"Игры детей народов России"
классный час по музыке (5 класс)

Гречишникова Ирина Николаевна

Сценарий мероприятия "Диалог культур" Подвижные игры с ребятами идут на ура всегда: и в паузы между школьными буднями, и в летние каникулы. Предложенной подборкой игр, придуманных разными народами, можно не только занять ребят, но и пробудить в них познавательный интерес к традициям и обычаям различных наций, а также ненавязчиво воспитывать толерантность школьников друг к другу. Особенно эффективной такая форма работы с детьми будет в многонациональном классе или отряде летнего лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_detey_narodov_rossii.docx26.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Диалог культур»

«Игры детей народов России»

 На перроне собираются дети. Они играют в р.н. игру, ожидая отправления поезда.

Игра «Зорька-зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

— Заря-зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ЛЕНТУ

  Один опаздывает и протирая глаза спрашивает:

1мальчик   - Я не опоздал? У меня будильник не зазвенел!

 1 девочка - Ещё бы 5 минут и мы бы уехали без тебя.

1 мальчик – Мы  куда-то едем?

Вожатый.-Да! Через несколько минут  мы отправимся в увлекательное путешествие по просторам нашей Родины на экспресс поезде под названием «Дружба».

Вожатая. - И перед тем как наш поезд тронется, мы вам раскроем одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с разными народами России! Готовы!? Тогда слушайте…

Вожатый -Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!»

Вожатая -И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем «ИГРЫ»!

Ребёнок -И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

Вожатый. -А сейчас садимся в экспресс поезд и отправляемся в путь!  (звучит лезгинка)

 Вожатый.-Вы,наверняка, догадались, что мы прибыли в Азербайджан!!!

 Ребёнок ( азербайджан)- Наша любимая Игра Qarapaєa (черный паша)

Из играющих выбирается пастух, собака и врун. Остальные изображают овец. Пастух играет на свирели, собаки сидят в засаде, овцы гуляют и, как будто едят траву. Вдруг врун зовет пастуха:"Зoban, ay, зoban!" Пастух отзывается:"Nədə?" (что?). Врун:"Зoban-qardaю, mənimdayэmQarapaюadeki, bizimqaraqoyunsizəqaзdэ, onuver!" (или так:" Братец пастух, мой дядя, Черный Паша говорит, что наша черная овца (называет ее приметы) к вам в отару попала, верни ее обратно")
Пастух подводит вруна к отаре, тот неожиданно хватает одну из овец (хватает за руку одного из игроков) и убегает. Увидев это собака (собаки) бегут за ним. Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается в ста

Вожатый: Пришло время занять свои места в поезде,мы продолжаем наше путешествие. ( Дети прощаются и усаживаются в поезд) (звучит музыка белоруссии)

Вожатая: Прибыли. Станция «Белоруссия». Что же за народ здесь живет, в какие игры играют дети?

Ребёнок(белорус). -Игра называется «Михасик»

 Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов:

Ты, Михасик, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувай, обувай! –

звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

 Вожатый - Очень забавная игра, но нам пора отправляться дальше, по вагонам!      (Дети прощаются и усаживаются в поезд) (звучит казахская музыка)                                

Вожатая. -Мы прибыли на станцию Казахстан!

Ребёнок(казах) -Ну а мы поиграем с вами в игру Такия тастамак! «Есть идея!»

Играющие становятся по кругу и выбирают ведущего. У него в руках тюбетейка. Он обходит ребят, произнося следующие слова: «Есть идея («Такиятастамак»)! Не спеша начинаем игру: садимся кругом». После этих слов дети садятся, ведущий продолжает: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас. В это время незаметно тюбетейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начать игру».
Произнося эти слова, ведущий сначала незаметно подкладывает сзади кому-нибудь на пол тюбетейку. По окончании текста дети ищут руками вокруг себя тюбетейку; тот, у кого за спиной она оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову тюбетейку. Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбетейкой потихоньку шлепнуть игрока, догоняя его. Так они обегают один круг. Правила игры. Во время игры нельзя оглядываться и подсматривать. Игрок с тюбетейкой догоняет ведущего по кругу только до своего места.

