Дистанционный курс "Скрипичный ключ"
материал по музыке

Цыганкова Татьяна Геннадьевна

Материалы помогут обучающимся расширть знания, полученные на уроках, пополнить музыкальный кругозор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 2 класс Автор: Цыганкова Татьяна Геннадьевна учитель музыки МОБУ СОШ №21 г. Таганрог, Ростовской обл.

Слайд 2

Инструменты эти ударными зовут, Потому что музыканты их частенько бьют

Слайд 3

Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Слайд 4

Роль ударных не столь разнообразна, как роль струнных или духовых, но подлинная стихия ударных – это ритм . Никто из инструментов оркестра не может так эффектно выделить ритмический узор или придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Слайд 5

По звуковысотности ударные инструменты делятся на ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТУ ЗВУКА НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА Литавры Ксилофон Колокола Колокольчики Большой барабан Малый барабан Бубен Тарелки Треугольник Тамтам Кастаньеты

Слайд 6

Литавры Они имеют металлический корпус в виде котла. Литавру настраивают на определенную высоту звука при помощи винтов, которые меняют натяжение кожи. Каждая литавра может издавать только один по высоте звук, поэтому их в оркестре бывает несколько. Играя на этих инструментах при помощи небольших колотушек, можно подражать раскатам грома. Современные литавры имеют механизм, который позволяет перестраивать их во время игры простым нажатием педали.

Слайд 7

Ксилофон Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Слово «ксилофон» можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Этот музыкальный инструмент состоит из деревянных брусков разного размера, расположенных в том же порядке, что и клавиши у фортепиано. Их скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга. Играют на них деревянными палочками. При громкой игре на ксилофоне звук сухой, щелкающий, резкий, а при тихой игре – нежный, звонкий

Слайд 8

Колокольчики Инструмент колокольчики получил свое название благодаря нежному, звонкому, прозрачному звучанию. Внешне он напоминает детский инструмент металлофон. Это набор металлических пластинок, которые расположены, как клавиши на фортепиано. Играют на них палочками. Иногда в оркестре можно увидеть клавишные колокольчики , внешне похожие на маленькое пианино.

Слайд 9

Виброфон Вибрафон (англ. и фр. vibraphone , итал. vibrafono , нем. vibraphon ) — ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов.

Слайд 10

Маримба Маримба — клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой.

Слайд 11

Большой барабан Большой барабан в оркестре звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдаленные пушечные выстрелы. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на так называемой нитке – одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Слайд 12

Малый барабан издавна является участником военных духовых оркестров. Этот инструмент также входит в ударную группу симфонического оркестра. Малый барабан имеет звук сухой и отчетливый. Наиболее выразительно в его партии звучит быстрая четкая дробь. Малый барабан

Слайд 13

гонг Гонг — старинный ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра, представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый металлический диск сравнительно большого размера.

Слайд 14

кастаньеты Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент , представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик.

Слайд 15

В группу ударных инструментов входят и известные всем бубен, тарелки , а также подвешенный на перекладину треугольник , из которого легким ударом палочки извлекают высокий, нежный звук.

Слайд 16

Деревянные ложки используют как музыкальный инструмент. Относится к группе ударных инструментов. Их ударяют одна о другую чтобы получился чёткий, звонкий звук. Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третью берут в правую. Ложки Деревянные ложки- это отражение самобытности нашей русской культуры и её наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом .

Слайд 17

К А Р И Л А Р Г О Т Б О Д О Р А Б А Т Н И У Л Я Б А Н О Н Б Г И Б О В И Б Р А Ф О Н М Е К О Р П Р Е С С Л А Н О К А С Т А Ф А Ы Р Ь Л С О Л Ь Н Ь Е Т И Т Ь К С И Л О Ф О Н М И Ч И Т М А Н Е Т Ы Б Б И Ф А Л О Ж К И Р А Т К И Р С Л И Т А В Р О Найди здесь названия десяти ударных инструментов Разгадай кроссворд

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

« В мире красок оркестра».

Задание  1.  «Вид оркестра»
Определить, какому оркестру принадлежит этот состав инструментов. Внизу вы можете найти ответ  с помощью слов-подсказок.

         Название оркестра

                    Состав

1. Струнные смычковые
2. Арфа
3. Духовые (деревянные, медные)
4. Ударные

1. Струнные смычковые (контрабас звучит без смычка, пиццикато)
2. Духовые (медные, деревянные)
3. Ударные (основа оркестра)
4.Электроинструменты

1.Духовые(медные, деревянные)
3. Ударные

1. Духовые (медные, деревянные)
2. Ударные
3. Контрабас (пиццикато)

Струнные смычковые

1. Струнные щипковые
2. Ударные
3. Язычковые

Ударные

СЛОВА ПОМОЩНИКИ:  симфонический оркестр, военный оркестр, эстрадный оркестр, военный(духовой )оркестр, камерный  оркестр, оркестр народных инструментов, ударный оркестр.

Задание 2. «Продолжи фразу…»

Дирижер управляет оркестром, с помощью …..

  1. палочки, партитуры, движений  рук.
  2. жестов, палочки, мимики.
  3. дирижерской палочки, жестов, мимики и взгляда.

Задание  3.  «Третий лишний».

