Культурологический проект "Смеётся вальс над всеми модами века..."
проект по музыке (6 класс)
Познакомить учащихся с историей возникновения вальса, появление его в России и в разных видах искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vals.odt | 580.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Культурологический проект « Смеётся вальс над всеми модами века…»
Направление:
- образовательное.
Предмет:
-музыка 6 класс.
Приблизительная продолжительность проекта:
- 25 уроков .
Вид работы:
- Информационно-познавательный, обобщающий.
Другие учебные дисциплины:
- история, география, изо, хореография, литература, иностранный язык.
Автор проекта:
- Попова Галина Ивановна – учитель музыки высшей квалификационной
категории, классный руководитель 6 «Б» класса.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
I Раздел. Подготовительный этап.
I.1.Тема «История возникновения вальса и его распространение по всем
странам мира. «Король вальса». Трансформирование вальса в
творчестве зарубежных композиторов. Появление вальса в России и
проникновение его в разные виды искусства.
I.2.Этап самостоятельной групповой и индивидуальной работы.
I.3.Анкетирование.
II Раздел. Этап оформления и защиты проекта.
II.1.Представление своей работы. Доклады, сообщения, иллюстрации,
стихи, конструирование, моделирование.
II.2.Открытый урок «Созвездие вальса»;
II.3.Программа действий.
а) Концерт для учащихся « «Вальс сквозь века»
б) Концерт для родителей «Вечное сияние вальса».
в) Конструирование «Веер».
г) Газета «Вальс»
III. Выводы.
IV. Список использованной литературы.
V. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
Окружающий мир меняется очень быстро. Растут города, строятся новые дома, дороги, разбиваются парки, но и человек тоже меняется. Он растёт, взрослеет, читает книги, путешествует, радуется и печалится. Другим становится его взгляд на окружающий мир и сейчас невозможно не заметить различий, которые явно обнаруживаются при сравнении музыки старинной и современной. Но музыка вальса звучит повсюду. Чем объяснить популярность этого танца на протяжении двух веков? Почему русские и зарубежные композиторы ввели вальс в разные жанры классической музыки? Почему многие песни, сочинённые в наши дни имеют черты вальса? Почему проходит в Западной Европе чемпионат по Венскому вальсу? На эти и другие вопросы поможет нам ответить культурологический проект «Смеётся вальс над всеми модами века…»
Проведя интервьюирование среди родителей и анкетирование учащихся о танцевальной музыке, выяснилось, что они ничего не знают об этом замечательном танце - вальсе. Все родители считают, что этот танец создан не только для ног, но и для души, а вот учащиеся в анкете ответили, что он создан только для тела. Девочки, которые занимаются бальными танцами, знают только «Венский вальс», а остальные не знают о нём ничего, но хотели бы узнать. Поэтому, выбирая этот проект о вальсе, хотелось бы, чтобы учащиеся 6 «Б» класса не только нашли интересный материал, расширили свой кругозор, но и практически применили его на уроках музыки, и во внеурочной деятельности, потому что музыка, как и во все времена, по- прежнему играет в жизни человека важную роль. Она нужна ему в повседневной жизни, способна утешить и поддержать в трудные времена, разделить все радости и победы. Она и сама способна дарить мгновения настоящего счастья, учит любить и ценить красоту, понимать чувства других людей. Она делится с нами всем, чем богата сама,- прекрасными мелодиями, настроениями, образами.
Музыка посвящает нас в самые главные тайны мира: природы, любви, человеческих отношений. Благодаря музыке люди почувствовали аромат и обаяние других культур, запечатлённых в прекрасных песнях и танцах, которыми богаты все национальные традиции.
Какой бы разнообразной ни была современная музыка с присущим ей множеством стилей и направлений, её главная задача остаётся той же, что и прежде: пробуждать в человеке лучшие возвышенные чувства, она призвана нести в мир гармонию и смысл.
Предмет нашего исследования – танец вальс.
Проблема: недостаток знаний о вальсе и многообразии содержания, назначения танцевальной музыки и её воздействия на чувства человека.
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения вальса, появление его в России и продвижение во все виды искусства и сферы человеческой жизни.
