Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по музыке
Учебно-методический материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС | 91.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.
В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.
Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;
- знакомство с дополнительной литературой о музыке;
- слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
- выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;
Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:
- готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
- углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
- творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
- Слушание музыки.
- Освоение и систематизация знаний.
- Вокально-хоровая работа.
- Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
- Слушание музыки
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге | При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес | Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм | Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.
|
Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) | Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения | 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра | 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра |
- Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Знание музыкальной литературы | Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя | Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами | Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы |
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты | Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы | Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки | Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество |
- Выполнение домашнего задания
Критерии | ||
«3» | «4» | «5» |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась | При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе |
- Исполнение вокального репертуара
Параметры | Критерии певческого развития | ||
«3» | «4» | «5» | |
Исполнение вокального номера | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера | художественное исполнение вокального номера |
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах | художественное исполнение вокального номера на концерте |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках мы используем разные формы контроля:
наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
- не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
- не менее 8 правильных ответов в тесте;
- художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
- 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
- 5-7 правильных ответов в тесте;
- интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
- не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
- не более 4 правильных ответов в тесте;
- не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 | Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой |
2 | Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой |
3 | Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой |
4 | Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, состояния, выраженного в музыке. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Воспроизведение по памяти основной части музыкального материала, предусмотренного программой |
5 | Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования частично на основе нотной записи. Осмысленное использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности |
6 | Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой |
7 | Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана |
8 | Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Использование различных способов развития музыкальной мысли в процессе сочинения и импровизации |
9 | Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде целостного образа – словесной модели, звуковой картины, пластического этюда и т. д. Создание исполнительского плана и самостоятельное его воплощение в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Реализация достаточно сложного замысла в процессе сочинения и импровизации |
10 | Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу. Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования. Свободная импровизация. Реализация сложного замысла с помощью широкого спектра выразительных средств в процессе сочинения |
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нём соответственно допущена несущественная и существенная ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС
Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Современное оценивание результатов учащихся в рамках реализации ФГОС
Современное оценивание результатов учащихся в рамках реализации ФГОС...
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных ...
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Система оценивания на уроках искусства....
Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии
Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии...
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Система оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС...