Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщения к народной культуре
учебно-методический материал по теме

Бондарь Ольга Ивановна

В работе описывается этап подбора программно-методической основы образовательной программы "Авторская песня"  к разделу "Исполнение народного репертуара"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondar_vozmozhnosti_uchebno-metod.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детский морской центр «Нептун»

Материалы выступления по методической теме  

«Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщения

к народной культуре»

 

                                                              Разработал: педагог дополнительного

                                         образования О.И.Бондарь

                                                              Обобщение опыта по методической                  

                                                              теме проходило в рамках методичес-

                                                              кого объединения педагогов-инстру-

                                                              менталистов, 2012г.                

                                                                                                                                                                     

     

2014г.

Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщение к народной культуре

В современной действительности, когда определенные духовные ценности начинают терять свою значимость, когда на лицо  оторванность подрастающего поколения от своих корней и среди молодежи наблюдается потребительское отношение к жизни, возникла необходимость сделать попытку в приостановлении этого процесса, средствами дополнительного образования детей через обращение к народной традиционной культуре.

На наш взгляд именно оно способствует развитию внутренней культуры человека – созидателя, а не разрушителя и как следствие – способствует  развитию культуры в обществе в целом.

Таким образом, дополнительное образование, является «защитным барьером» к восприятию негативной информации и асоциальным действиям.

Такой подход к роли воспитания и образования кажется нам наиболее актуальным в наши дни.

 Одним из вариантов решений проблемы нравственно – эстетического воспитания является знакомство с фольклорным наследием русского народа.

В детском морском центре «Нептун» в рамках образовательной программы «Авторская песня» юные гитаристы наряду с традиционными произведениями учатся исполнять и народную музыку. Это помогает сформировать понятие о народной культуре, раскрыть творческий потенциал ребенка и его способности.

Вышесказанное послужило причиной выбора моей методической  темы.

В Детском морском центре «Нептун» создано культурно-образовательное пространство, в котором осуществляется развивающая учебная и культурно-досуговая деятельность детей. Содержание образования в центре строится на интеграции основного и вариативного компонентов.

Критериями достижения цели нашей работы является данная модель выпускника: человек культурный; ценящий и любящий музыку, умеющий самостоятельно грамотно и технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, умеющий аккомпанировать, читать с листа, подбирать по слуху, петь песни под аккомпанемент. Обладающий знаниями в области искусства. Владеющий художественным воображением, эмоциональностью. Работоспособный, собранный, четко ориентирующийся в социуме. Обладающий   элементарными знаниями о  народной  традиционной культуре.

В ходе работы над созданием программы «Авторская песня» в разделе «Исполнение народного репертуара» мы опирались на следующие программы:

– программа для ДМШ «Специальный класс 3-х – 4- х струнной  домры». -  М:  1977

 – программа факультатива для учащихся старших классов общеобразовательной школы «Русская традиционная культура», автор педагог дополнительного образования МОУДОД ДШИ г. Перми Л.С. Кузьмина, г. Пермь, 2001г.

– программа «Русский музыкальный фольклор» для 3кл. ДМШ автор Ж.Г. Никулина,  преподаватель Пермского музыкального училища, г. Пермь, 1996.

В каждой из перечисленных программ отводится огромное место освоению элементарных знаний о народной культуре в процессе воспитания музыканта – исполнителя.

Согласно программы для ДМШ «Специальный класс 3-4-х струнной домры» музыкальное воспитание должно способствовать формированию  внутренней духовной культуры, развитию художественных  способностей. Программа предполагает знакомство с лучшими образцами русской, классической, зарубежной, современной музыки, что служит основой формирования музыкального вкуса и нравственного воспитания ребенка.

Репертуарный и учебный план данной программы включает знакомство с произведениями народного искусства.

Программа предполагает следующие формы занятий: урок, коллективное музицирование (игра в ансамбле), проведение тематических классных собраний, посещения и обсуждения концертов, прослушивание фоно записи, выпуск стенной газеты, выставки творческих работ, ученические концерты.