Задачи:
- развитие интереса к получению музыкально-эстетических и гуманитарных знаний, активизация позитивной мотивации к учению и к исследовательской деятельности, усилению творческой активности учащихся.
- собрать информацию о возникновении вальса и проникновение в различные жанры и виды искусства и шествии его по всем странам и континентам;
- подготовить иллюстрированный материал о вальсе в (ИЗО, театре, кино, опере, балете, оперетте, , мюзикле, драматическом спектакле.)
- подготовить литературный, вокальный, инструментальный материал о вальсах русских и зарубежных композиторов.
- Презентация.
В процессе исследования были использованы:
- ресурсы Интернета;
- литература из фондов городских и школьной библиотек;
- фонды городской фонотеки;
А также следующие методы:
-теоретические: анализ литературы, музыкального репертуара моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов их достижения на различных этапах исследовательской работы;
-эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы, интервьюирование). Разучивание песен, слушание вальсов русских и зарубежных композиторов; рассматривание репродукций картин русских и зарубежных художников, выставка творческих работ(конструирование вееров), выпуск газеты, обобщение, разучивание вальса, игра на музыкальных инструментах (гитара), презентация.
Содержательная часть работы представлена в виде докладов, сообщений и презентаций учащихся, которые работали в группах и индивидуально.
-Проектная деятельность на уроках музыки, как один из основных элементов интеллектуального и творческого развития личности.
I РАЗДЕЛ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
I.1. Темы: 1.История возникновения вальса.
2.Трансформирование вальса в творчестве зарубежных композиторов.
3. «Король вальса» (И.Штраус - сын)
4.Появление вальса в России.
5.Вальс в творчестве русских композиторов.
6.Вальс в вокальной музыке (романс, песня)
7.Вальс в операх.
8.Вальс в балетах.
9.Вальс в драматических спектаклях.
10.Вальс в мюзиклах.
11.Вальс в кинофильмах.
12.Военные песни в ритме вальса.
13.Вальс и мода (танцы, этикет бальных танцев)
14.Вальс в творчестве русских поэтов и писателей.
15.Вальс, звучащий с полотен художников.
I.2.ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Класс делится на группы:
1Куликова Ксения, Тарасова Юлия, Маков Сергей, Шестопалова
Анастасия работают с фондами библиотек и ресурсами Интернета и собирают сведения об истории возникновения вальса, трансформирование вальса в творчестве зарубежных композиторов, а также о появление вальса в России. Вальс в творчестве русских композиторов.
2.Тарасов Денис, Фролова Анастасия, Юсина Виктории, Воронина Екатерина работают с фондами библиотек и ресурсами интернета и делают сообщения на темы о вальсе, звучащим с полотен художников, о вальсе в вокальной музыке (романс, песня), о вальсах в драматических спектаклях.
3.Рогова Алина, Потапова Ольга, Шамонина Анастасия и Жигулина Лилия работают с фондами библиотек и ресурсами интернета и собирают сведения
О вальсах в операх, балетах, мюзиклах, кинофильмах.
4.Тогузов Михаил, Усова Екатерина, Гаврилова Елизавета, Овсянникова Анастасия , Щелкунов Максим работают с фондами библиотек и ресурсами интернета и собирают сведения о военных песнях в ритме вальса. Вальс и мода (танцы, этикет бальных танцев), вальс в творчестве русских поэтов и писателей .
Инициативная группа родителей 6 «Б» классов (Калинкина А.В., Тарасова Л.В., Шашкина Н.М., Тарасова Е.А, Шестопалова Н.В., Потапова Н.В.)помогают учащимся в поиске материала и его напечатании, в создании презентации к открытому уроку.
Анкета №1 для детей (до проекта).
Цель: установить уровень отслеживания некоторых аспектов эстетического и нравственного развития школьников среднего звена (что такое вальс, история его возникновения, разновидности и т.д. и т.п.)
Данный опрос был проведён с учащимися 5 «Б» класса, который показал, что в отличии от родителей, многие считают вальс – музыкой для ног, историю возникновение вальса, композиторов, почему вальс и сейчас популярен, несмотря на то, что появилось множество других танцев(да и дети в анкете показали любовь к совершенно к другим танцам) не знают, но хотели бы узнать.
