Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщения к народной культуре
учебно-методический материал по теме
В работе описывается этап подбора программно-методической основы образовательной программы "Авторская песня" к разделу "Исполнение народного репертуара"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondar_vozmozhnosti_uchebno-metod.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детский морской центр «Нептун»
Материалы выступления по методической теме
«Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщения
к народной культуре»
Разработал: педагог дополнительного
образования О.И.Бондарь
Обобщение опыта по методической
теме проходило в рамках методичес-
кого объединения педагогов-инстру-
менталистов, 2012г.
2014г.
Возможности программно-методической литературы в решении проблемы приобщение к народной культуре
В современной действительности, когда определенные духовные ценности начинают терять свою значимость, когда на лицо оторванность подрастающего поколения от своих корней и среди молодежи наблюдается потребительское отношение к жизни, возникла необходимость сделать попытку в приостановлении этого процесса, средствами дополнительного образования детей через обращение к народной традиционной культуре.
На наш взгляд именно оно способствует развитию внутренней культуры человека – созидателя, а не разрушителя и как следствие – способствует развитию культуры в обществе в целом.
Таким образом, дополнительное образование, является «защитным барьером» к восприятию негативной информации и асоциальным действиям.
Такой подход к роли воспитания и образования кажется нам наиболее актуальным в наши дни.
Одним из вариантов решений проблемы нравственно – эстетического воспитания является знакомство с фольклорным наследием русского народа.
В детском морском центре «Нептун» в рамках образовательной программы «Авторская песня» юные гитаристы наряду с традиционными произведениями учатся исполнять и народную музыку. Это помогает сформировать понятие о народной культуре, раскрыть творческий потенциал ребенка и его способности.
Вышесказанное послужило причиной выбора моей методической темы.
В Детском морском центре «Нептун» создано культурно-образовательное пространство, в котором осуществляется развивающая учебная и культурно-досуговая деятельность детей. Содержание образования в центре строится на интеграции основного и вариативного компонентов.
Критериями достижения цели нашей работы является данная модель выпускника: человек культурный; ценящий и любящий музыку, умеющий самостоятельно грамотно и технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, умеющий аккомпанировать, читать с листа, подбирать по слуху, петь песни под аккомпанемент. Обладающий знаниями в области искусства. Владеющий художественным воображением, эмоциональностью. Работоспособный, собранный, четко ориентирующийся в социуме. Обладающий элементарными знаниями о народной традиционной культуре.
В ходе работы над созданием программы «Авторская песня» в разделе «Исполнение народного репертуара» мы опирались на следующие программы:
– программа для ДМШ «Специальный класс 3-х – 4- х струнной домры». - М: 1977
– программа факультатива для учащихся старших классов общеобразовательной школы «Русская традиционная культура», автор педагог дополнительного образования МОУДОД ДШИ г. Перми Л.С. Кузьмина, г. Пермь, 2001г.
– программа «Русский музыкальный фольклор» для 3кл. ДМШ автор Ж.Г. Никулина, преподаватель Пермского музыкального училища, г. Пермь, 1996.
В каждой из перечисленных программ отводится огромное место освоению элементарных знаний о народной культуре в процессе воспитания музыканта – исполнителя.
Согласно программы для ДМШ «Специальный класс 3-4-х струнной домры» музыкальное воспитание должно способствовать формированию внутренней духовной культуры, развитию художественных способностей. Программа предполагает знакомство с лучшими образцами русской, классической, зарубежной, современной музыки, что служит основой формирования музыкального вкуса и нравственного воспитания ребенка.
Репертуарный и учебный план данной программы включает знакомство с произведениями народного искусства.
Программа предполагает следующие формы занятий: урок, коллективное музицирование (игра в ансамбле), проведение тематических классных собраний, посещения и обсуждения концертов, прослушивание фоно записи, выпуск стенной газеты, выставки творческих работ, ученические концерты.
Согласно данной программе музыкальное воспитание – это многоступенчатый и многоплановый процесс, в котором важна совокупность урочных и внеурочных занятий, поэтому в программе предлагаются следующие формы работы: проведение музыкальных игр и викторин, а также бесед о русском народном музыкальном искусстве, участие в оркестрах и ансамблях.
