М.П. Мусоргский. "Картинки с выставки".
методическая разработка по музыке

Горячева Татьяна Викторовна

Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки  Модеста Петровича Мусоргского.

Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского  в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект

«Мусоргский -  discovery»

5 - ые классы.

            Образы сюиты  «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

                          Ко Дню рождения композитора

Цель: Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов

посредством музыки  Модеста Петровича Мусоргского.

Задачи: 

1.Воспитательная:

Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Почувствовать и попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского  в    творчестве   Виктора Гартмана.

2.Образовательная:

 Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая.      

 Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

4. Создание макета одного из образов сюиты.

Оборудование урока:

аудиозапись -СД,  презентация, словарь эстетических эмоций,

музыкальный центр,  проектор.

План мероприятия

Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Добыча виртуального ключа

Сюита «Картинки с выставки», М.П.Мусоргский, В.А.Гартман.

Пьесы из сюиты:

«Прогулка»

«Гном»,

 «Избушка на курьих ножках»,

«Старый замок» -

 слушание и анализ, создание своих образов  рисунки)

Викторина (Ответы на вопросы).

Рефлексия.

Творческое  задание – изготовление куклы и замка

Подведение итогов.

                             « Мусоргский -  discovery»

Организационный момент:

Учитель -

Дорогие ребята,  сегодня нам предстоит с вами  решить несколько творческих задач и выяснить:

«Что нужно сделать, чтобы нарисовать  образ  по музыкальному произведению?»

Для этого нам  предстоит   посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть,  нужно  всей командой   добыть виртуальный  ключ. Готовы?

Тогда начинаем:

 Но сначала    команды  поприветствуют друг друга и учителя.

 

Команды приветствую друг друга.

Учитель:

Для того, чтобы получить  виртуальный ключ, нужно ликвидироваь два  препятствия .

 Первое:

Внимание на экран -

На экране вы видите иллюстрацию, её предстоит разгадать и напеть ту песню, которая там отображена.

(на экране отображаются три картинки, дети разгадывают).

 

 Учитель 

- Вы с лёгкостью преодолели первое препятствие, а теперь

вам  на стол разложат карточки с  вопросами.

Ваша задача максимально быстро и правильно ответить на вопросы, тем самым добыв ключ к дальнейшему движению….

рефери  наблюдают за ходом работы

Решение  кроссворда

 1.Человек, который пишет музыку

2.Композитор, автор сюиты «Картинки с выставки»

3.Художник, автор рисунков музыку к которым написал Мусоргский

4.Инструмент,  на котором исполняется произведение

5.Пьеса, объединяющая все картинки

6.Муз жанр, состоит из нескольких частей, объединенных общим замыслом

7.Окраска звука в музыке

8.Популярный исполнитель конца 20 века, который использовал пьесу «Картинок» в своем альбоме

Учитель –

Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ.

Давайте, воспользуясь вируальным ключом,   откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.

 Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.) 

Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХIХ века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд».

Любая экскурсия подразумевает рассказ  и комментарий экскурсовода,  для того, чтобы понять, куда мы пришли, и что нам предстоит увидеть

 Итак…..

М.П.Мусоргский был очень необычным человеком.

В произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению,  он умер в довольно- таки молодом возрасте. Через год после смерти была  организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано.  За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

Нашему взору открываются  яркие  образы картин  художника.

Мы с вами попали на выставку картин.

Как называется  эта часть в музыкальном  произведении?

 Экспозиция

Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом пьес  и попробуем   доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение.

Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.

 А это и есть  в переводе с  французского   «последовательность, ряд»,

 что называется на музыкальным языке  - СЮИТА

Вам   сейчас будут предложены  листки с карточками. На них нужно   будет  ответить на вопросы о средствах музыкальной и художественной  выразительности.  

Вопросы указаны на экране. Время работы 5 минут.

Учитель:

В сюите «Картинки с выставки»  каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл  пьеса-связка «Прогулка», постоянно повторяющаяся,  где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.

 Как называется   такой повторяющийся  музыкальный фрагмент (лейтмотив)?

Слушаем:  «Прогулка»

Учитель:

– Сегодня   мы подробно остановимся на трёх пьесах, постараемся  понять, каков характер этой музыки?  

Ваша задача  прослушать, выбрать, кто будет рисовать, на каких моментах мыконцентрируем внимание, с какой палитрой  красок  ассоциируется  у вас эта музыкальныая  пьеса «Гном».

 Дети слушают пьесу «Гном»  и создают  (рисуют) свой собственный образ.

Используя карточки с подсказками  эмоций  к  пьесе,  вам предстоит подобрать определённые  термины, и в соответствии с музыкой нарисовать свою картину на этот сюжет.