Зачеркни  третий лишний инструмент, не соответствующий  остальным по какому-либо признаку:

  1. Труба, валторна, флейта 
  2. Литавры, арфа, тарелки 
  3. Скрипка, контрабас, треугольник.
  4. Барабан, альт, тарелки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: У КОЛЫБЕЛИ… учитель музыки Цыганкова Т.Г.

Слайд 2

Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “ фольк ”--народ, “ лор ”-- учение. Фольклор – это народная мудрость. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины. При рождении ребенка совершается обряд крещения.

Слайд 3

Колыбель От слова колыбать - колыхать, качать

Слайд 4

К олыбельные песни Приобщение к родным мелодиям Описание богатой счастливой жизни Прогнозы на будущее Призыв небесных покровителей Описание опасностей Выражение чувств и переживаний Передача мудрости поколений Уля (факты)

Слайд 5

Героями русских народных колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон». Ай, лю-ли , ай, лю-ли , Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Наша детка сладко спи. Ходит Сон близ окон, Бродит Дрёма возле дома, И глядят, все ли спят.

Слайд 6

ДРЁМА

Слайд 7

Назови героев колыбельных песен, изображенных на слайде

Слайд 8

АВТОРСКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Слайд 9

Колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Какой инструмент подходит для сопровождения колыбельных песен? Музыка: Е Крылатов , Текст: Юрий Яковлев

Слайд 11

Колыбельная песня

Слайд 13

Колыбельные различных музыкальных жанров (отрывки) Муз:М . Балакирев, Сл.: А.Арсеньева «Колыбельная» Муз. П.Чайковский Сл. : А.Плещеева «Колыбельная песнь в бурю» Муз. А. Лядов «Колыбельная» (Из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен»)

Слайд 14

Главная функция колыбельных песен Народные и композиторские колыбельные песни нужны для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка. Наверно, каждая девочка, играя в игрушки или куклы, усыпляя их, поет им колыбельные песенки.

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Разгадай кроссворд Расспроси маму и бабушек о том, какие колыбельные они пели вам в детстве. Запиши ответы на вопросы 1 и 2 , отправь файл с ответами.

Слайд 16

Вопросы к кроссворду ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Устное народное творчество. Народная мудрость. ПО ГОРИЗОНТАЛИ : 1. Кроватка , в которой усыпляли малышей. Старинное слово . 2. Слово - синоним к № 1 по горизонтали 3. Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения . 4. Герой колыбельных песен, которым пугали детей 5. Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием . 6. Герой колыбельных песен, волшебное существо № 1 по вертикали и горизонтали - главные слова урока.

Слайд 17

Кроссворд 1. ф 1. 2. ь 3. 4. 5. 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русь святая, купола златые Современная федоскинская миниатюра

Слайд 2

Моей Руси златые купола, смотрят в небо, попадают в душу. Я обет любви своей дала, и его ни разу не нарушу. Я люблю тебя, Святая Русь! В нищете твоей, в твоём богатстве. Есть красивей земли, ну и пусть. Здесь я обрела любовь и братство. Как же мне всем сердцем не любить: изумрудные твои леса и пашни? Мне широких рек не переплыть, не вернуться больше в день вчерашний. София Киларь

Слайд 4

Суздаль. Вид на Покровский монастырь

Слайд 5

Новоиерусалимский монастырь

Слайд 6

Останкино

Слайд 7

Москва в конце XIX века

Слайд 8

Вид на Даниловский монастырь

Слайд 9

Вид на храм Христа Спасителя

Слайд 10

Москва. Храм Христа Спасителя

Слайд 11

Ивановская площадь Московского кремля

Слайд 12

Источники: http://s01.yapfiles.ru/files/1900437/_3.png https://fabula.club/upload/018/u1886/0/c/hram-miniatyura-picture-big.jpg https://png.pngtree.com/thumb_back/fw800/back_pic/03/79/01/8457c2551558959.jpg https://proxy.imgsmail.ru/?h=pHrOgJhLy3P2cTQsAAhVFg&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNTkwOC84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI4Y184YmIzYmJjYl9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=vHqioEBu8ijUEs4Jhfswqw&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjIwNC84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI4ZF83ZmVlNWE4Yl9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=0sARDDmsf0451aPyNEAWwg&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNTkwNy84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI4ZV8xNzk0YmE0Nl9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=eDUAw7RqSU383eFu7ogqFQ&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjEwNS84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI4Zl9kMTU1ZDc5N19vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=v-0CWPkm2N0f_GBJ4M8pmw&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjEwNC84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI5MF9jZTQ5ZmEzYl9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=q-kDazbtVjQyE7e4ADqE6Q&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNTkwNy84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI5Ml85YWE0MmViYV9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=ybBEOPORpOkYGnjQBGnttg&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjIwNS84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI5M18xYzVmZmYzOV9vcmlnLmpwZw~~ https://proxy.imgsmail.ru/?h=h4Eq_no6O4scPhsPWe1-UQ&e=1426491445&url171=aW1nLWZvdGtpLnlhbmRleC5ydS9nZXQvNjIwNC84NjQ0MTg5Mi4yNDMvMF85NjI5NV9kMTYwZTVlMF9vcmlnLmpwZw~~


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Введение. Из истории свадебных обрядов. Предсвадебные и свадебные обрядовые песни Заключение Домашнее задание

Слайд 3

Формирование традиционного русского свадебного обряда; Формирование свадебного фольклора.

Слайд 4

сватовство, осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты, сговор, богомолье(обручение), запой, девичник и молодечник, венчание , свадебный пир.