Ребёнок.  - Что-то знакомое в этой игре?

Вожатый. - Наш экспресс поезд «Дружба» везёт нас на следующую станцию.          (Дети прощаются и усаживаются в поезд)    (звучит таджикская музыка)

Вожатая. -И нас встречают дети Таджикистана!    

Ребёнок (таджик) - Мы поиграем с вами в хурусчанг, в переводе на русский бой петухов

Обычный вариант этой распространенной игры такой: двое стоят в кругу на одной ноге, руки держат за спиной и, подпрыгивая, начинают выталкивать друг друга из круга. У таджиков есть и иные варианты.

Два игрока с палками (примерно метровыми) садятся в кругу друг против друга. Палки под коленями облватываются снизу руками, которые, соединяясь, образуют как бы цепь. По сигналу игроки приближаются друг к другу, стараясь плечом вывести из равновесия один другого и свалить на спину. Победители в парах играют затем между собой.

Еще один вариант: два игрока в кругу поднимают левую ногу назад, придерживая ее левой рукой, а правой рукой, подняв ее вверх за голову, держат за левое плечо. В таком положении они стараются плечом вывести из равновесия друг друга, вытолкнуть из круга. Кто опустит ногу или руку, тот проигрывает.

Правила.Выталкивание и выведение из равновесия можно начинать только по сигналу руководителя.    Проигравшим считается и тот, кто выйдет из круга.

Ребёнок -Забавная игра, очень похожа на русскую игру. Спасибо, ребята…

Вожатый -Ну а нам пора в путь…по вагонам!  ( Дети прощаются и усаживаются в поезд) (звук поезда и татарская музыка)

Вожатая - Мы прибыли на станцию Татарстан!

 Ребёнок (татарин)    -Наша любимая татарская народная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он встает в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем место водящего занимает кто-то другой.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Вожатый.  -Спасибо вам, ребята! Очень весело у вас, но нам пора возвращаться домой. (после этих слов все участники выходят на сцену)

            Азербайджанец  -На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

 Татарин  -И даже улицы родной      

Ты не найдешь на карте той,

Казах  - Но мы всегда с тобой найдем  

Свою страну, наш общий дом.

Вожатый— Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)

Белорус  -Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные:

Таджик -Кто-то выше - кто-то ниже,

Русский  -У кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые…

Вожатый  -У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам,

Вожатая  -Но ведь мы учимся с вами не только в одной школе,

 Азербайджанец   -А даже в одном классе! (обнимает казаха) …

Песня «Мы дети твои, Россия»

 1.Россия, Россия, Россия, Россия.  

Любуюсь тобой, ярко залиты солнцем  

За гладью озёр золотые поля.  

И в первых словах навсегда остаётся  

Земля, где я вырос Россия моя.  

И космоса даль  и простор океанов  

Нас манят загадочной силой своей,  

Но ждёт нас Россия любя и прощая,  

Как матери любят своих сыновей.    

                       Припев:  

Россия, мы дети твои!

Россия нужны нам твои голоса.

Россия,  мы дети твои!  

Россия нужны нам твои голоса.

2.Пусть вьются знамёна над миром  

И с именем гордым твоим Россия  

Мы все твои дети, Россия!  

А значит мы победим.  

Эй, эй.  

Припев:  

Россия, мы дети твои! Россия  

Россия нужны нам твои голоса.

Россия, мы дети твои!  Россия  

Россия нужны нам твои голоса. Россия.  

3.Пусть вёсны твои  

Будут пахнуть дождями  

И смехом детей каждый день озарит.  

Пусть в сердце любовь и добро будут с нами  

И родины имя так гордо звучит. Россия.  

Припев:  

Россия, мы дети твои! Россия  

Россия нужны нам твои голоса.

Россия, мы дети твои! Россия  

Россия нужны нам твои голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры народов России!

Игры народов России!...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»

Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...

Квест-игра "Подвижные игры народов России"

В публикации представлены вопросы для проведения игры на параллелях 5-6 классов и 7-8 классов, а так же подробное описание каждой игры...