На наш взгляд в данной программе уделяется не достаточное внимание изучению элементов народной традиционной культуры, таких как освоение календарно – обрядовых праздников, основные обряды жизненного цикла, музыкальные и вербальные художественные формы фольклора.
Мы предполагаем, что подобные знания необходимы музыканту для более глубокого понимания, осмысления и музыкального исполнения произведений народной музыки т.к. народная культура синкретична по своей природе и предполагает тесную и неразрывную взаимосвязь всех видов искусств (народная музыка, народная хореография, художественное слово, народный театр, прикладное искусство).
На сегодняшний день возникает необходимость нового подхода к процессу обучения и воспитания музыканта – исполнителя, основу которого составляет принцип комплексности. Данный принцип способствует интеграции и взаимосвязи предметных областей: исполнительство, историко-теоретические знания, литература, изобразительное искусство, народная, классическая и современная музыка. Для этого мы изучили и проанализировали программы, составленные педагогами историко – теоретических дисциплин, направленные на изучение народной традиционной культуры.
Одной из таких программ является программа факультатива для учащихся старших классов общеобразовательной школы «Русская традиционная культура», автор: педагог доп.образования ДШИ г.Перми Л.С. Кузьмина.
Цель данной программы – дать учащимся глубокое комплексное представление о многогранности русской традиционной культуре, составляющих ее элементах, их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Программа предполагает освоение базовых понятий традиционной культуры- календарный круг и календарно-обрядовые праздники, обряды семейного цикла, основы мифологии и этнографии восточных славян, музыкальный и поэтический фольклор и его основные жанры.
В связи с вышесказанным данная программа позволяет найти пути решения проблемы сохранения и возрождения народных традиций.
Следующая программа, к которой мы обратились «Русский музыкальный фольклор», автор преподаватель Пермского музыкального училища Ж.Г. Никулина.
Данная программа составлена как дополнение к программе по музыкальной литературе Е.Б. Лисянской, основная идея программы – «формирование у ребенка психологии творца, а не разрушителя и потребителя, ориентация детей на корневую традиционную культуру»[1]
Курс «Русский музыкальный фольклор» построен по народному календарю, где в начале каждого месяца особое место отводится на занятии месяцеслову и именинам.
В основе программы авторов Л.С. Кузьминой и Ж.Г. Никулиной предполагается глубокое теоретическое освоение основных элементов народной культуры. Мы же предполагаем претворение этих теоретических знаний в собственной творческой практической деятельности музыканта – исполнителя.
Изучение программно-методической литературы выявило следующие элементы:
- Согласно программе «Специальный курс 3-х и 4-х струнной домры» знакомство с народной культурой ограничивается только выбором репертуара. В содержании данной программы не входит изучение основных элементов народной культуры.
- Глубокое знакомство с традиционной культурой предусматривают программы теоретических курсов, но практическая деятельность учащихся в них ограничена.
- Для полноценного воспитания музыканта-исполнителя необходимо расширение программы по музыкальному инструменту, включив в нее изучение основных понятий и элементов народной культуры, а также научно-исследовательскую деятельность в форме экспедиций и обработки их материалов и использование результатов этой деятельности в собственной практике.
[1] Курс «Русский музыкальный фольклор», Ж.Г. Никулина (пояснительная записка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности
Результатом многолетней плодотворной работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников стало открыти...
Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе
Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Статья на тему: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР .
XX век ознаменовался бурными изменениями в политической, экономической, информационной, культурной, духовной и других сферах общественной жизни не только России, но и большинства стран мира. Увеличила...
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования«Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»...
Методическая разработка «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
Методическая разработка«Занятия декоративно-прикладным творчествомкак инструмент для приобщения к народной культуре»...
Научная статья Амраховой Ирины Анатольевны воспитателя ГПД гимназии № 524 Московского района «Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы»
Актуальная проблема приобщения к музыкальной культуре учеников начальной школы...