Открытый урок по предмету "Слушание музыки" 2 класс
учебно-методический материал по музыке

Тычина Татьяна Николаевна

Разработка открытого урока по слушанию музыки во 2 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_otkrytyy_urok.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

по слушанию музыки во 2 классе

ТЕМА УРОКА:   Углубленное изучение элементов музыкальной речи при знакомстве с  фортепианной сюитой М.Равеля «Моя Матушка-гусыня».

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить роль средств музыкальной выразительности в создании образного строя сюиты М.Равеля «Моя Матушка-гусыня.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Развитие умения эмоционально откликаться на музыку.

2.Закрепление знаний элементов музыкальной речи

3.Развитие грамотности использования музыкальной терминологии.

4.Внимательное прослушивание музыкальных произведений с наблюдением музыкального развития.

5.Мотивация учащихся к высказываниям своих впечатлений.

6.Выстраивание образного строя произведения на основе анализа средств музыкальной выразительности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Демонстрация  приемов изучения образного строя музыкального произведения через наблюдение средств музыкальной выразительности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Использование наглядных, словесных и практических приемов при изучении данной темы.

2.Использование практически-поисковых методов при слуховом анализе музыкального произведения.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:

М.Равель Фортепианная сюита «Моя Матушка-гусыня»

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:

1. «Музыкальный домик» - наглядное пособие для определения элементов музыкальной речи, карточки-эпитеты и карточки-элементы музыкальной речи.

2.  Портрет М.Равеля.

3.  Иллюстрации к пьесам-сказкам.

4.  Видеоматериал: мультфильм по пьесе «Мальчик с пальчик», концертное выступление М.Аргерих и Л.Ланга на музыкальном фестивале в Швейцарии

2007г.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент       -                                                            1 мин.

2. Знакомство с сюитой                                                                             3 мин.

На доске:

Морис Равель/Франция/

                    Сюита для фортепиано в 4 руки «Моя Матушка-гусыня»

1.Павана красавице, спящей в лесу

2.Мальчик с пальчик

3.Дурнушка, императрица пагод

4.Разговор Красавицы и Чудовища

5.Волшебный сад

СЮИТА  ПАВАНА  ПАГОДЫ  ТЕОРБЫ  ВИОЛЫ   ПЕНТАТОНИКА  

                                ГЛИССАНДО

ПОРТРЕТ М.РАВЕЛЯ – на экране

Сегодня мы познакомимся с интересным, необычным по музыке произведением французского композитора М.Равеля – сюитой для ф-но в 4 руки «Моя Матушка-гусыня». Эти пьесы-сказки композитор написал для детей своих друзей – Мими и Жана Годебски. Чтобы брат и сестра могли музицировать вместе, Равель изложил пьесы в виде ансамбля в 4 руки.

Название произведения необычно. Дело в том, что во Франции так называли нянюшку-сказочницу с гусиными лапками, которая приходила к детям и рассказывала разные сказки, первый сборник французских сказок так и назывался «Сказки Матушки-гусыни». Равель тоже создал свой, но музыкальный сборник сказок, поэтому и назвал «Моя Матушка-гусыня». Сюда вошли сюжеты хорошо известных французским детям сказок Ш.Перро, герцогини д,Онуа, мадам Лепренс де Бомон. Получилось пять сказок, поэтому произведение называется

СЮИТА – ряд, последовательность нескольких пьес в одном произведении

                                    (прочитать названия пьес)

3. Прослушивание и анализ пьес                                                       9 мин.

Первая пьеса – Павана красавице, спящей в лесу

Все вы знаете сказку о спящей красавице в заколдованном лесу, ее сон никто не может нарушить, кроме принца, который придет через 100 лет.

ПАВАНА – старинный танец-шествие, во время которого танцующие медленно ходили и красовались как павлин. Мы, как бы, с музыкой этой пьесы входим в мир старинных сказок.

(Представление исполнителей)

                        ПРОСЛУШИВАНИЕ  МУЗЫКИ (1.30 мин)

Разговор о характере музыки – выбор эпитетов, выбор элементов музыкальной речи, работа с «Музыкальным домиком». Дети выбирают из предложенных характеристик то, что считают более подходящим. Обращается внимание на связь элементов музыкальной речи, «музыкальные краски», которые способствуют созданию образа пьесы.

ОБРАЗ – хрупкий, спокойный, сонный, таинственно-загадочный, все спит в лесу, остановилась жизнь.

МЕЛОДИЯ – напевная, плавная, убаюкивающая

ЛАД- минор

РЕГИСТР – высокий  и средний для мелодии,  низкий выдержанный бас

                     придает застылость, остановку движения

ТЕМП – медленный

РИТМ – ровно-однообразный, 4/4

ДИНАМИКА – pp  p

ШТРИХ – легато

ГАРМОНИЯ – консонансы

Вторая пьеса – Мальчик с пальчик        6 мин

Пьесу предваряет эпиграф:

   «По дороге он разбрасывал крошки хлеба, надеясь, что это поможет ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали».

