Использование искусcтво-терапевтических приемов в музыкальной деятельности учителя музыки
статья по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование искусcтво-терапевтических приемов в музыкальной деятельности педагога дополнительного образования
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние его души. Отмечается рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы: высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Многие дети застенчивы, они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Ребёнок может быть вовсе не застенчивым по природе, а, наоборот, обладать неуёмной жаждой лидерства. Но, не умея её реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтёт уходить от контактов. В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для ребёнка наиболее успешна, что у него получается лучше других, и дать ему возможность раскрыть свои способности. Многие дети уклоняются от общения, они не знают, что сказать, как поступить, очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Ранимые чувствительные дети особенно подвержены страхам.
Столкнувшись с этими проблемами в своей практике у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы, творческих способностей детей, с поиском новых эффективных методов и приёмов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиск привёл меня к волшебному здоровьесберегающему методу – педагогической арт-терапии.
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через музыку арт-терапия даёт выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Это метод связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в оздоровительных и коррекционных целях. Она имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная музыкотерапия.
Во время пассивной музыкотерапии дети прослушивают стимулирующую музыку специально или как фон. Это рекомендуется детям, которые имеют эмоционально-личностные проблемы (безразличие, страх, замкнутость), отличаются повышенной тревожностью.
Трудно переоценить влияние музыки на человека.
Музыка может доставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, побудить к размышлению. Открыть неизвестный мир фантазии. Многие исследования доказали, что музыка усиливает обмен веществ, усиливает или уменьшает мышечную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций.
Дети слушают музыку на музыкальных занятиях, она звучит фоном на занятиях по ИЗО, используется в качестве музыкальных иллюстраций на занятиях по другим видам деятельности.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используем классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы.
На музыкальных занятиях используются различные виды активной музыкотерапи. Пение – один из любимых видов детской музыкальной деятельности. Дети обучаются основам академического пения (нижнерёберного, диафрагмального дыхания), как наиболее физиологического.
Также исполнение песен группой детей дает возможность почувствовать каждому уверенность в себе, наполниться положительными эмоциями от коллективной деятельности. Помимо детского песенного репертуара знакомим детей с русским песенным фольклором, с народными традициями и во время проведения календарно-обрядовых праздников.
Танец, мимика, жест, как и музыка, являются одним из способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а также дает определенный психотерапевтический эффект.
На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью используем танцевальные композиции в качестве физминуток. Это поднимает настроение детей, активизирует их внимание.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, проникаются слушанием их глубокого звучания.
Детям музыкотерапия помогает обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать, как и о чём рассказывает музыка.
Литература:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в школе: занятия, игры, упражнения,-Волгоград: Учитель, 2011.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми,- СПб.:Речь, 2008.
3. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка.-СПб.:Речь, 2007.
5. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации.-Волгоград: Учитель, 2009.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.
7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/ учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....
Примерный план просветительской деятельности учителя музыки
В примерный план состоит из форм проводимых мероприятий, их тематики и цели, места проведения, учитывает состав и возраст аудитории, материальные и технические условия....
Использование личностно-ориентированных технологий обучения в практической деятельности учителя музыки
Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса....
Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.
Теоретические основы организации деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе....
Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки
В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя музыки
Метод учебного проекта на уроках музыки...
Использование «Моторных дорожек», как нейропсихологического приема, в практической деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ.
Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушени...