Открытый урок по предмету "Слушание музыки" 2 класс
учебно-методический материал по музыке
Разработка открытого урока по слушанию музыки во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_otkrytyy_urok.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
по слушанию музыки во 2 классе
ТЕМА УРОКА: Углубленное изучение элементов музыкальной речи при знакомстве с фортепианной сюитой М.Равеля «Моя Матушка-гусыня».
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить роль средств музыкальной выразительности в создании образного строя сюиты М.Равеля «Моя Матушка-гусыня.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Развитие умения эмоционально откликаться на музыку.
2.Закрепление знаний элементов музыкальной речи
3.Развитие грамотности использования музыкальной терминологии.
4.Внимательное прослушивание музыкальных произведений с наблюдением музыкального развития.
5.Мотивация учащихся к высказываниям своих впечатлений.
6.Выстраивание образного строя произведения на основе анализа средств музыкальной выразительности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Демонстрация приемов изучения образного строя музыкального произведения через наблюдение средств музыкальной выразительности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Использование наглядных, словесных и практических приемов при изучении данной темы.
2.Использование практически-поисковых методов при слуховом анализе музыкального произведения.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:
М.Равель Фортепианная сюита «Моя Матушка-гусыня»
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:
1. «Музыкальный домик» - наглядное пособие для определения элементов музыкальной речи, карточки-эпитеты и карточки-элементы музыкальной речи.
2. Портрет М.Равеля.
3. Иллюстрации к пьесам-сказкам.
4. Видеоматериал: мультфильм по пьесе «Мальчик с пальчик», концертное выступление М.Аргерих и Л.Ланга на музыкальном фестивале в Швейцарии
2007г.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент - 1 мин.
2. Знакомство с сюитой 3 мин.
На доске:
Морис Равель/Франция/
Сюита для фортепиано в 4 руки «Моя Матушка-гусыня»
1.Павана красавице, спящей в лесу
2.Мальчик с пальчик
3.Дурнушка, императрица пагод
4.Разговор Красавицы и Чудовища
5.Волшебный сад
СЮИТА ПАВАНА ПАГОДЫ ТЕОРБЫ ВИОЛЫ ПЕНТАТОНИКА
ГЛИССАНДО
ПОРТРЕТ М.РАВЕЛЯ – на экране
Сегодня мы познакомимся с интересным, необычным по музыке произведением французского композитора М.Равеля – сюитой для ф-но в 4 руки «Моя Матушка-гусыня». Эти пьесы-сказки композитор написал для детей своих друзей – Мими и Жана Годебски. Чтобы брат и сестра могли музицировать вместе, Равель изложил пьесы в виде ансамбля в 4 руки.
Название произведения необычно. Дело в том, что во Франции так называли нянюшку-сказочницу с гусиными лапками, которая приходила к детям и рассказывала разные сказки, первый сборник французских сказок так и назывался «Сказки Матушки-гусыни». Равель тоже создал свой, но музыкальный сборник сказок, поэтому и назвал «Моя Матушка-гусыня». Сюда вошли сюжеты хорошо известных французским детям сказок Ш.Перро, герцогини д,Онуа, мадам Лепренс де Бомон. Получилось пять сказок, поэтому произведение называется
СЮИТА – ряд, последовательность нескольких пьес в одном произведении
(прочитать названия пьес)
3. Прослушивание и анализ пьес 9 мин.
Первая пьеса – Павана красавице, спящей в лесу
Все вы знаете сказку о спящей красавице в заколдованном лесу, ее сон никто не может нарушить, кроме принца, который придет через 100 лет.
ПАВАНА – старинный танец-шествие, во время которого танцующие медленно ходили и красовались как павлин. Мы, как бы, с музыкой этой пьесы входим в мир старинных сказок.
(Представление исполнителей)
ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ (1.30 мин)
Разговор о характере музыки – выбор эпитетов, выбор элементов музыкальной речи, работа с «Музыкальным домиком». Дети выбирают из предложенных характеристик то, что считают более подходящим. Обращается внимание на связь элементов музыкальной речи, «музыкальные краски», которые способствуют созданию образа пьесы.
ОБРАЗ – хрупкий, спокойный, сонный, таинственно-загадочный, все спит в лесу, остановилась жизнь.
МЕЛОДИЯ – напевная, плавная, убаюкивающая
ЛАД- минор
РЕГИСТР – высокий и средний для мелодии, низкий выдержанный бас
придает застылость, остановку движения
ТЕМП – медленный
РИТМ – ровно-однообразный, 4/4
ДИНАМИКА – pp p
ШТРИХ – легато
ГАРМОНИЯ – консонансы
Вторая пьеса – Мальчик с пальчик 6 мин
Пьесу предваряет эпиграф:
«По дороге он разбрасывал крошки хлеба, надеясь, что это поможет ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали».
Разговор с детьми – предположение «музыкальных красок»:
Мальчик с пальчик крошечный – как вы думаете, какой элемент это нарисует? /высокий регистр/
Всю пьесу он идет – какой элемент это покажет? /ритм ровных шагов, в подвижном темпе/
Равель использует интересный прием – постоянную смену размера – 2/4, ¾, 4/4, 5/4
Какой элемент будет «рисовать» извилистую, запутанную тропинку в лесу? - /извилистая мелодия/
Какой лад выберет Равель? - /минор, т.к. герой боится, беспокоится, печалится/
А почему в конце звучит мажорный аккорд? /надежда найти дорожку/
ПРОСЛУШИВАНИЕ и ПРОСМОТР м/ф (3мин)
(После прослушивания обсудить верность предположений музыкальных элементов)
Третья пьеса – Дурнушка, императрица пагод 7 мин
Рассказ о сказке «Изумрудный змей». Пьеса на черных клавишах.
Мир китайских маленьких статуэток, игрушечных музыкальных инструментов, переливов воды, необычных звучаний.
Показ иллюстраций, объяснение новых слов – пагоды, теорбы, виолы, пентатоника, глиссандо
Эпиграф:
«Императрица разделась и погрузилась в ванну. Тотчас большие и маленькие статуэтки принялись петь и играть, у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у других - виолы из миндальной скорлупы, подходящие им по росту».
ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ (2.48)
Как Равель показал появление изумрудного змея? /в низком регистре ползущая мелодия/
Четвертая пьеса – Разговор Красавицы и Чудовища 12 мин
Вспомнить с детьми, о чем эта сказка, русский аналог «Аленький цветочек».
Просмотреть иллюстрации.
Эпиграф:
«Когда я думаю о вашем добром сердце, вы не кажетесь мне очень уродливым». — «О! Конечно! У меня доброе сердце, но я чудовище». — «Есть много людей, которые гораздо больше чудовища, чем вы». — «Если бы у меня хватило ума, я сказал бы вам любезность, чтобы поблагодарить вас, но я всего лишь чудовище...» «Красавица, хотите стать моей женой?» — «Нет, Чудовище!..»
«Я умираю счастливым, так как мне выпала радость увидеть вас еще раз». — «Нет, мое дорогое Чудовище, вы не умрете: вы будете жить, чтобы стать моим супругом!...» Чудовище исчезло, и она увидела у своих ног принца, более прекрасного, чем Амур, который благодарил ее за то, что она положила конец волшебству.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЬЕСЫ С ЗАДАНИЕМ (4.25 мин)
Каждый ученик, работая с одним элементом музыкальной речи, выбирает карточки для характеристики Красавицы и Чудовища. На доске карточки располагают под элементами музыкальной речи:
ОБРАЗ МЕЛОДИЯ ЛАД РЕГИСТР
Нежный напевная мажор высокий
Добрый плавная средний
Светлый
Уродливый нет мелодии минор низкий
Страшный хроматические мотивы
Злой
неуклюжий
РИТМ ТЕМП ДИНАМИКА ГАРМОНИЯ
вальс умеренный p консонансы
танцевальный
ровный
неровный умеренный mp f диссонансы
острый
резкие акценты
Какой прием использовал композитор, изображая разговор героев, одновременное звучание их голосов? /полифония/
Как вам кажется – какой элемент был самым главным, важным в характеристике Красавицы? /мелодия/, а в характеристике Чудовища? /гармония/
7.Завершений урока – подведение итогов, оценка деятельности и знаний учащихся, запись домашнего задания (прослушать самостоятельно ВОЛШЕБНЫЙ САД и описать, что нарисовала музыка; рисунок к любой пьесе)
2 мин
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Изучение элементов музыкальной речи происходит в 1 классе. На это отводится четверть, и дети узнают средства выразительности, их виды. Далее дети должны слушать музыку, все время обращаясь к муз.элементам. Вырабатывается понимание того, с помощью чего получается образ, происходит постепенное воспитание «думающего слуха». Этот процесс кропотлив и долог, он длится все три года изучения «Слушания музыки»
Во 2 классе определенное время отводится более углубленному изучению элементов музыкальной речи. В чем это заключается?
- используются более серьезные протяженные муз. произведения
- более комплексное восприятие средств выразительности
- сравнение образов и их средств в одном произведении
Сегодня на уроке я хотела показать некоторые приемы анализа музыки:
-«коллективный разум» - поиск точных определений – «Муз.домик»;
- предварительный анализ, предположение средств, исходя из названия произведения;
-работа в одном средстве выразительности, но контрастных образов.
Также можно использовать постановку одной задачи – определить главный элемент в пьесе; полный анализ, когда каждому дается таблица, и в ней дети отмечают услышанные элементы муз. речи; расположение элементов по степени значимости для данного образа.
1 2 3 4 и т.д.
Мелодия ритм лад гармония
Должна быть создана увлекательная атмосфера познания, использование ненавязчивой доступной игровой манеры общения.
Литература:
1.Т.Первозванская Мир познания музыки. Учебное пособие
2.О.Владимирова Слушание музыки. Программа к учебному пособию
3.Н.П.Тиунова Слушание музыки. Программа
4.О.Радынова Музыкальные шедевры. Программа с методическими рекомендациями
5.А.Лагутин Методика преподавания музыкальной литературы
6.Ю.Б.Алиев настольная книга школьного учителя-музыканта
7.Н.А.Царева Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...