        Разговор с детьми – предположение «музыкальных красок»:

Мальчик с пальчик крошечный – как вы думаете, какой элемент это нарисует? /высокий регистр/

Всю пьесу он идет – какой элемент это покажет? /ритм ровных шагов, в подвижном темпе/

Равель использует интересный прием – постоянную смену размера – 2/4, ¾, 4/4, 5/4

Какой элемент будет «рисовать» извилистую, запутанную тропинку в лесу? - /извилистая мелодия/

Какой лад выберет Равель? - /минор, т.к. герой боится, беспокоится, печалится/

А почему в конце звучит мажорный аккорд? /надежда найти дорожку/

                      ПРОСЛУШИВАНИЕ и ПРОСМОТР м/ф (3мин)

(После прослушивания обсудить верность предположений музыкальных элементов)

Третья пьеса – Дурнушка, императрица пагод                                          7 мин

Рассказ о сказке «Изумрудный змей». Пьеса на черных клавишах.

Мир китайских маленьких статуэток, игрушечных музыкальных инструментов, переливов воды, необычных звучаний.

Показ иллюстраций, объяснение новых слов – пагоды, теорбы, виолы, пентатоника, глиссандо

Эпиграф:

«Императрица разделась и погрузилась в ванну. Тотчас большие и маленькие статуэтки принялись петь и играть, у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у других - виолы из миндальной скорлупы, подходящие им по росту».  

     ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ (2.48)                                 

Как Равель показал появление изумрудного змея? /в низком регистре ползущая мелодия/

Четвертая пьеса – Разговор Красавицы и Чудовища        12 мин

Вспомнить с детьми, о чем эта сказка, русский аналог «Аленький цветочек».

Просмотреть иллюстрации.

Эпиграф:

 «Когда я думаю о вашем добром сердце, вы не кажетесь мне очень уродливым». — «О! Конечно! У меня доброе сердце, но я чудовище». — «Есть много людей, которые гораздо больше чудовища, чем вы». — «Если бы у меня хватило ума, я сказал бы вам любезность, чтобы поблагодарить вас, но я всего лишь чудовище...» «Красавица, хотите стать моей женой?» — «Нет, Чудовище!..»

«Я умираю счастливым, так как мне выпала радость увидеть вас еще раз». — «Нет, мое дорогое Чудовище, вы не умрете: вы будете жить, чтобы стать моим супругом!...» Чудовище исчезло, и она увидела у своих ног принца, более прекрасного, чем Амур, который благодарил ее за то, что она положила конец волшебству.

         ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЬЕСЫ С ЗАДАНИЕМ (4.25 мин)

Каждый ученик, работая с одним элементом музыкальной речи, выбирает карточки для характеристики Красавицы и Чудовища. На доске карточки располагают под элементами музыкальной речи:

ОБРАЗ               МЕЛОДИЯ                                  ЛАД              РЕГИСТР  

Нежный             напевная                                     мажор              высокий

Добрый              плавная        средний

Светлый

Уродливый        нет мелодии                                минор          низкий

Страшный        хроматические мотивы

Злой

неуклюжий

РИТМ                       ТЕМП                   ДИНАМИКА          ГАРМОНИЯ

вальс                     умеренный           p        консонансы

танцевальный

ровный

неровный        умеренный                  mp   f        диссонансы

острый

резкие акценты

Какой прием использовал композитор, изображая разговор героев, одновременное звучание их голосов? /полифония/

Как вам кажется – какой элемент был самым главным, важным в характеристике Красавицы? /мелодия/, а в характеристике Чудовища? /гармония/

7.Завершений урока – подведение  итогов, оценка деятельности и знаний учащихся, запись домашнего задания (прослушать самостоятельно ВОЛШЕБНЫЙ САД и описать, что нарисовала музыка; рисунок к любой пьесе)

                                                                                                 2 мин

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Изучение элементов музыкальной речи происходит в 1 классе. На это отводится четверть, и дети узнают средства выразительности, их виды. Далее дети должны слушать музыку, все время обращаясь к муз.элементам. Вырабатывается понимание того, с помощью чего получается образ, происходит постепенное воспитание «думающего слуха». Этот процесс кропотлив и долог, он длится все три года изучения «Слушания музыки»

Во 2 классе определенное время отводится более углубленному изучению элементов музыкальной речи. В чем это заключается?

- используются более серьезные протяженные муз. произведения

- более комплексное восприятие средств выразительности

- сравнение образов и их средств в одном произведении

Сегодня на уроке я хотела показать некоторые приемы анализа музыки:

-«коллективный разум» - поиск точных определений – «Муз.домик»;

- предварительный анализ, предположение средств, исходя из названия произведения;

-работа в одном средстве выразительности, но контрастных образов.

Также можно использовать постановку одной задачи – определить главный элемент в пьесе; полный анализ, когда каждому дается таблица, и в ней дети отмечают услышанные элементы муз. речи; расположение элементов по степени значимости для данного образа.

    1                  2                  3          4                 и т.д.

Мелодия    ритм                    лад       гармония

Должна быть создана увлекательная атмосфера познания, использование ненавязчивой доступной игровой манеры общения.

Литература:

1.Т.Первозванская Мир познания музыки. Учебное пособие

2.О.Владимирова Слушание музыки. Программа к учебному пособию

3.Н.П.Тиунова Слушание музыки. Программа

4.О.Радынова Музыкальные шедевры. Программа с методическими рекомендациями

5.А.Лагутин Методика преподавания музыкальной литературы

6.Ю.Б.Алиев настольная книга школьного учителя-музыканта

7.Н.А.Царева Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)

Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...