное обучение на уроках музыки...

Доклад на тему:"Интегративные технологии в обучении на уроках музыки"

Выступление на РМО г.Кашира. Доклад на тему:"Интегративные технологии в обучении на уроках музыки"...

Применение занимательных форм обучения на уроках музыки и во внеурочное время с использованием ИКТ (из опыта работы)

В данной методической разработке  наглядно продемонстрированно использование разных форм работы как на уроке, так и в внеурочное время....