Рабочая программа по музыке для 5-7 классов, автор Е. Д. Критская., Т. С. Шмагина
рабочая программа по музыке (5, 6 класс)

Цюсьмакова Ольга Александровна
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов, автор Е. Д. Критская., Т. С. Шмагина составлена в соответствии с ООП ООО школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6_kl_rab_progr.doc290.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета музыка в 5 классе

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Обучаться логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

Активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

Воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

Планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

Ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

Творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

                         

                        Содержание учебного предмета

Тема  I  полугодия:  “Музыка и литература” (16 часов)

Урок 1.  Что роднит музыку   с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей  музыки  и  литературы. Что стало бы с музыкой, если бы  не  было  литературы?  Что стало бы   с литературой, если бы  не  было музыки?   Поэма, былина, сказка.  Песня, романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение слов в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных средств   живописи и музыки: плавные изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей! Стартовый контроль, выполнение тестового задания.  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка.. Песня русская в березах. Песня русская в хлебах. ( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игровые,  хороводные, лирические  песни.  Песни –  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев –  это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно. (1ч)        

 Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Стучит гремит кикимора» (1ч)      

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов.  «Что за прелесть эти сказки»(1ч)      

 Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.  Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их   ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной  музыки  Тверского края.

Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки. «Мелодией одной звучит печаль и радость…», «Песнь моя летит с молобою».  (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни . Живительный родник творчества. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9.   Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… «Перезвоны», «Звучащие картины»  (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке:  создание музыки в народном стиле.  Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе… «Скажи, откуда ты приходишь красота?»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Ты Моцарт, бог и сам того не знаешь!» (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика» (1ч.)

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении. Промежуточный контроль, выполнение тестового задания. (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.  Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

Тема  II  полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)

Урок 17. Мир  композитора. (1ч)  

Музыка  профессиональных  композиторов  Брянщины.  Знакомство с творчеством региональных композиторов. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.  

Урок 18. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).  Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. «Три вечные струны: молотва,  песнь, любовь.» (1ч)

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через  прошлое  к  настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища». (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …»  (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» (1ч)

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная  палочка  дирижера.  «Дирижеры мира» (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.  Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая  музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).  Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О  подвигах,  о  доблести  и  славе...  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В  каждой  мимолетности  вижу я миры… Итоговый контроль, выполнение тестового задания (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. В  каждой  мимолетности  вижу я миры…   Итоговый контроль, выполнение тестового задания. (1ч)

Урок 35. Обобщающий урок. Заключительный урок-концерт.  (1ч)

                                 Календарно-тематическое планирование

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

16

1

1

Что роднит музыку с литературой

2

1

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей. Стартовый контроль, выполнение тестового задания

3

1

Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

4

1

Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

5

1

Фольклор в музыке русских композиторов  «Стучит, гремит Кикимора…»

6

1

Фольклор в музыке русских композиторов . «Что за прелесть эти сказки…»

7

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

8

1

Вторая жизнь песни Живительный родник творчества.

9

1

Всю жизнь мою несу родину в душе...«Перезвоны» «Звучащие картины»

   10

1

Всю жизнь мою несу родину в душе...«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

11

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах . «Гармонии задумчивый поэт»

12

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

13

1

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

14

1

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

15

1

Музыка в театре, кино, на телевидении. Промежуточный контроль, выполнение тестового задания.

16

1

 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

19

17

1

Мир композитора

18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

19

1

Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

20

1

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

21

1

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища».

22

1

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»

23

1

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

24

1

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  

«Весть святого торжества».

25

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

26

1

Волшебная палочка дирижера.. «Дирижеры мира»                                  

27

1

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

28

1

Застывшая музыка

29

1

Полифония в музыке и живописи

30

1

Музыка на мольберте

31

1

Импрессионизм в музыке и живописи

32

1

О подвигах, о доблести, о славе...

33

1

Мир композитора. С веком наравне

34

1

В каждой мимолетности вижу я миры. Итоговый контроль, выполнение тестового задания

35

1

Обобщающий урок. Заключительный урок-концерт.

                                                                                           

Планируемые результаты изучения предмета музыка в 6 классе

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,, творческой и других видах деятельности;

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

Смысловому чтению текстов разных стилей и жанров;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты

Ученик научится:

 Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

 Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

 Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Ученик получит возможность научиться:

 Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

 Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

 Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

Применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 Совершенствовать умения и навыки самообразования. Основные виды учебной деятельности школьников

Сотрудничать  в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

                               Содержание  учебного предмета

Тема   I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чуств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.  Стартовый контроль, выполнение тестового задания.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 8. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 9. Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 11. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 12. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.  Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  13 - Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».  Промежуточный контроль, выполнение тестового задания.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Урок 16. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Тема  II  полугодия:

        «Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)

Урок 17. Джаз – искусство 20 века.    

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 18. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.ти Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 19.  Инструментальная баллада.    

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе.

Урок 20. Ночной пейзаж.  

Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

Урок 21. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 Урок 22. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Урок 23 - Урок 24.  Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25 - Урок 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 27  -  Урок 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 29 - Урок 30.  Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 31 – Урок 32. Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 33. Образы киномузыки.  

 Урок 34. Образы киномузыки.  Итоговый контроль, выполнение тестового задания.

 Урок 35.Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».

                        Календарно- тематическое планирование

№   п/п

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема урока

По плану

Фактически

16

1

1

Удивительный мир музыкальных образов

2

1

Образы романсов и песен русских композиторов Старинный русский романс.Стартовый контроль, .выполнение тестового задания

3

1

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

4

1

«Уноси мое сердце в звенящую даль…» С.В.. Рахманинов

5

1

Музыкальный образ и мастерство

6

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

7

1

Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения.

8

1

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

9

1

Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси.

      10

1

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

11

1

«Фрески Софии Киевской».

12

1

«Перезвоны». Молитва.

13

1

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

14

1

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина бурана».

15

1

Авторская песня: прошлое и настоящее. Промежуточный контроль, выполнение тестового задания.

16

1

Авторская песня: прошлое и настоящее

19

17

1

Джаз – искусство XX века.

18

1

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

19

1

Инструментальная баллада.

20

1

Ночной пейзаж.

21

1

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

22

1

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

23

1

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

24

1

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

25

1

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

26

1

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

27

1

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

28

1

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

29

1

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

30

1

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

31

1

Мир музыкального театра.

32

1

Мир музыкального театра.

33

1

Образы киномузыки.

34

1

Образы киномузыки. Итоговый контроль, выполнение тестового задания

35

1

Заключительный урок-обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочие программы по музыке 5,6, 8 класс «Школа России», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Рабочие  программы учебного предмета «Музыка» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству  (далее &nd...

Рабочая программа и КТП "Музыка" 6, 7, 8 класс. (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии:с программой  «Музыка. 5-8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2017г....