Слайд 5

осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю) и зимой от Крещения до Масленицы. старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь"

Слайд 6

Гадание по петуху Данное гадание коллективное, поэтому в Рождественский или Крещенский сочельник несколько девушек должны собраться в одной комнате и «пересчитаться». На полу следует рассыпать крупные зерна и ровно в полночь принести в комнату черного петуха. Его поведение и будет ответом на вопрос о будущем гадающих. Если петух склевал все зерна, то в следующем году замуж выйдет та, которая насыпала зерна. Если часть зерен все же осталась на полу, то замуж выйдет та, чей номер совпадет с числом склеванных зерен. Если петух вообще отказался от угощения, то ни одной свадьбы в следующем году не состоится и для всех присутствующих ближайшее будущее будет омрачено множеством мелких неурядиц и неудач. Гадание по тени Взять газетный лист и хорошенько его смять (но не скатывать в плотный шар!). Положить смятую бумагу на тарелку и поджечь. Когда бумага полностью прогорит, поставить рядом с тарелкой свечу и посмотреть на тень, которую сгоревшая газета отбрасывает на стену. Значение возникших фигур аналогично толкованию восковых фигур. Гадание по кольцу Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.

Слайд 7

Этномузыкология - интегративная научная дисциплина, исследующая музыкальные системы народов (этносов) мира Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999

Слайд 8

Милые мои подруженьки, Милые и задушевные, Отчего же вас долго не было, За какими недосугами? Или батюшки вас не отпускали? Или матушки да вас задерживали? Или братики да вам делов нашли? Или сами за собой не шли? Под окошечком-то ровно сад растет, Во саду-то ровно мак цветет. Одна маковка-то победнее всех, Опадает с нее алый цвет. Отличительным признаком девичника были печальные песни и причитания:

Слайд 9

Затрубила трубонька Рано на заре, Вот всплакнула Настенька По русой косе. Вечером ее косу Девушки плели, Девушки плели, Все бантили. Приехала свахонька Немилостивая, Стала ее косыньки Рвать-порывать, Разделила косыньку На две стороны И сказала косынькам: «Век вам вековать, Век вам вековать, В девках не бывать»

Слайд 10

Кто у нас умен, Кто у нас разумен? Николай-то умен, Петрович разумен. Он по двору ходит, Манерно ступает, Манерно ступает, Сапог не ломает. Сапог не ломает, Чулок не марает. Он по двору ходит, Руками разводит. На коня садится – Конь под ним бодрится, Плетеночкою машет – Конь-то под ним пляшет, Лугами он едет – Луга зеленеют. Садами он едет – Садик расцветает. К крылечку подъезжает – Девушки встречают, Девушки встречают, В горенку желают, В горенку желают, За столы сажают, За столы сажают, Вина наливают. Вина наливают, Вина зеленого, Вина зеленого. «Я не пью такого, Я не пью такого Вина зеленого. Подайте мне меду С холодного леду».

Слайд 11

Господи Иисусе Христе, Помилуй нас! Батюшка и матушка, Умели свое дитя Вспоить и вскормить, Умейте теперь и благословить!

Слайд 12

То не пыль ли в поле пылится, Не валы ли загораются, То не искры ль высыпаются? Еще едет, посылается Что моя-то скрутна свадебка, Со большим она со поездом, Со удалым добрым молодцем.

Слайд 13

Я, дружка молодой, Со своей буйной головой И со своими полдружьями, И со своим храбрым поездом Сватушко и свахонька, Вы своих-то гостей потесните, А нас ненадолго за стол посадите, Полштофчика винца поднесите, Не сыщете полрюмочки винца – Не найдется ли полрюмочки пивца? Не найдете полрюмочки пивца – Мы так посидим и на том будем благодарны.

Слайд 14

Пелись величальные песни всем участникам Как у месяца крутые рога, Так у Коленьки кудрява голова, Да уж не сами кудри завивалися, Завила душа Натальюшка. Завивала, приговаривала: «Когда реченьки разольются, Тогда кудри разовьются». Так уж слышишь ли ты, Коленька, Уж не мы ли тебе песню поем, Уж не мы ли тебе честь воздаем?» Дарить не будешь – Корить будем. Дарить будешь – Хвалить будем.

Слайд 16

Вот отрывок одной из песен, которыми величали новобрачных. Исполнялась она на свадьбе хором: «Славен город, славен город Да на возгорье, да на возгорье! Звон-от был, звон-от был У Николы колоколы, у Николы колоколы! Славна была, славна была У Александра дочерь, у Александра дочерь, Славна росла, славна росла У Тимофеича большая, у Тимофеича большая. Сватались на Марьи, сватались на Марьи Трое сватовья, трое сватовья, Трое сватовья, трое сватовья, Трое большое, трое большое. Первое сватовье, первое сватовье Да из Новогорода, да из Новогорода….»

Слайд 18

Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое. К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены.

