Научная статья Амраховой Ирины Анатольевны воспитателя ГПД гимназии № 524 Московского района «Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы»
статья по музыке

Амрахова Ирина Анатольевна

Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Научная статья Амраховой Ирины Анатольевны воспитателя ГПД гимназии № 524 Московского района

«Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы»

                                                                                                             

Содержание

I Вводная часть. Цель. Задачи.

II Основная часть. Актуальность темы

III Заключительная часть. Вывод.

IV Литература. «Музыкальное развитие детей» О. П. Радынова. Москва «Гуманистический центр ВЛАДОС», 1997 год

I Часть

Основной целью музыкального воспитания, в том числе по разделу «Слушание музыки», является формирование начала музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры ребенка.

Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

1.        Знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки.

2.        Развить музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке.

3.        Дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

II Часть

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности^ восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.  

Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки - слушание и осознание ее эмоционального содержания. Дети находят черты общего и различного в характере частей музыкального произведения, образы, и даже отдельные интонации. При этом участвуют и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь детей, с помощью которой дети выражают свои впечатления.

При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления.

Восприятие музыки - это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения, воли.

Экспериментальные исследования показали, что формированию музыкального мышления  способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений. Это могут быть элементарные движения рук - плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки пи коленям, удары кулачков, игры-забавы с песнями из русского фольклора.

Двигательные реакции на изменения характера, темпа, регистра, динамики, фактуры способствует развитию интереса детей к музыке помогает формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания услышанных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей; у них формируются основы музыкального вкуса.

При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей. Формирование начал музыкального мышления позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы процесс музыкального воспитания способствовал формированию предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Младшие школьники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственною аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие

произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующие настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными . Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.

Успех музыкального развития детей зависит от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народная музыка. Основы музыкального вкуса формируются с раннего детства. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонации, сопереживать настроениям. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей.

Таким образом, репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношения к музыке.

Нужно формировать в представлении ребенка эталоны красоты на основе высокохудожественных образцов музыкального искусства.

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Это альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, О. Шумана, С. Майкопара, С, Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Симфонические произведения - «Детская симфония» И. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева.

Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л, Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки. П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты.

III Часть

Вывод:

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Она оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера. Совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщения к народной культуре

В работе описывается этап подбора программно-методической основы образовательной программы "Авторская песня"  к разделу "Исполнение народного репертуара"...

Статья "Формирование музыкальной культуры учеников в современной школе".

Музыка открывает людям огромный мир нравственных отношений, благородства души. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, не только в окружающем мире, но и в...

Разработка классного часа "Салаватский район. Актуальные проблемы".

Данный классный час ориентирован на изучение экологического состояния родного района, выявление проблем и развитие учащихся вести дискуссии на основе заранее подготовленных докладов. Форма классного ч...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Классный час по физической культуре « Зажигаем витаминно, чисто, ярко и спортивно» для учеников начальной школы

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Культура здорового об...