Согласно данной программе музыкальное воспитание  – это многоступенчатый и многоплановый процесс, в котором важна совокупность урочных и внеурочных занятий, поэтому в программе предлагаются следующие формы работы: проведение музыкальных игр и викторин, а также бесед  о русском народном музыкальном искусстве, участие в оркестрах и ансамблях.

На наш взгляд в данной программе уделяется не достаточное внимание изучению элементов народной традиционной культуры, таких как освоение календарно – обрядовых праздников, основные обряды жизненного цикла, музыкальные и вербальные художественные формы фольклора.

 Мы предполагаем, что подобные знания необходимы музыканту для более глубокого понимания, осмысления и музыкального исполнения произведений народной музыки т.к. народная культура синкретична по своей природе и предполагает тесную и  неразрывную взаимосвязь всех видов искусств (народная музыка, народная хореография, художественное слово, народный театр, прикладное искусство).

На сегодняшний день возникает необходимость нового подхода к процессу обучения и воспитания музыканта – исполнителя, основу которого составляет принцип комплексности. Данный принцип способствует интеграции и взаимосвязи предметных областей: исполнительство, историко-теоретические знания, литература, изобразительное искусство, народная, классическая и современная музыка. Для этого  мы изучили и проанализировали программы, составленные педагогами историко – теоретических дисциплин, направленные на изучение народной традиционной культуры.

Одной из таких программ является программа факультатива для учащихся старших классов общеобразовательной школы «Русская традиционная культура», автор: педагог доп.образования ДШИ г.Перми Л.С. Кузьмина.

Цель данной программы – дать учащимся глубокое  комплексное представление о многогранности русской традиционной культуре, составляющих ее элементах, их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Программа предполагает освоение базовых понятий традиционной культуры- календарный круг и календарно-обрядовые праздники, обряды семейного цикла, основы мифологии и этнографии восточных славян, музыкальный и поэтический фольклор и его основные жанры.

В связи с вышесказанным данная программа позволяет найти пути решения проблемы сохранения и возрождения народных традиций.

Следующая программа, к которой мы обратились «Русский музыкальный фольклор», автор преподаватель Пермского музыкального училища Ж.Г. Никулина.

 Данная программа составлена как дополнение к программе по музыкальной литературе Е.Б. Лисянской, основная идея программы – «формирование у ребенка психологии творца, а не разрушителя и потребителя, ориентация детей на корневую традиционную культуру»[1]

Курс «Русский музыкальный фольклор» построен по народному календарю, где в начале каждого месяца особое место отводится на занятии месяцеслову и именинам.

В основе программы авторов Л.С. Кузьминой и Ж.Г. Никулиной предполагается глубокое теоретическое освоение основных элементов народной культуры. Мы же предполагаем претворение этих теоретических знаний в собственной творческой практической деятельности музыканта – исполнителя.

Изучение программно-методической литературы выявило следующие элементы:

  1. Согласно программе «Специальный курс 3-х и 4-х струнной домры» знакомство с народной культурой ограничивается только выбором репертуара. В содержании данной программы не входит изучение основных элементов народной культуры.
  2. Глубокое знакомство с традиционной культурой предусматривают программы теоретических курсов, но практическая деятельность учащихся в них ограничена.
  3. Для полноценного воспитания музыканта-исполнителя необходимо расширение программы по музыкальному инструменту, включив в нее изучение основных понятий и элементов народной культуры, а также научно-исследовательскую деятельность в форме экспедиций и обработки их материалов и использование результатов этой деятельности в собственной практике.


[1] Курс «Русский музыкальный фольклор», Ж.Г. Никулина (пояснительная записка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности

         Результатом многолетней плодотворной работы  по   допрофессиональной  и профессиональной подготовке воспитанников  стало открыти...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Статья на тему: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР .

XX век ознаменовался бурными изменениями в политической, экономической, информационной, культурной, духовной и других сферах общественной жизни не только России, но и большинства стран мира. Увеличила...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования«Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»...

Методическая разработка «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»

Методическая разработка«Занятия декоративно-прикладным творчествомкак инструмент для приобщения к народной культуре»...