Рекомендации:
- помочь учащимся узнать всё о вальсах;
- помочь найти информацию о возникновении этого танца;
- на основе материала составить концерт для учащихся и родителей;
- привлечь родителей для оформления презентации, записи видеоматериалов, музыки, слайдов, иллюстраций, газет и альбомов;
- помочь учащимся в выборе репертуара (вокального и инструментального);
- привлечь к реализации проекта учителя по бальным танцам (постановка);
- привлечь к реализации проекта режиссёра (для театрализации);
- привлечь к реализации проекта учителя ИЗО;
- помочь в составлении кроссвордов;
- провести музыкальную викторину.
Анкета №1 (перед началом культурологического проекта)
1.Знаешь ли ты историю возникновения вальса?____________________
2.Как ты думаешь, вальс – это музыка для ног? Докажи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Когда и как он появился в России?____________________________________
4. Какие вальсы ты знаешь русских и зарубежных композиторов?
___________________________________________________________________
5. Вальс устарел…? Можете ли вы аргументировано доказать своё мнение?
_________________________________________________________________
Интервьюирование родителей.
Цель: установление аспектов эстетического и нравственного развития детей
со стороны родителей.
Ответы родителей данного интервьюирования говорят о том, что их дети очень любят современную музыку, особенно танцевальную. Они считают, что вальс – это не только музыка для ног, но и для души, но аргументировано доказать свою точку зрения не могут, названия популярных вальсов не знают.
99% родителей хотели бы, чтобы их дети узнали больше о многообразии вальса, его использовании в разных жанрах искусства и современной жизни,
чтобы дети могли назвать русских и зарубежных композиторов, писавшие вальсы, знали бы историю возникновения этого замечательного танца, который и сейчас очень популярен.
Рекомендации:
- дать полную информацию о проекте «Смеётся вальс над всеми модами века…»;
- помочь в выборе темы;
- приобщить родителей к этой теме;
Интервьюирование (родителей).
1.Согласны ли вы, что бы ваш ребёнок работал над культурологическим проектом «Смеётся вальс над всеми модами века,,,!»___________________________________________________
2.Любит ли ваш ребёнок танцевальную музыку?_____________________________________ Какую?________________________________________________________________________
3.Вальс – это музыка только для ног?_______________________________________________
_______________________________________________________________________________
4.Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок узнал больше о многообразии использования вальса в окружающем мире, авторов многих популярных вальсов -самого известного танца, начиная с 18-21 век?___________________________________________________________________
Анкета №1 (после культурологического проекта)
1.Открыл(а) ли ты для себя что-то новое, интересное?_____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.Изменилось ли твоё отношение к вальсу?_____________________________
3. Какие вальсы ты знаешь?__________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Какой вальс тронул твою душу и запомнился?___________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Почему вальсы русских и зарубежных композиторов до сих пор популярны?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
II РАЗДЕЛ. ЭТАП ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.
II.1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ. (ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ)
История возникновения вальса.
Слайд №1.
Человечество танцует с незапамятных времён. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей. А дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображён человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что плавать без воды.
Слайд №2
С древнейших времён до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней.
Слайд №3
Как и откуда произошёл танец вальс точно не установлено, но, безусловно, его предками являются пляски народов Европы в середине XVlll века.
ВАЛЬС - по - немецкий звучит «вальцер», что значит «вращательный» - «роллер» - круженец. Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие, потому, что это немецкий крестьянский танец. Очень давно его называли «дойчер» - немецкий или «лендлер» - крестьянский. Вот ещё два любопытных названия вальса: «шпиннер» - «прядильщик» И «шляйфер» - «точильщик». Намёк на вращательные движения. Но в этих названиях интересная особенность есть – они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика и точильщика. Потом все названия забылись, осталось одно - ВАЛЬС – танец, который танцуют парами, кружась и вращаясь на з-х дольный размер. Свою родословную вальс ведёт от оживлённого крестьянского танца лендлер (Австрия), вольта (Франция), фуриант (Чехия), куявяк (Польша). Возможно, что соединив элементы различных европейских танцев, он так уверенно себя чувствует во многих странах мира. К концу XVlll столетия вальс был принят высшим обществом, но случилось это отнюдь не сразу. Вальс подвергся сильной критике со стороны моралистов: в обществе считалось неприличным расположение партнёров настолько близко друг другу, непристойным мужчине обнимать партнёршу за талию. Религиозные лидеры единодушно расценили новый танец как вульгарный и греховный. Придворные круги были упрямо настроены против вальса, но из-за этого популярность его только выросла. . Запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате- «наподобие эпидемии насморка».
