УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по биологии на тему

Трохина Татьяна Егоровна

выступление на городском семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luud.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Трохина Т.Е. учитель биологии МОУ «Лицей №5» 

Каждый учитель строит себе собственную школу,

подбирая для себя у всех предшественников то,

что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.  Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться  в информационном пространстве  находить  нужное  и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках  биологии.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития.

В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

  • личностные,
  • регулятивные,
  • познавательные,
  • коммуникативные.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет – мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил «Всё в твоих руках».

Действительно, в руках педагогов всё, а самое главное – это развитие личности:

  • любознательной
  • интересующейся
  • активно познающей мир
  • умеющей учиться
  • способной к организации собственной деятельности
  • уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
  • доброжелательной
  • умеющей слушать партнёра
  • уважающей своё и чужое мнение
  • готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Личностные УУД

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

 Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных УУД:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

К личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. 

Роль личностных УУД для школьника

Осмысление. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

Самоосознание. Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)

Самоопределение.

1. Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

2. Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя:

  • с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  
  • с земляками, народом,
  • с твоей Родиной,
  • со всеми людьми,
  • с природой;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
  • отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
  • уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
  • осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Поступки.  

1. Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

  • культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
  • базовых российских гражданских ценностей,
  • общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
  • известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
  • сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
  • сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
  • признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание)
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

2. Умение оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

3. Способность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

  • общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
  • важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
  • важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
  • важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в прекрасном» и отрицания «безобразного»;
  • важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

4. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Способы формирования личностных УУД

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

Биология как предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного мира, отношений человека с природой, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучения биологии обеспечивается формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  • развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются  следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие информации;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Для развития личностных УУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность УУДкоторые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Приемы формирования личностных УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.

Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:

  1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.  
  2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
  3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько примеров:

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. Наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». 

Так, например, при изучении темы «Значение дыхания» в 8 классе прошу учеников закрыть рот и нос и не дышать, сколько смогут. Затем прошу поделиться впечатлениями и предположить «Какую тему мы будем изучать на уроке».

В учебниках «Биологии» полностью реализована технология проблемного диалога. В практически каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Выдвижение проблемного вопроса.

9 класс: Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?

         Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

9 класс: Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

         Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

          9 класс: Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют:

а) как результат создания видов творцом (К.Линней);

б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк);

в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин).

Какую точку зрения вы выберите и почему?

         Сообщение парадоксального факта

6класс: Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

Выполнение творческих заданий

9 класс: Подготовка и защита творческих работ по теме: Экологические проблемы (в виде презентаций, сообщений, рисунков.)

6 класс:  Подготовка теста по теме: «Жизнь растений»

1задание: 3 вопроса с выбором  одного правильного ответа.

2задание: из 6 утверждений выбрать три верных.

3задание: на соответствие

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  • до начала чтения. На основании заглавия, иллюстрации и терминов дети высказывают свои предположения о теме, о чем будет идти речь, выдвижение гипотез и предположений, о последовательности событий.
  • в процессе чтения. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения (или же чтение вслух, по абзацам, с комментариями). По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. выделение незнакомых терминов). Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология). После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять, как усвоен материал учащимися, выявить сложности.

Опыт  работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению статьи, развивает технику чтения и речь школьников. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение «Биологии» предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопа, а также использование цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. 

Список технологий формирования УУД

  1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
  2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
  3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
  4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
  6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
  8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».
  9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
  10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
  11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий.
  12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках.
  18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
  21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
  22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
  26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
  28. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
  29. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
  30. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  31. Учитель учит детей планировать свой досуг

32.Учитель организует конструктивную совместную деятельность

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе. 

Очень часто формирование какого-либо универсального учебного действия требует больших затрат времени, и учителю кажется, что время тратится зря, в ущерб каким-то предметным результатам. Однако опыт показывает, что если мы освоим такие технологии, как продуктивное чтение, проблемный диалог, самооценка, научим учащихся формулировать проблему урока, составлять план индивидуальной деятельности или распределять роли в группе при групповой работе, предметные результаты могут быть достигнуты с меньшими затратами времени. Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Биология 6-й класс:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:

 риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

В сфере личностных УУД у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.

Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...

Исторические аспекты математики, влияющие на формирование личностных качеств обучающихся.

Статья затрагивает некоторые аспекты воспитания на уроках математики. Исторические моменты открытия математических законов и их доказательства могут служить примером для обучающихся при формировании л...

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....

«Основы формирования личностных качеств у подростков»

Реализация программы «Основы формирования  личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколен...

Рабочая программа «Основы формирования личностных качеств у подростков»

В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам  летчика.Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются  качества человека, определяющие эф...