Голос и речь
учебно-методический материал по музыке
В данном материале рассказывается о человеческом голосе. его особенностях, гигиене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golos_i_rech.odt | 28.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Звук - это колебания, которые распространяются в упругих средах, например, в воздухе или в воде. Любой предмет, если его заставить вибрировать, становится источником звука.
Человеческий голос также представляет собой звуковые колебания воздушного пространства. Теперь разберемся более подробно, откуда же берутся эти колебания.
Колебания проходят через дыхательный аппарат человека. Если бы воздух в органы дыхания проникал беспрепятственно, то мы бы не могли произнести каких-либо звуков. Наша дыхательная система наделена препятствиями, с помощью которых мы можем произнести какие-либо звуки. Совокупность органов, которые принимают участие в формировании голоса, называется голосовым аппаратом.
Для того чтобы задействовать весь голосовой аппарат, необходим воздух, поставляемый легкими. При спокойном разговоре с другом вы только слегка наполняете воздухом верхушки легких - вам вполне достаточно поверхностного дыхания. Но для того чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают ваши легкие, сквозь горло и губы.
Голосовой аппарат человека состоит из органов дыхания, гортани с голосовыми связками и воздушных резонаторных полостей (носовой, ротовой, носоглотки и глотки). Размеры резонаторов больше при низких голосах, чем при высоких.
В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка (верхние резонаторы), гортань с голосовыми складками, трахея и бронхи (нижний резонатор), лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом. Первопричину голосообразования обнаружил ещё в 1812 году И. Е. Грузинов.
Голос появляется лишь тогда, когда воздух из легких вытесняется наружу через нос и рот, то есть на выдохе. Наша дыхательная система наделена неким участком, расположенным между глоткой и трахеей, который называют гортанью. Гортань представляет собой хрящевую трубку, покрытую слизистой оболочкой изнутри. На данной оболочке присутствуют складки, которые включают в себя мышцы и связки. Такие складки называются голосовыми связками, а щель между голосовыми связками – голосовой щелью. Именно благодаря вибрации складок появляется голос. Воздух проходит сквозь голосовую щель, создавая звуковую волну, вследствие чего рождается голос.
Разница между громкой речью и шепотом зависит от функции голосовых связок. При шепоте возникает шум трения воздуха о тупой край голосовой связки во время его прохождения через умеренно суженную голосовую щель. При громкой речи вследствие положения голосовых отростков к воздушной струе направлены острые края голосовых связок. Разнообразие звуков речи зависит от мышц голосового аппарата. Оно обусловлено главным образом сокращением мышц губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, глотки и гортани.
Когда мы молчим, то голосовая щель расширяется, а во время крика либо разговора – сужается. Мышцы гортани могут поменять позицию хрящей. В результате чего, натяжение голосовых связок и ширина голосовой щели могут изменяться. Именно параметры голосовых связок предопределяют тип голоса. Так, у людей с высокими голосами складки тонкие и короткие, а низкими голосами – более длинные и толстые.
Кроме органов дыхания и места возникновения звуков – гортани к голосовому аппарату относятся артикуляционный аппарат и резонаторы. Артикуляция (от лат. articulo – "расчленяю") – это работа органов речи при образовании звуков. Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Помимо голосовых складок к артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нёбо, глотка, зубы.
(говорю)Тон звука обусловливается появлением шумов при передвижении воздуха сквозь речевой аппарат. Шум появляется в том случае, когда воздушная струя сталкивается на своем пути с дополнительными препятствиями - органами ротовой полости. Если шум при появлении звука отсутствует, то тогда образуются гласные звуки, если же с голосом шум присутствует, то появляются согласные звуки.
Характер звука зависит от того, создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат. Шум возникает, если воздушная струя встречает на своем пути дополнительные препятствия - органы ротовой полости. Если шума при образовании звука не происходит, мы имеем дело с гласными звуками - [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Если к голосу присоединяется шум, возникает согласный звук. Согласные, которые состоят из голоса и шума, называют звонкими (например, [д], [з], [м], [в]). Согласные звуки, которые состоят только из шума, (например, [т], [с], [ф], [п]) называют глухими. Голосовые складки при образовании глухих согласных не колеблются
.Подвижные органы артикуляционного аппарата (язык, губы) называют активными, неподвижные - пассивными (верхняя губа, верхние зубы, та или иная часть неба). Резонанс - это результат вибрации воздуха в голосовых полостях, то есть в синусах, носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание.
Резонаторы бывают двух типов: грудной и головной. Благодаря верхним резонаторам голос обретает звонкость, а нижним – мягкость, силу и полноту звука. К верхним резонаторам имеют отношения полости, которые расположены выше голосовых связок. К ним относятся лобные и гайморовы пазухи, а также носовые ходы. К нижним резонаторам причисляют трахею, бронхи и легкие. Как в вверху, так и внизу к гортани прилегают трубкообразные полости, которые с ней нераздельны. Нижняя подгортанная трубка соединяется с трахеей и бронхами, а верхняя – переходит в ротоглотку, а после этого, соединяется с носовой и ротовой полостью.
Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя)
( "нь").Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи).
В результате прохождения звуковых волн через резонаторы приобретается характерный для каждого человека тембр голоса. Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос.
Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, то можно услышать, что тембр голоса включает в себя разные по высоте звуки. В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка.
Тон- это нота, а тембр -это характер ее звучания. Нота может быть одна и таже на рояле или скрипке, но вот сам характер звука будет совсем разный. Именно из-за тембра мы всегда узнаём что за инструмент звучит или чей это голос.
Высота тона характеризует высоту произносимых вами звуков и зависит от частотной вибрации вашей гортани. Для высокого голоса характерна высокая частота вибрации, для низкого голоса характерна низкая частота вибрации.
На тембр и красоту голоса влияют не только голосовые связки и дыхание - но и осанка, степень усталости и скорость речи (чем она медленнее, тем голос ниже, богаче). Осанка сильно влияет на голос. Хорошая осанка – залог хорошего дыхания. А хорошее дыхание – залог хорошего голоса.
для того чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет очень большое значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, который вдыхают ваши легкие, сквозь горло и губы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект музыкально-ритмического занятия в 4 классе по теме: "работа над изменением силы голоса, над темпом речи".
Тема. Работа над изменением силы голоса,над темпом речи. Цель. Совершенствование навыков произношения громким, тихим голосом, шепотной речью, в медленном, нормальном, быстром те...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём составления распространённых предложений самостоятельн...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».
Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация", "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...
Открытое занятие "Голос и темпоритм речи"
Открытое занятие "Голос и темпоритм речи"...
Вместе с мамой.Игры, развивающие силу голоса и темп речи.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с 2-3 летнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом...
Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе яв...
Голос и речь человека.
конспект занятия театральной студии...