Своей известности вальс достиг около 1770годов в эпоху общественных перемен и политической нестабильности. Любопытно, что хореографическое и музыкальное оформление как бальный танец вальс получает между европейскими революциями 18 и 19 столетия. Совпадение это или нет, но вместе с лёгким шагом вальса в Европе начинается новая эпоха свободы и индивидуализма. Один путешественник по Баварии 18 века вспоминает:
«Люди здесь необычайно любят танцевать. Стоит им услышать музыку вальса, как они начинают кружиться, где бы ни находились. Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями, здесь отметается аристократическая спесь и забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами. Каждый чужестранец, который пробудет здесь некоторое время, заражается этой танцевальной болезнью».
Буржуазия приняла танец с большим энтузиазмом сразу после французской революции. В одном только Париже было около 700 танцевальных залов.
Трансформирование вальса в творчестве зарубежных композиторов.
В 19 веке вальс получил полное признание и достиг всемирной популярности. Вена! Город, который с полным правом именуют родиной вальса.
Слайд №4
С этим городом связана одна из самых ярких страниц в биографии танца. Ведь именно здесь, в Вене, родились лёгкие изящные мелодии вальсов, очаровавшие весь мир.
Слайд №5
Крупнейшим мастером венского вальса «королём вальса» и венской оперетты является Иоганн Штраус. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß Jr., 1825–1899) — австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70дирижёр венских придворных балов.
Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба — 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в1870-х гг.Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре — «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили Н.А. Римский – Корсаков, П. И. Чайковский.
К первой четверит19 века вальс не только захватил танцевальные залы Вены, но и покорил Париж. С лёгкой руки Венского конгресса(1814-1815года) вальс скоро получает ещё и официальный статус. От конгресса, где решались судьбы не только вальса, но и послевоенной Европы, сложно было ожидать другого решения. Его представители так много времени проводили на балах и так часто танцевали вальсы, что в это время даже появилась поговорка: «Конгресс танцует, дело не движется».
В дни веселий и желаний
Я был от балов без ума;
Верней нет места для признаний,
И для вручения письма.
Близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. Вальсы танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур. Вальс не сразу завоевал популярность. Во Франции против этого танца выпустили специальные листовки, где называли его безнравственным, народным. Движения танца считались непристойными, унижающими достоинства женщины.
В 19 столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительности языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце 18 – первой половины 19 века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни ( Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).
Искусство нового времени, утратив связь с аристократическими дворами, приобретает несвойственный ему ранее гражданственно- демократический характер. И это очень ярко проявляется в танце, затрагивая и хореографическую, и музыкальную его составляющую, обуславливая появление огромного количества новых жанров в быту и профессиональном творчестве. Вальсом пронизаны все виды инструментальной и вокальной музыки 19 века. В симфонии вальс становится целой частью (вместо менуэта), как например «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза. В операх, помимо массовых танцевальных сцен, вальс используется как основа сольных эпизодов («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Травиатта» Д. Верди, И. Штраус оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон»; Ф. Лоу мюзикл «Моя прекрасная леди», И. Кальман оперетты «Фиалка Монмартра», «Сильва»).
Многие зарубежные композиторы Л. В. Бетховен, В. А. Моцарт, Р. Шуман, Ф. Шуберт писали танцевальную музыку в ритме вальса, но называли их тогда немецкими танцами.