Слайд 19

Домашнее задание Найди и запиши пословицы и поговорки про свадебный обряд, жениха, невесту и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклорные фестивали

Слайд 2

Фольклорный фестиваль – праздник души народа Праздником народной песни, танца, праздником души называют красочные многогранные фестивали фольклора. Они очень популярные во всём мире, ведь именно народное творчество есть основа мирового классического искусства. Каждый год проводятся разнообразные фольклорные фестивали, творческие конкурсы, форумы в России, куда съезжаются любители народного искусства из Грузии, Казахстана, стран Балтики, России, Украины, Республики Беларусь и других стран. Каждый такой фольклорный фестиваль дает возможность представить свои таланты взрослым и юным собирателям и хранителям неисчерпаемой кладовой национального фольклора, любителям и пропагандистам классического и современного искусства

Слайд 5

Такого рода фестивали своей главной целью ставят сбор, пропаганду и сбережение для последующих поколений фольклорного богатства каждого отдельного народа, обогащая этой драгоценной россыпью музыки, танца и песни мировую культуру. И немалый взнос в это делают такие праздники фольклорного искусства, как Международный Форум Народной Музыки и Фольклора, что проходит в Минске (Республика Беларусь). На нем прослушивания исполнителей в возрасте от 5 до 25 лет и старше, а также народных и профессиональных творческих коллективов проводятся в номинациях: народный вокал, фольклор, инструментальная музыка. Ярко и красочно проходит в Геленджике, Краснодарского края (Россия) Международный конкурс «Звездная Планета». Здесь, среди дивной красоты богатой разнообразием природы юные таланты из разных стран и со всей России, участники, и профессионалы показывают своё умение, делятся опытом и мастерством, заводят дружбу. Фестиваль национальных культур – неизмеримое поле, на котором прорастают зерна добра, доверия, уважения и любви. Это праздник и тяжёлый труд души и таланта.

Слайд 6

А когда земля укроется теплым снежным одеялом, а деревья укутаются в такие же роскошные шубы, дабы не замёрзнуть от трескучих морозов, в поволжском Ульяновске будет тепло от музыки, танцев, песен и улыбок. Ведь этот российский город будет принимать Международный конкурс «Звёздный континент» и открывать для себя и мира новые имена талантов среди певцов, танцоров и мастеров оригинального жанра. Каждый фольклорный фестиваль – это удивительная феерия многовекового опыта разных народов, проявляющегося в ярких формах музыки, танца и песни. чтобы молодые исполнители, а также известные мастера имели возможность продемонстрировать свой многогранный талант и донести до зрителя то красочное доброе истинное, что делает мир лучше.

Слайд 9

Фольклорные конкурсы Сохранение и популяризация культурного наследия является одним из ключевых направлений, заявленных Министерством Культуры РФ. Значение реализации этого направления трудно переоценить, ведь культурная память несёт в себе залог успешного развития для нации. Танцевальная культура народов России невероятно богата, в этом можно убедиться, посетив всероссийский фольклорный фестиваль или конкурс. На фольклорных конкурсах выступают коллективы, которые являются носителями и продолжателями народных танцевальных традиций.

Слайд 10

Что такое фольклорный конкурс? Фольклорный конкурс представляет собой состязание творческих коллективов, чьей специализацией является народное творчество. Существуют различные фольклорные фестивали-конкурсы: конкурсы фольклорных коллективов, где могут быть представлены номера в самых разных номинациях, или же различные виды специализированных фольклорных конкурсов: музыкальные, конкурсы песни. Конкурсы фольклорных коллективов проводятся на разных уровнях: от районного до международного. Трудно посчитать, сколько фольклорных коллективов существует в нашей огромной стране на настоящий момент: их великое множество! И каждый делает большое дело – сохраняя и развивая исконную народную культуру.

Слайд 11

Фольклорные фестивали и конкурсы фольклорных коллективов как путь культурного обмена Фольклорные фестивали нередко объединяют на одной сцене представителей самых разных фольклорных традиций. Выступая на одной сцене, они получают уникальную возможность обменяться опытом, узнать, увидеть и включить в свой репертуар новые элементы, вдохновиться и получить стимул расти в своём направлении и дальше. Каждый из видов народного творчества заслуживает отдельного разговора и пристального внимания.



Предварительный просмотр:

1. Из перечисленных понятий выберите те, которые соответствуют творчеству М. К. Чюрлёниса:

поэзия

кино

телевидение

скульптура

вокал

живопись

архитектура

театр

музыка

2. М. К. ЧюрлёнисПодберите правильную подпись к фотографии.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7432/20200113155436/OEBPS/objects/q_musi_5_15_1/5d383805916c298818802580.jpg

М. К. Чюрлёнис – выдающийся латвийский художник, композитор и поэт.

М. К. Чюрлёнис – выдающийся общественный деятель XX столетия.

М. К. Чюрлёнис – выдающийся литовский архитектор XIX века.

3. Клод Дебюсси правильную подпись к фотографии.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7432/20200113155436/OEBPS/objects/q_musi_5_15_4/5d383c6c916c298818802587.jpg

Клод Дебюсси – основоположник венской классической школы.

Клод Дебюсси – основоположник импрессионизма в музыке.

