Интерактивное обучение на уроках музыки
учебно-методический материал

Олейникова Галина Александровна

Интерактивное обучение на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx15.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение в работе педагога

 

  

Понятие «интеракция» (от англ. interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.  Для теории символического интеракционизма (основоположник — американский философ Джордж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию что, конечно, необходимо применять в современной практике образования и воспитания.

Согласно англо-русскому психолого-аналитическому словарю, «interact» (интеракт) - взаимодействовать, находиться во взаимодействии, воздействовать (влиять) друг на друга. В психологии интеракция — это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (с человеком), а социальная интеракция — процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.  

В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушателями и дающие им возможность влиять на некоторые сюжетные линии передач.

Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение». Согласно одному из новейших педагогических словарей интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Бадмаев Б.Ц. определяет интерактивное обучение как обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под редакцией Паниной Т.С., интерактивное обучение - обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог учащихся между собой и учителем.

Таким образом, интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена видов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).  

Обладая большей свободой в отборе содержания, форм, методов и средств обучения, сфера дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению с основным, что позволяет сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными технологиями интерактивного обучения.

К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод деловой игры, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих  и профессиональных задач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; встречи с приглашенными специалистами, информационные технологии и др.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. развитие профессионализма всегда идет через "другого человека", который может быть представлен и непосредственно как живой субъект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы.

 

Литература

 

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Б.Ц. Бадмаев. – М., 2001. – 254 с.
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим–Бад.  М., 2003. – 276 с.
  3. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
  4. Ступина,  С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/С.Б.Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

Презентация "Интерактивные формы обучения на уроках музыки"

В презентации показана технология работы с интерактивными формами на уроке музыки...

Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"

Итоговый проект "Интерактивные методы обучения на уроках музыки, искусства, МХК"...

Интерактивные формы обучения на уроках музыки.

Интерактивный - «Inter» - это взаимный, «act» - действовать....