   

Покинув временно экспозицию , мы отправляеся в творческуюмастерскую.

 Ваш предыдущий опыт  может вам подсказать образ и характер  модели проекта, которую вы будете сейчас создавать...

«Старый замок»

 «Избушка  на курьих ножках»

 

У нас пять команд. Сейчас методом  жеребьёвки вы определите   проект , который будете создавать.

Творческая мастерская

Ваша задача создать  образ  замка или куклы Бабы-Яги..

 Время работы 20 минут

 Фоном звучит музыка…(Дети мастерят куклу и замок)

На столах у вас  все необходимые предметы для творческого процесса.

 

Учитель:

Каков ваш образ... можно использлвать словарь эмоций

Командам предстоит представить свой макет

 

Рефлексия

Учитель –

Изменилось ваше видение образов   музыки  Модеста Петровича Мусоргского?. ..

 Всем большое спасибо...вот и завершается наша познавательная экскурсия на выставку.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мусоргский - D iscovery «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский Учитель музыки Горячева Т.В. ГБОУ СОШ № 473 Калининский район Санкт- Петербурга

Слайд 6

РЕЗЕРВ ЗАДАЧ КРОССВОРД

Слайд 8

Выставка картин

Слайд 10

ЭКСПОЗИЦИЯ

Слайд 11

Модест Петрович Мусоргский – русский композитор 19 века

Слайд 12

Русский художник и архитектор Виктор Гартман

Слайд 13

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита – от французского «последовательность, ряд» Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.

Слайд 14

Средства музыкальной выразительности Мелодия Ритм Темп Динамика Тембр Лад Увертюра Программная музыка

Слайд 15

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита М Мусоргского состоит из 10 пьес, каждая из них – это небольшая сценка. Скрепляет цикл : пьеса-связка- «Прогулка»

Слайд 16

Пьеса-связка

Слайд 18

КОЛЮЧАЯ, ПЕСЕННАЯ, СТРЕМИТЕЛЬНАЯ, НАСТОРОЖЕННАЯ, ПОДВИЖНАЯ, БЕЗЗАБОТНАЯ, ЗЛАЯ, СКОРОГОВОРКА, СДЕРЖАННАЯ, ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ, НЕТОРОПЛИВАЯ, УМЕРЕННАЯ

Слайд 19

ХАРАКТЕР МУЗЫКИ:

Слайд 20

Пьеса из сюиты - «ГНОМ»

Слайд 21

ЖЕРЕБЬЁВКА

Слайд 22

Пьеса из сюиты - «Избушка на курьих ножках»

Слайд 23

Пьеса из сюиты - «СТАРЫЙ ЗАМОК»

Слайд 24

Представление проекта «Мусоргский – D iscovery » командами

Слайд 25

РЕФЛЕКСИЯ Как называется сюита по эскизам и картинкам В.А.Гартмана? «Картинки с выставки» Какой композитор сочинил эту сюиту? М.П. Мусоргский Вспомните название прослушанных пьес. «Прогулка» «Гном» «Избушка на курьих ножках», «Старый замок»

Слайд 26

Ваше настроение от урока

Слайд 27

Ссылки на источники: http://en-trans.spb.ru/progulka-musorgskij-kartinki-s-vystavki.html https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&source=hp&biw=1600&bih=1088&ei=KFB0W8-4DYadkwWosJyQBw&q=+картинки+с+выставки&oq=+картинки+с+выставки&gs_l=img.12..0l2j0i30k1l8.3713.8285.0.17883.19.13.0.6.6.0.156.1584.0j13.13.0....0...1ac.1.64.img..0.19.1620....0.1kNJiGl_U3Y#imgrc=jlLinnZZgIGbFM: https://ipleer.fm/artist/1469528-M_Musorgskij_Kartinki_S_Vystavki/ https://ipleer.fm/q/красивые+песни+про+дружбу/ https://ipleer.fm/q/кф+чародеи+три+белых+коня/ https://ipleer.fm/q/песни+из+фильма+волк+и+семеро+козлят/ https://ipleer.fm/q/раз+морозною+зимой+вдоль+опушки+лесной/

Слайд 28

СПАСИБО ВСЕМ КОМАНДАМ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Тест по теме "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки"

Тест позволяет проверить, насколько пятиклассники усвоили тему "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки". В тесте есть как закрытые, так и открытые вопросы. Материал для опреде...

открытый урок в 5 классе "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"

презентация к уроку "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"...

М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Технологическая карта урока...

Презентация "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Презентация к инсценировке сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки"...

Презентация М.П. Мусоргский "Картинки с выставки"

Исторя создания цикла, сожержание произведения. Интересные факты....