Слайд №6 В первые десятилетия 19 века вальс и лендлер ещё бытуют, как равноправные танцы. Ах, эти знаменитые в Вене вечера, эти «шубертиады», где собирались друзья Шуберта - художники, поэты, музыканты. Друзья любили танцевать, и Шуберт импровизировал лендлеры, экосезы, контрдансы, вальсы. Один из участников «шубертиад» вспоминает: «Сам он никогда не танцевал, но всегда готов был сесть за инструмент и часами импровизировать прелестнейшие вальсы. Понравившиеся ему вальсы он повторял по нескольку раз, чтобы запомнить и позднее записать».
Если в первой половине 19 века вальсы господствовали в танцевальных залах, то к середине 50-х годов они чаще звучат на концертной эстраде. И в творчестве «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына вальс вырос в самостоятельный жанр. Из письма Фредерика Шопена:
«Венцы теперь - поклонники вальса. Он звучит везде; музыкальными кумирами стали молодой Иоганн Штраус и Ланнер. Среди множества венских развлечений славятся вечера в гостиницах, где за ужином Штраус и Ланнер разыгрывают вальсы. После каждого вальса получают шумные аплодисменты...»
Слайд №7
Сам Фредерик обращался к вальсу на протяжении всей своей жизни. Всего он написал 17 вальсов. Один из поздних вальсов - знаменитый Седьмой до-диез минорный. Есть предположение, что этот вальс был навеян мыслями о сестре его лицейского друга Марии Водзинской. Прелестная Мария вызвала в душе Шопена забытые чувства, давно его сердце не знало такого волнения.
Шопена вальс… Кто не играл его
И кто не слушал? На чьих устах
Не появлялась улыбка нежная,
И в чьих очах не вспыхивала искра
Любви, а может быть, печали
О звуках тех, кокетливых и гордых,
Задумчивых, как вечер золотого дня,
Пылающих горячим поцелуем…
М. Рыльский «Шопен»
Шопен - классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость. Она словно бы идет от «сердца к сердцу». Этот композитор обладал редким мелодическим даром. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов.
Вальсы Шопена танцевать нельзя. Через образ танца он выражал состояние души, делал зарисовки внутреннего мира человека, и изредка того, что его окружает. Концертный вальс служит поэтическим воплощением представлений о красоте и любви, о ценности жизни, выражением возвышенным лирическим чувств. Это уже не просто красивая музыка для танцев. Слушая её на концерте можно наслаждаться разнообразными оттенками чувств и настроений.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве. (Л. Озеров)
19 век прошёл под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки- оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка приобрела самостоятельное концертное значение.
Вальс также подвергся сильной критике со стороны моралистов и в Англии. В обществе считалось неприличным расположение партнёров настолько близко друг к другу. В июле 1816, вальс был включён в бал, данный в Лондоне принцем Ренжентом. Правящая королева Виктория любила и прекрасно танцевала вальс! Джордж Байрон написал в 1813 году шуточную поэму «Вальс», сатирические стрелы которой направил против принца-регента и его министров, мимоходом английский поэт высмеивает и вальс, в ту пору входивший в моду. Послушаем, что же писал поэт:
О милый Вальс! Склонились пред тобою
И джига, и фанданго огневое,
Шотландский рил, виргинская кадриль:
Где правит Вальс, их надо сдать в утиль.
Лишь Вальсу руки надобны и ноги:
Но коль для ног законы очень строги,
То руки там лежат, где с древних лет
Их не было. Ой, уберите свет!
Мне кажется, слепящие шандалы
Чрезмерно освещают нашу залу.
Сам Вальс шепнул: «Не нужно нам огней:
Ведь эти па во тьме всего верней…»
К концу 19 века были развиты две основные модификации вальса. Первым был Вальс-Бостон (более медленный танец с длинными скользящими шагами), хотя Вальс-Бостон утратил свою популярность после Первой мировой войны, он стимулировал развитие Английского (Медленного или Международного ) стиля. Второй был Венский (или Быстрый) вальс . Сейчас очень популярны оба эти направления и с удовольствием исполняются танцорами во всём мире на чемпионатах и турнирах всех уровней.
20 век!
Слайд №8
С какой лёгкостью, с какой свежестью, вальс ведёт борьбу. Английский композитор Арчибальд Джонс, начав свою карьеру как танцор, позднее стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почётный титул «английского короля вальсов». Арчибальд Джойс совершил турне по странам Европы. Именно тогда он побывал в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон» полюбились и запомнились.