Клод Дебюсси – основоположник русской классической музыки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы борьбы и победы в искусстве

Слайд 2

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Симфония №5

Слайд 3

«Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому то я и пишу», - говорил Л.Бетховен

Слайд 5

Факторы, повлиявшие на создание произведения Данное произведение является самым грандиозным из всех шедевров автора, но у него и самая печальная история создания. Симфония № 5 Бетховена Л. В. несет в себе все муки композитора, всю его душевную боль. Узнав о том, что никогда больше не будет слышать, Бетховен возжелал смерти. Он хотел окончить свою жизнь, наложить на себя руки. Мысли о смерти порой его вовсе не оставляли, сводили с ума, ведь музыка, которую он больше никогда не услышит, была его сущностью, жизнью. Но, долго размышляя над бытием, композитор задумался над силой, коей наделен каждый человек. Он подумал, что все, если действительно захотят, смогут "взять за горло судьбу", начать ею руководить, и жить, невзирая на все чинимые ей козни. Бетховен знал, что судьба распорядилась его жизнью несправедливо, но и подарила огромную силу воли, благодаря которой он смог вновь слышать музыку, только не ушами, а сердцем. Именно это сподвигло композитора написать свою самую лучшую симфонию. Назло судьбе, насмехающимся над его недугом людям, самому себе, так желающему смерти

Слайд 6

Неудачная премьера Пятая симфония Бетховена сегодня исполняется на мировых сценах. Ее любят, ценят, ею вдохновляются и восхищаются. Но в день премьеры все было далеко не так, презентация прошла крайне неудачно, и слушатели остались ею недовольны. На такой исход повлияло сразу несколько факторов, и из их числа можно выделить самые весомые: Концерт слишком затянулся. История создания симфонии № 5 Л. Бетховена была слишком сложна, длинна, и композитор не хотел, чтобы она звучала последней или первой. Так как автор представлял сразу две симфонии, пришлось в начале концерта вставить еще несколько крупных произведений. Зрители утомились от слишком длительного пребывания в зале, громких звуков новаторских произведений, исполняемых оркестром. Именно поэтому к началу презентации пятой симфонии они уже не хотели ничего воспринимать, единственным их желанием было быстрее покинуть зал. Кроме этого, зрители слишком продрогли. В помещении было ужасно холодно, так как оно не отапливалось. Из-за отсутствия благоприятных условий оркестр плохо играл. Оркестранты постоянно допускали грубые ошибки, и произведение приходилось начинать заново. А это дополнительно затягивало время и так длительного концерта. Но, несмотря на первую неудачу, не стал посмешищем Л. В. Бетховен. Симфония № 5, история создания которой наполнена печалью и трудностями, с каждым годом все больше набирала популярность и в скором времени была признана эталоном классической симфонической музыки.

Слайд 7

Описание симфонии Так, в музыке мы видим борьбу лирического героя со злым роком. Конфликт человека с судьбой очевиден, он открывается с самых первых тактов. Композитор писал, что именно так, неожиданно, "судьба стучит в наши двери", он сравнил ее с незваной гостьей, которая приходит не всегда с дарами. Бетховен сказал, что судьба способна разрушить все одним своим поворотом, изменить жизнь, уничтожить привычный мир грез, сделать исполнение желаний недосягаемой мечтой. Мотивы судьбы полностью пронизывают композицию, делая ее более слитной и единой. Как и все классические произведения, симфония № 5 Бетховена состоит из четырех главных частей.

Слайд 8

Смысл симфонии Эта симфония должна была остаться с тем смыслом, который в нее вложил композитор. Бетховен желал до каждого человека донести все, что хотел сказать сам, но не мог выразить это словами. Он знал, что людям необходимо то знание, которое пришло к нему самому лишь с бедой. Автор хотел, чтобы каждый несчастный смог понять, что все в его руках, в том числе жизнь, судьба. Все это можно взять под контроль, стоит только понять, как это сделать. Композитор через музыку показал, как тяжела борьба, но если пройти до конца, то предстоит счастливый и красочный финал.

Слайд 9

Симфония в кинокартинах Так как в композиции явно ощущается борьба и преодоление трудностей, не кажется странным, что ее режиссеры использовали для подчеркивания самых напряженных моментов фильмов. Так, мы можем симфонию услышать в рейтинговом сериале "Ходячие мертвецы". Эпизод под названием "Услуга" становится более устрашающим под звуки симфонии. Это же произведение звучит в "Друзьях Оушена ", "Неуклюжей", "Я - Зомби", "Паранойе", "Штурме Белого дома" и многих других не менее ярких фильмах

Слайд 10

Современные обработки Многие авторы, пользуясь популярностью симфонии, обрабатывают ее в своем стиле. Но это нисколько не портит оригинал. Напротив, новый образ симфонии становится более свежим, интересным, дополненным. В каждой новой обработке молодое поколение может найти свой стиль. Наиболее популярными являются симфония в стиле джаз, сальса и рок. Последняя получилась более интересной, так как рок подчеркивает конфликт, делая его более напряженным.

Слайд 11

Страницы рукописей Л.Бетховена выглядят как «кровоточащий рассказ о грандиозном внутреннем сражении… Прежде чем писать эту страшного вида партитуру, Бетховен в течение трех лет заполнял блокноты эскизами. Представьте себе целую жизнь, полную борьбы, часть за частью, симфония за симфонией, соната за квартетом, концерт за концертом. Вес новые попытки и долой их в его постоянном стремлении к совершенству… Где – то здесь ключ к тайне большого художника, который отдает всю свою энергию и жизнь, чтобы прийти к убеждению, что одна нота следует за другой неизбежно. Композитор, поступая так, в заключение оставляет нас с чувством, что есть нечто настоящее в этом мире, верное во всем, нечто, следующее своим, твердо установленным законам, нечто, чему мы можем твердо верить, что никогда не подведет нас». Американский композитор, дирижер и пианист Бернстайн .

Слайд 13

1. Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? 2. Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена? 3.Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Творческий путь С. Прокофьева»
Вопросы

1. С инструментами какого оркестра знакомятся дети в сказке «Петя и волк»?

