Образное содержание музыки
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Тема: Образное содержание музыки

Цель: Понимание и восприятие образа музыкального произведения, его интонационной сферы.

Задачи:

1.Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная баллада.

2. Определять характерные черты музыкального образа, уметь  размышлять о музыке.

3. Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души..

Оборудование: портреты композитора Ф.Шуберта, В. Жуковского, Иоганна Вольфганга Гете

Музыкальный ряд: «Аве Мария», баллада «Лесной царь», Муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжева. «Любимая наша Москва»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dramaticheskiy_obraz.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Образное содержание музыки

Цель: Понимание и восприятие образа музыкального произведения, его интонационной сферы.

Задачи:

1.Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная баллада.

2. Определять характерные черты музыкального образа, уметь  размышлять о музыке.

3. Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души..

Оборудование: портреты композитора Ф.Шуберта, В. Жуковского, Иоганна Вольфганга Гете

Музыкальный ряд: «Аве Мария», баллада «Лесной царь», Муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжева. «Любимая наша Москва».

Ход урока:

- мотивация: Мы сегодня проведем мастерскую музыки и цвета.

 Какую ассоциацию вызывает слово «романтизм»? (индивидуальные высказывания)

 а)- звучит Аве Мария

Произведение, которое только что прозвучало достаточно известно. Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (индивидуальные высказывания).

 - Сегодня на мастерской я предлагаю познакомиться с музыкой композитора 19 века. Францем  Шубертом (1797–1828)- годы жизни.

 «Как много прекрасного ни принесло бы время.  Второго Шуберта даст оно не скоро.  Р.Шуман»

«Поистине в этом Шуберте живет искра божья.

Л.Бетховен»

Это имя - одно из самых известных в мире, и одновременно одно из самых таинственных. Музыку Франца Шуберта ныне знают все, от мала до велика. Во всём мире распевают его песни - и не только музыканты профессионалы! Кто не знает шубертовской "Аве Мария"? Вряд ли сейчас найдутся такие... Бернард Шоу, замечательный английский драматург, написал рассказ, посвящённый шубертовской "Серенаде". А его остальные сочинения - "Форель", "Баркарола" и множество других - настоящие шедевры! За свою жизнь Шуберт написал более 600 песен, и каждая из них - частичка удивительно чистой и в чём-то абсолютно наивной души композитора. Внимая музыке Шуберта, любой "тугоухий" непрофессионал может испытать настоящее душевное потрясение, душевное очищение - вплоть до слёз, а любой взыскательный профессионал останется в восхищении от безупречной композиторской техники письма, кристальной чистоте и строгости музыкальной формы.

Шуберт - основоположник романтизма в музыке. Его творчество можно сравнить с искусством Генриха Гейне и Рафаэля Санти, ибо у каждого из них присутствует - в каждом звуке, штрихе или фразе - тонкая и хрупкая романтическая душа.

Тем большее недоумений и вопросов вызывает личная жизнь Франца Шуберта. Из "официальных источников" мы узнаём одно и то же: вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова, куска хлеба и долгие годы жил вообще в каком-то лесу у ручья, в полном уединении. Был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. Близких друзей у него практически не было, за редким исключением. Какое-то время, однако, жил в Вене, близ отчего дома (Шуберт родился в этом городе в 1797 году), крайне редко, чуть ли не "из-под палки" появлялся в светском обществе, ещё более редко принимал участие в музыкальной жизни Вены. Жил где попало: чаще всего на каком-нибудь чердаке, где писал днём и ночью, при тусклом свете лучинки, на каких-то замасленных клочках бумаги, испещряя их нервным и мелким почерком. Его совершенно не заботило - будут ли изданы его сочинения или погибнут в забвении. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя. Музыкой Шуберта восхищались все вокруг, однако он ни разу не воспользовался всеобщим признанием для того, чтобы сделать себе карьеру. Его песни распевали все вокруг, его музыка звучала в салонах и концертных залах - а он в это время сидел на своём убогом чердаке, одинокий, голодный и беспомощный, и мечтал о кусочке хлеба, которого вот уже несколько дней у него не было и в помине. Все гроши, которые перепадали ему в качестве гонорара, почти полностью уходили на бумагу и перья, чтоб продолжать писать дальше.

 Ф.Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Ф.Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге…В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»

1. Основоположник какого направления в музыке был  Шуберт? (романтизм)

2. Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня)

3. Сегодня на уроке звучит слово баллада. Что это за жанр?

Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Прослушав произведение на немецком языке, постарайтесь услышать,

  • сколько действующих лиц? (4)
  • Охарактеризуйте темы, интонации героев.

Звучит  баллада «Лесной царь». (групповая работа)

(Рассказчик – взволнованный,

Отец – встревоженный,

Сын-  безумно испуганный, задыхающийся,

Лесной царь – сладостно – завлекательный.)

  • Что вы услышали в аккомпанементе?

       (стремительное драматическое напряжение, движение.)

  • Музыка выразительная или изобразительная?

    (и выразительная и изобразительная).

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ (русский перевод В.Жуковского)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».—
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».—
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».—
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».—
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

Сравните свое видение, чувство с описанием И.Кошминой первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем:

 «…с первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочущие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…»

7. Составление синквейнов

  • Синквейн – это методический прием, состоящий из 5 срок. Все строки нерифмованные. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения

8.Вывод: Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

В заключение урока  предлагаю исполнить «Любимая наша Москва» Муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»

Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования -  музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования  - специфика развития...

Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Словарь эмоционально-образного содержания музыки...