Появление вальса в России
В России, при дворе, вальс тоже сначала не одобрили ни Екатерина Вторая, ни Павел Первый (её сын). Он даже издал указ, в котором запрещалось танцевать вальс, но на частных балах русской знати вальс стал одним из популярнейших танцев. . Несмотря на все запреты, в1805 году один француз сообщал в Москву…» для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, чересчур быстрых, почти воздушных летков, не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».
После окончания войны 1812 года, для решения проблем послевоенного устройства, собрался Венский Конгресс (1814-1815гг.) В Вену съехались императоры и короли со своими свитами, дипломаты и писатели со своими семьями. Днём решались судьбы Европы, а вечером бурно кипела светская жизнь, где на балах танцевали вальс. Участники Конгресса из России привезли модный танец в Петербург, и вскоре без вальса не обходился ни один бал даже в провинции. В «Литературной газете» от 1841 года вальсу пелись такие дифирамбы:
« Что такое вальс? Это музыкальная поэма в сладостных формах или лучше поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огневой или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нём - мелодия, богатство гармонических звуков его украшение. Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами».
В России вальс всегда был любим и популярен. В творчестве русских композиторов он прошёл путь от любительского бытового музицирования до поэтически обогащённого симфонического и концертного вальса в творчестве М.И.Глинки, П.И. Чайковского, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Рахманинова.
«Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под «Сентиментальный вальс»
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бродя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый»
(Ирина Волобуева «Сентиментальный вальс»)
Слайд №9
Пётр Ильич Чайковский написал много вальсов. Вальсы есть в 5-й и 6-й симфониях, в опере "Евгений Онегин”, в балетах "Спящая красавица” и "Щелкунчик”, вальс есть в "Серенаде для струнного оркестра”. Известен "Сентиментальный вальс”; в фортепианном цикле "Времена года” в ритме вальса написаны "Апрель. Подснежник” и "Декабрь. Святки”. Наконец, романс "Средь шумного бала” на слова А. Толстого – тоже вальс! В опере П. И. Чайковского, написанная по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», о вальсе есть такие слова:
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружиться вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой. (А. С. Пушкин)
В балетах: «Щелкунчик» (Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Вальс Феи Драже), «Спящая красавица» (Вальс Феи Сирени, Вальс цветов) .Часто в русских балетах этот жанр используется композиторами для Adagio – парных танцев, дуэтов, как лирических, так и самых страстных. (С. Прокофьев «Золушка», А. Хачатурян «Спартак», Чайковский «Лебединое озеро» и многие другие).
- Многие русские романсы были написаны в ритме вальса: Я помню вальса звук прелестный
(музыка и слова НиколаяЛистова)
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?!
Слайд №10
Музыка А. Абаза, слова И. Тургенева романс «Утро туманное». Музыка М. Глинки, слова А. Фета «На заре ты её не буди» и другие.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» вальс звучал на балу в польском королевстве Сигизмунда. «Вальс - фантазия» М.И. Глинка звучит в драматическом спектакле по поэме Ю. Лермонтова «Маскарад».
Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалось, не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…
Ю. Лермонтов.
Позднее, в 20 веке, А. Хачатурян пишет сюиту к драме «Маскарад», где появляется потрясающий по красоте драматический вальс, не уступающий «Вальсу - фантазии».
Продолжая традиции Глинки и Чайковского А. Глазунов обращался к танцу как к воплощению лирики и высоких человеческих чувств. Его вальсы полнозвучные и уравновешенные, блестяще оркестрованы, с красивыми мелодиями – легко запоминаются и оставляют светлое впечатление.
Слайд №11
Свободная импровизационность ритмических рисунков, полифонические переплетения мелодических линий придают музыке особый колорит. Светлые мажорные тональности, мягкие переходы, закруглённость музыкальных форм дополняют черты вальсов Глазунова.