2.  Какой сюжет объединяет музыку Прокофьева  большинства произведений для детей

3.  Место,  где родился С. Прокофьев?

4. Назовите  пьесу из сборника «Детская музыка» на которую был снят мультипликационный  сюжет?

5. По чьей инициативе Прокофьев принялся за сочинение симфонической сказки «Петя и волк»?

6. Балет Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро?

7. Город, где проводится международный конкурс имени С. Прокофьева?

8. Сколько пьес содержит сборник  «Детская музыка»?

9. Какой инструмент изображает птичку в симфонической сказке «Петя и волк»?

10. Каким видом спорта увлекался С. Прокофьев?)

11. Песня – скороговорка на стих А. Барто?

12. К этому фрукту в количестве 3х штук Прокофьев выразил любовь в одном из своих произведений?

13. По мотивам сказки какого писателя Прокофьев написал поэму для голоса и фортепиано?

14. К какому  жанру относится тема Пети в симфонической сказке «Петя и волк»?

15. Фамилия человека, с кем в один день скончался композитор?

16. Сколько лет было Прокофьеву когда он написал свою первую оперу «Великан»?



Предварительный просмотр:

  1. Пронумеруй названия духовых музыкальных инструментов в соответствии с изображением

1https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7426/20200113155308/OEBPS/objects/t_musi_5_14_1/5d6597e4916c298818808b1b.jpg2https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7426/20200113155308/OEBPS/objects/t_musi_5_14_1/5d6597e4916c298818808b1c.jpg3https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7426/20200113155308/OEBPS/objects/t_musi_5_14_1/5d6597e4916c298818808b19.jpg4https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7426/20200113155308/OEBPS/objects/t_musi_5_14_1/5d6597e4916c298818808b1a.jpg

Орган

Флейта

Тромбон

Свирель

2. Послушайте фрагмент музыкального произведения.( https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/ Контрольные задания В 1) Для какого инструмента оно написано? Напиши правильный ответ.

3. Как называется крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра?

  • оратория
  • реквием
  • фуга
  • полифония
  • месса


Предварительный просмотр:

Композиторы и произведения

1. Установите соответствие между фамилией композитора и названием произведения. Соедините правильные ответы линиями.

Ч. Айвз

«Мозаика»

И. С. Бах

«Времена года»

А. Вивальди

«Итальянский концерт»

Э. Н. Артемьев

«Космический пейзаж»

2. Прослушай музыку из тренировочных заданий, определи композитора и название произведения. Для ответа выбери композитора и его произведение из вопроса №1

3. Знаток поэзии

Подчеркни литературный стихотворный жанр, предпосланный Антонио Вивальди каждому из концертов цикла «Времена года»:

  • Баллада
  • Поэма
  • Сонет
4. Композиторы

Пронумеруй имя композитора и его сочинения.

1. Антонио Вивальди

Непревзойдённый органист, мастер полифонии. Итальянский концерт

2. Арканджело Корелли

Основоположник жанра инструментального концерта в России. 3 концерта для фортепиано с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром.

3. Эдуард Николаевич Артемьев

Основоположник сольного инструментального концерта" Времена года" (4 скрипичных концерта из 12 концертов op.8, цикла "Спор гармонии с изобретением")

4. Иоганн Себастьян Бах

Автор «Кончерто гроссо» (12 concerti grossi)

5. Пётр Ильич Чайковский

Автор электронной музыки, а также музыки к кинофильмам. (Концерт для альта с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром. Электронные композиции "Мозаика" и др.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-презентация по музыке «Найди ответ» 7 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ Смоленская область

Слайд 2

1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 3

1. Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, которые образуют динамику музыкального развития – это … Музыкальная драматургия 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 4

2. Как называется опера М. И. Глинки рассказывающая о подвиге костромского крестьянина? «Иван Сусанин» 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 5

3. Какой композитор сочинил первую национальную американскую оперу? Д. Гершвин 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 6

Бык 4.Какой персонаж в балете « Кармен – сюита» Р.К. Щедрина символизирует рок, судьбу, смерть? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 7

Джазовые и блюзовые 5. Какие интонации в основе музыкального материала оперы « Порги и Бесс » Д. Гершвина? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 8

«Слово о полку Игореве» 6. Какое литературное произведение в основе оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 9

Симфоджаз 7. Как называется стиль в музыке, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 10

Иисус Христос – суперзвезда. 8. Как называется рок-опера Э.Л. Уэббера ? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 11

« Кармен » 9. Какая опера Ж. Бизе является вершиной мирового искусства? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 12

Адажио 10. Название произведения или части (обычно 2-й) циклического сочетания в темпе адажио – это … 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 13

Транскрипция 11. Термин от латинского «переписывание» означает переработку, переложение музыкальных произведений – это … 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 14

«Лунная соната» 12. Как называется «соната № 14» Л. Бетховена? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 15

Секвенция 13. Приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте, – это … 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 16

Ф.Й. Гайдна 14. Какого композитора называют «отцом симфонии»? 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 17

«Князь Игорь» 15.Известная опера А.П. Бородина, написанная на сюжет древнерусского эпоса - это … 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 18

М.И. Глинка . 16.Основоположником русской классической музыки является … 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 выключить 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 19