Вальс №1(ре мажор. Соч 47,1893г.) или №2 (фа-мажор, соч.51, 1894г) Всего лишь год отделяет один вальс от другого, но настроения, выраженные в них очень разные. Если первый - это воплощение тонких лирических чувств, то во втором слышится торжественные и фанфарные мотивы. Так и хочется подумать, что первый-это признание в любви, а второе- торжественное предложение руки и сердца красавице. А вот что ответит она - это каждый слушатель услышит сам.
Пусть под музыку Чайковского, Аренского, Лядова уже не танцевали на балах, вальсы нашли своё место в классическом балете, - в первую очередь у Чайковского, заложившего в своих трёх балетах традицию делать большие, развёрнутые вальсы центральным эпизодами не только отдельных актов, но и целых спектаклей. Таковы балетные вальсы Глазунова – из балетов «Раймонда», «Барышня - крестьянка», поставленных Петипа.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Андреев строг, как модный Штраус,
В мотивы вальса ввёл напев,
Старинный песенный, без пауз,
Пленяющий столичных дев.
Слайд №12
Так писал Иван Бунин о музыке вальса русского композитора В.В.Андреева. Вальс покорил Россию. Здесь стали популярными вальсы-песни в обработке В. В. Андреева для оркестра народных инструментов.
Среди произведений В. В. Андреева самыми популярными были вальсы "Фавн" и "Воспоминание о Вене", « Вальс Орхидея», « Вальс Бабочка»,»Вальс Искорка», «Вальс Каприз» и другие.
И композиторы 20 века (Рахманинов, Кабалевский, Дунаевский, Хренников, Прокофьев) обращаются к музыке вальса, чтобы рассказать нам о красоте природы, мира. Для русских композиторов вальс - это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений.
"Когда говорят пушки, музы молчат” – это изречение известно с давних пор. Но в те грозовые годы советские композиторы создали сотни и тысячи песен, которые сыграли значительную роль в борьбе с фашистскими захватчиками и содействовали победе русского народа. Лирических песен было создано в годы войны много самых различных жанров. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальса, небольшой вальсовой песенки. Начало положил Василий Павлович Соловьёв-Седой песней «Играй, мой баян». Это – песни К. Листова «В землянке», М. Блантера «Моя любимая», «В лесу прифронтовом». Широко бытовала в воинской среде песня «Случайный вальс» Марка Фрадкина. В основу этой песни была положена действительная история о случайной встрече в клубе молодого лейтенанта и молоденькой девушки. – А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах!
Исак Дунаевский "Лунный вальс” (к/ф "Цирк”), Тихон Хренников "Хорошо на московских просторах” ((к/ф "Свинарка и пастух”), "Белый танец” – песня из к\ф "Эта весёлая планета”. Сл. И. Шаферана, муз. Д. Тухманова.
Много прекрасных песен написано в ритме вальса: "Вальс – это всё-таки вальс”, "В городском саду играет духовой оркестр”, "Школьный вальс”, "Малиновый звон” и другие. У нас в народе любят вальсы. Эта традиция идёт с давних времён, когда в городских садах и парках в летнюю пору играли военные духовые оркестры, в исполнении которых звучали старинные вальсы: "На сопках Маньчжурии”, "Осенний сон”, "Дунайские волны”, "Амурские волны”, "Берёзка” и другие.
Как приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада эту замечательную музыку, навевающую умиротворение, лёгкую грусть и лирическое настроение.
Вальсы, вальсы – моё вы мучение, –
Бесконечно я слушать готов
Задушевные сочинения
Капельмейстеров русских полков.
(Н. Ушаков)
– Что же в наше время? Безусловно, вальс продолжает свой победный тур. Он обрёл множество профессий: "Колхозный вальс” П. Майбороды, "Шахтёрский вальс” И. О. Дунаевского, вальсы лётчиков, моряков. Он прописался в самых неожиданных местах: "Сибирский вальс” Т. Носова, "Киевский вальс” П. Майбороды, "Вальс Садового кольца” Е. Птичкина.
Любители авторской песни поют у костра и на фестивалях "Вальс-бостон” А. Розембаума, "Милая моя”, "Вальс в ритме дождя” Ю. Визбора .