Источники Телевизор http://muteferrika.biz/mt/wp-content/uploads/2017/05/LED-TV-PNG.png Тесты по музыке 2 – 7 классы ФГОС https:// урок.рф / library/testi_po_muzike_dlya_27_klassov_152208.html Музыкальная драматургия http://900igr.net/up/datas/55220/001.jpg Опера «Иван Сусанин» http://mtdata.ru/u2/photo1DBF/20908207455-0/original.jpg Д. Гершвин http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/250/94250455_30634385.jpg Балет « Кармен-сюита » http://img11.nnm2.com/8/1/e/0/a/10caac0aefff3d2c66692b14943_prev.jpg Опера « Порги и Бесс » https://cdn.hpm.io/wp-content/uploads/2015/07/02171800/Porgy_and_Bess.jpg «Слово о полку Игореве» http://s1.thingpic.com/images/4u/R81qRm1RZ93jMMHjcgqk7LUG.jpeg Симфоджаз https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07de/000ceca5-db28017a/img29.jpg Рок-опера «Иисус Христос – супер-звезда » http://nnv.cityshow.me/site/assets/files/306253/nazvaniia_2.0x452p48x14-align.jpg Опера « Кармен » http:// ростовчанка-клуб.рф / wp -content/uploads/2017/08/isp-1.jpg Адажио https://img.youtube.com/vi/thw-vmAxjas/0.jpg Транскрипция http://cf.ppt-online.org/files/slide/v/vDYyN7n1G6P4XJmlSsMA5OWVRk0BFHuLhecCqZ/slide-1.jpg «Лунная соната» http://videosworld.ru/uploads/images/lunnaja_sonata_bethovena_lunnaja_sonata.jpg Секвенция http://images.myshared.ru/6/608259/slide_13.jpg Ф.И. Гайдн http://images.myshared.ru/5/454994/slide_19.jpg Опера «Князь Игорь» http://permopera-old.vigroup.ru/upload/2767cc3ede7592a47bd6657e3799565c/2015-03-27_193009_[042].jpg Портрет М.И. Глинки https://cf.ppt-online.org/files/slide/o/OHorvA1wNpQ5Ft460ds3GZSWuBRebagciJmyKP/slide-0.jpg Мудрая сова http://900igr.net/up/datai/186819/0005-003-.jpg Скрипичный ключ http://www.zumarte.org/wp-content/uploads/2014/12/Escuela-musica.jpg



Предварительный просмотр:

https://multiurok.ru/tests/pust-muzyka-zvuchit.html
пройти тест можно по ссылке

Список вопросов теста

Вопрос 1

Слово «Классика» в переводе с латинского языка означает:

Варианты ответов

  • искусство, культура
  • совершенный, образцовый
  • эпоха, стиль

Вопрос 2

Жанр симфонии это:

Варианты ответов

  • произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла
  • произведение в любой форме, написанное для симфонического оркестра
  • произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла

Вопрос 3

Выбери жанры духовной музыки.

Варианты ответов

  • знаменный распев
  • гимн
  • молитва
  • романс
  • песнопения
  • тропарь
  • баллада

Вопрос 4

К венским классикам не относится:

Варианты ответов

  • В. А. Моцарт
  • Й. Гайдн
  • А. Вивальди

Вопрос 5

Первая часть симфонии или сонаты называется:

Варианты ответов

  • увертюра
  • аллегро
  • экспозиция

Вопрос 6

Назови жанры вокальной музыки.

Варианты ответов

  • соната
  • сюита
  • романс
  • вокализ
  • этюд
  • гимн
  • кант
  • баллада
  • былина
  • молитва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.

Слайд 2

Сын русского эмигранта Родился в Америке Был одним из первых кто понял богатства афроамериканской музыки негров В двадцать с небольшим лет Гершвин уже стал самым известным композитором Америки, создав музыку более чем к 40 музыкальным постановкам. (1898-1937 )

Слайд 3

его лебединая песня. Спустя полтора года он умер после неудачной операции по удалению раковой опухоли мозга - всего только в 38 лет, в расцвете творческих сил, полный новых планов и идей…

Слайд 4

… Тронулся поезд, набирая скорость. В окне замелькали дома, окраина города, затем поля… Гершвин собирался вздремнуть, как вдруг стук колёс заставил его вздрогнуть. В этот момент он услышал внутренним слухом всю конструкцию произведения, которое он уже называл рапсодией… Джордж не сочинял ничего специально, а просто наигрывал, не задумываясь…

Слайд 5

12 февраля 1924 года в зале собрались самые строгие критики – в первых рядах сидели Сергей Рахманов, Игорь Стравинский, Иосиф Хейфец. Гершвин сам сел за рояль и играл солирующую партию. Сложная, сильная, ни на что не похожая работа вызвала немало споров. "Рапсодия в голубых тонах".

Слайд 6

… Поначалу публика заметно скучала. В зале становилось душно. Кто-то из слушателей даже собрался уходить… И в этот момент за рояль сел Джордж Гершвин. Дирижёр дал знак вступления, и композитор-пианист исполнил первые звуки Рапсодии… Публика, забыв о недавней скуке, настороженно вслушивалась. После заключительного аккорда в зале раздались громогласные аплодисменты, перешедшие в долго не смолкавшие овации с криками «браво!»

Слайд 7

Джордж Гершвин страстно увлёкся живописью. Сначала акварелью, потом маслом. Друзья в восхищении надолго останавливались перед его работами. Гершвин добился значительных успехов, и известный американский искусствовед справедливо написал впоследствии, что Гершвин не был действительно великим живописцем лишь потому, что не располагал временем..

Слайд 9

СОЗДАЙ СИКВЕЙН - Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное) - РАПСОДИЯ - Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). - Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). - Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) - Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.



Предварительный просмотр:

Диалог времён в музыке А. Шнитке

“Музыка – это подслушанные крики времени” – такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.

https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/11/24/2145198/shnitke-1.jpg

Альфред Гарриевич Шнитке - один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.

Танго о Шнитке (https://www.youtube.com/watch?v=7Lx6QYPMZy4&feature=emb_logo)

Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний, концерты для скрипки с оркестром, для гобоя и арфы, для фортепиано, альта, виолончели, оркестровые пьесы, 3 concerti grossi и многие другие. По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения.

 Альфре́д Шни́тке говорил:  «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства — появляются всё новые и новые плоскости мышления».

 Шнитке принадлежит введение понятия полистилистика, означающего одновременное пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далёким эпохам.

Слушаем Шнитке Concerto grosso (https://drive.google.com/file/d/1mS4k3n2_IMsx-mk4XDYLSCqKL17Jo_-7/view)

Кончерто гроссо -(итал. Concerto grosso- большой концерт) - тип инструментального концерта, распространённого в эпоху барокко.

Обрати внимание на жанр произведения, названия частей (прелюдия, токката), интонационный строй музыки, инструментальный состав.

Музыкальные интонации каких композиторов слышатся в этом произведении?

При прослушивании Прелюдии обрати внимание на тембр подготовленного (препарированного) фортепиано в начале произведения. Что, по-твоему, выражает его звучание?

https://znatokoffice.ru/upload/uf/08f/Smail1.jpeg

Вопросы и задания:

1. Прослушай произведение Шнитке Concerto grosso №1. Сделай анализ произведения.
2. Что означает понятие ПОЛИСТИЛИСТИКА?

План по анализу музыкальных произведений

1. Исполнительский состав произведения
2. Какой склад музыки преобладает в данном произведении (гомофонно-гармонический, полифонический)
3. Этническая принадлежность произведения
4. Характер музыкального произведения. Музыкальный образ.
5. Имя композитора и название произведения.



Предварительный просмотр:

Тесты по предмету «Музыка» для 5 класса.

Пояснительная записка

Тест по музыке предназначен для учащихся 5 классов, изучающих предмет по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Проверочный тест состоит из 20 вопросов, каждый из которых соответствует критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка».

1. Как называется фольклорное произведение А. К. Лядова?

a) Кикимора

б) Кощей Бессмертный

в) Царевна Несмеяна

2. Симфоническую сюиту «Шехеразада» сочинил:

а) П.И. Чайковский

б) Н. А. Римский-Корсаков

в) М.И. Глинка

3. Что в музыке обозначает слово «баркарола»?

а) песня на воде

б) песня под гитару

в) песня без слов

4. Русские композиторы – это:

а) Г. Свиридов, С.В. Рахманинов, М.И. Глинка

б) Ф. Шопен, А. Даргомыжский, В. Моцарт

в) Ф. Шуберт, М. Глинка, П.И. Чайковский

5. Произведений какого жанра не писал Ф. Шопен:

а) полонез

б) балет

в) мазурка

6. Основная тема в творчестве Ф. Шопена:

а) война

б) сатира

в) Родина

7.  Последним сочинением Моцарта является...

а) опера “Волшебная флейта”

б) симфония № 41

в) Реквием

8. Вступление к опере «Садко» называется…

а) «Океан-море синее»

б) «Вниз по матушке, по Волге»

3) «Среди долины ровныя»

9. Музыкальный спектакль, где действующие лица танцуют в сопровождении оркестра, называется 

а) мюзикл

б) балет

в) опера

10. Какого вальса нет в балете П.И. Чайковского:

 а) «Вальс цветов»

 б) «Сентиментальный вальс»

в) «Вальс снежных хлопьев»

11. Знаменитый мюзикл «Кошки» написал:

а) Э.Л. Уэббер

б) Р. Роджерс

в) М. Дунаевский

12. Как называется пение без слов или пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков:

а) романс

б) вокализ

в) ария

13. Кантата – это:

  а) Музыка, исполняемая женским хором

 б) Музыка, исполняемая голосом без слов

 в) Крупное, многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра

14. Найди среди композиторов портрет Ф. Шуберта:

а)                                  

б)              

в)    

15. Как называется инструментальный квинтет и песня Франца Шуберта:

а) Форель

б) Русалка

в) Золотые рыбки

16. О каком талантливом музыканте идёт речь в сказке Геннадия Цыферов  «Тайна запечного сверчка»

а) Паганини

б) Моцарт

в) Шопен

17. Для какого инструмента написан цикл  «Картинки с выставки»

 М. Мусоргского?

а) арфа

б) фортепиано

в) виолончель

18.  Как называется тема, которая объединяет все «Картинки с выставки» М. Мусоргского?

   а) Прогулка  

  б) Путешествие

  в) Поход

19. К миру искусства принадлежат:

а) литература, география, живопись

б) живопись, музыка, история

в) музыка, литература, живопись

20. Какие инструменты вы видите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключ к здоровью

Исходя из реальных условий маленького городка и большого количества детей, возникла необходимость не просто привить необходимые навыки учащимся по физической культуре, но и сделать их активными помощн...

Ключи к раздаточному материалу

Ключи для проверки ответов учащихся....

Ключи к экологии глазами математики

Цель курса:  Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире.   Экология Сибири...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...