Многие художники не остались равнодушными к великолепным балам и запечатлели их в своих картинах: Загородный бал. Вильгельм Гауз. Императорский бал. М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 Брож. Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца. 1880-е. Бал был среди купечства. Фридерик Везин. На балу. Эдуард Мане. Костюмированный бал в Опере. Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. Куликов. Купеческий бал.
Слайд №13
Когда-то, в незапамятные времена, балы были просто поводом для того, чтобы собраться вместе. Со временем они стали символом светской жизни, причиной для гордости одних и зависти других. Здесь решались судьбы целых семей. Многие, кажется, и жили только на балах и только для балов. Дамы и кавалеры облачались в роскошные наряды. Музыка становилась всё утончённее, фигуры танца — затейливее. Появились легенды о людях, продававших душу чёрту за умение танцевать. И неудивительно — ведь от того, насколько изящно человек двигается под музыку, часто зависело его положение в обществе. |
Бал «Королевский»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
А.К. Толстой (стихотворение обращено к С.А.Миллер, будущей жене А.К. Толстого, познакомившегося с нею в декабре 1850 или в январе 1851 на одном из маскарадов в Петербурге)
IIIВыводы.
Давайте с вами попробуем оглянуться назад и вспомнить, какие танцы были в моде в прошлые десятилетия 20 века.
В начале 20 века - фокстрот, в 20-е годы- танго, чарльстон В 40-е годы- рок-н-ролл, буги-вуги, затем- твист, шейк. Сейчас - танцуют брейк, реп.
Каждый танец уступает место новому. Почему же вальс не уступает своего места вот уже на протяжении 200 лет?
Вальс, вальсовый размер может выражать различные человеческие чувства, сообщает музыке движение, причём движение не напряжённое, а лёгкое, полётное. Это вальсовое движение ассоциируется в нашем представлении с чем-то радостным или взволнованным, таинственным или ласковым, сентиментальным или романтическим. И поэтому вальс живёт, и танцуют его и взрослые и дети, танцуют от простого школьного вечера до парадного дипломатического приёма.
Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь.
Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
"Вальс устарел, – говорит кое-кто, смеясь… , но смеётся вальс над всеми модами века…”.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд№10
Слайд №11
Слайд №12
Люис Стюарт. Бал.
Слайд №13
Художник Владимир Первунинский 1899.
1VЛитература
1. Колесникова А. «Бал в России. XVIII – начало XIX века». СПб: «Азбука-Классика», 2005. 304 стр..
2. Лаврентьева Е. «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет». М.: «Молодая гвардия», 2007. 664 стр..
3. Марченко Н. «Быт и нравы пушкинского времени», СПб: «Азбука-классика», 2005. 432 стр..
4. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. Состав. Юрьев и Владимирский. Репринтное издание, 1889. М.: «РИПОЛ», 1991. 416 стр..
5. Правила этикета, предназначенные для высших слоёв российского общества конца XIX века. Жизнь в свете, дома и при дворе. Репринтное издание, 1890. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 144 стр..
6. Светский человек, изучивший свод законов общественных и светский приличий. Сост. Светозарская К.. Репринтное издание, 1880. СПб: Ассоциация «Невский проспект», 1991. 128 стр..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вальс, вальс, вальс…
Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской и...
Мода XIX века - история развития модной одежды
Мода XIX века - история развития модной одеждыУрок 31 в 8 классе по теме «Мода, культура и ты»...
Методическая разработка урока по истории стилей в костюме на тему "Испанские моды в 16 веке"
Данный урок разработан по дисциплине "История стилей в костюме" для студентов, обучающихся по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. В методической разработк...
"Погружение в эпоху. 19 век". Презентация "Мода 19 века" .
В рамках общешкольного мероприятия "Погружение в эпоху. 19 век" в швейной мастерской нашей школы был организован "Модный салон". Ведущие рассказывали посетителям салона о модных тенденциях того времен...
Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке. Мода на прически.
Материал интересен при объяснении тем повседневной жизни 18-19 века...
ВАЛЬС АЛЕМАН - ПРИМЕРЫ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦЕВ XIX ВЕКА
ПРИМЕРЫ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦЕВ XIX ВЕКА - ВАЛЬС АЛЕМАН...
Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».
Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».Цель урока: изучить элементы танца «Фигурный вальс...