Урок музыки в 6 классе "Космическая музыка"
план-конспект занятия по музыке (6 класс)
Конспект к уроку музыки в 6 классе "Космическая музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 203.46 КБ |
Технологическая карта урока "Космическая музыка" | 23.47 КБ |
Презентацияс"Космическая музыка" | 2.5 МБ |
Рабочая программа 6 класс | 93.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Моя музыка — не земная, она космическая, она раскрывает философскую схожесть всего живого. И если многое в симфонии для человека трудно — не беда, может, именно это придётся по вкусу иным мыслящим существам. Кое-что вам понравилось, что-то понравится обитателям Веги, нечто третье порадует пришельцев с Фомальгаута, четвертое придётся по вкусу жителям Плеяд.
Сергей Снегов «Люди как боги»
(слайд 1)
Добро пожаловать на борт нашего космического корабля. До Земли — триллионы километров. Ваше тело парит в невесомости, мозг подключен к бортовому компьютеру. В ушах шелестят неземные звуки...
А какие именно звуки? Герои «Звёздных войн» слышат бодрый «Имперский марш» Джона Уильямса. Будем, однако, справедливы: при всей гениальности саундтрека ничего космического в нём нет. «Космической» скорее можно назвать музыку, которая передаёт чувство полёта. Гул магнитных полей, попискивание сверхмощных компьютеров... И, может быть, голос, поющий о космосе.
Вопрос, выделять ли «космическую» музыку как отдельный жанр, давно мучает умы критиков. С одной стороны, точного определения космической музыки не существует. Критерии атмосферности и футуристичности у каждого свои. В то же время отрицать широкий пласт исполнителей, ассоциирующих себя с космосом и научной фантастикой, тоже нельзя. Термины спейс-рок и спейс-диско прочно прижились в музыке. Наконец, к научной фантастике обращаются музыканты вполне традиционных жанров, а за этим нередко следуют и перемены в их стиле.
Чтобы избежать разночтений, начнём с формулировки. Космической мы будем называть музыку, которая передаёт чувство космоса или имеет научно-фантастическую концепцию. При ближайшем рассмотрении эти идеи обычно сопутствуют друг другу. С чего же всё началось? Итак, год 1966-й...
СВЕТ ЗВЁЗД СВОДИТ С УМА
(слайд 2)
Шестидесятые стали переломными как в музыке, так и в фантастике. Появились новые жанры, новые молодёжные субкультуры — хиппи, битники. Молодёжь искала откровений в музыке и в литературе, зачитывалась Толкином, Гербертом и Уильямом Берроузом. Чувство новизны витало в воздухе. Появлялись новые инструменты — электроорган Хаммонда, меллотрон, ситар, были разработаны новые технологии звукозаписи. Неудивительно, что фантастика и музыка быстро нашли общий язык.
Электроорган Лоренса Хаммонда — предок синтезаторов. |
(слайд 3)
Психоделик-рок, с которого началась прогрессивная музыка 60-х, обязан своим рождением группе Beatles и галлюциногенам. С помощью рока, книг и ЛСД люди сбегали от серой реальности в мир грёз. Темы научной фантастики, как, впрочем, и фэнтези, быстро пришлись ко двору.
(слайд 4)
Вершиной психоделик-рока по праву считаются работы английской группы Pink Floyd. С первых же альбомов команда смело экспериментировала. Музыканты не просто писали песни о космосе с названиями типа «Межзвёздная перегрузка» и «Держи курс на ядро Солнца», но и стремились к новому, футуристическому звучанию.
Не секрет, что, помимо литературы, лидер группы Сид Баррет подстёгивал и без того богатую фантазию ЛСД. До 1971 года этот препарат считался безопасным, и врачи ставили с ним опыты на добровольцах. Сид участвовал в опытах, а впечатления переносил в музыку. Писк морзянки, переливы электрооргана, неземной шелест терменвокса — так микрокосмос головы Баррета превращался в макрокосмос для слушателей. Газеты окрестили жанр «спейс-роком», космическим роком, от чего сами музыканты были не в восторге — фантастика считалась уделом подростков и хиппи.
Pink Floyd. Первый слева — Уотерс, второй — Баррет. |
К несчастью, безумного гения Баррета хватило всего на два альбома, после чего злоупотребление галлюциногенами стало плохо сказываться на психике. Бегство от реальности закончилось для Сида отставкой в 1968 году. Лидером Pink Floyd стал Роджер Уотерс, чей музыкальный талант принес группе ещё больший успех. Но к космосу Роджер был равнодушен и предпочитал песни о социальных антиутопиях. Так, альбом Animals связан с романом Оруэлла «Скотный двор». Алехандро Ходоровский звал Pink Floyd писать саундтрек к его экранизации «Дюны», но этот проект так и остался на бумаге.
(слайд 6)
Певец Дэвид Джонс, взявший псевдоним Боуи, взлетел из безвестности к вершинам славы стремительно, как Гагарин на орбиту. Первая же его песня Space Oddity была использована BBC в трансляции посадки «Аполлона-11» на Луну. Так балладу о пропавшем в космосе астронавте Томе услышал весь мир. И хотя от спейс-рока в ней было немного, а в последующих работах Боуи стало и того меньше, это никого не смущало.
Что Боуи недобирал в музыке, он с лихвой компенсировал в шоу. Когда этот «чёрт» выходил на сцену, бабушки крестились и убегали, а девушки визжали от восторга. Тонкий, гибкий, со «стеклянным» взглядом — левый глаз Дэвид повредил в драке — он выглядел настоящим марсианином, существом не от мира сего. На альбоме Ziggy Stardust Боуи подвёл под образ легенду: он — музыкант и пророк Зигги Звёздная Пыль, прибыл с Марса спасти Землю песнями о любви и мире.
(слайд 7)
К середине-концу 70-х прогрессивная музыка Англии пошла на спад. Последний из могикан, Алан Парсонс выпускал в 80-е альбомы, сочетавшие прогрессив-рок с электроникой, используя фантастическую тематику. Бывший звукоинженер Pink Floyd понял главное: нельзя вступать в легионы подражателей. Его альбом I Robot — лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.
The Alan Parsons Project: «Я, робот» не только читай и смотри, но и слушай! (слайд 8) |
В Германии дела обстояли иначе: там появилась целая волна групп, которую называют краут-рок (от прозвища немцев «kraut», что-то вроде «фриц-рок»). И хотя фантастикой из них увлекались немногие, краут-рок сыграл другую важную роль — родоначальника электронной музыки.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТЕЛО
Если рок и джаз вышли на стадионы из подвалов, то электронная музыка начиналась свысока. Экстравагантные композиторы-авангардисты, гениальные инженеры и их «адские машинки» — первые синтезаторы и вокодеры, как всё это было далеко от нынешних ди-джеев! С появлением в 1970 году мини-синтезатора Moog электроника стала доступным и модным новшеством на сцене. Неудивительно, что многие исполнители нацелились творить музыку будущего.
Малыш MiniMoog произвёл революцию в электронной музыке. (слайд 9) |
(слайд 10)
Корни электронной музыки растут из немецкой психоделии. В начале 1970-х берлинская группа Tangerine Dream выделилась на фоне краут-рока полностью электронным звучанием, в котором практически не было партий гитары. Сложная, лишенная привычной мелодии и композиции, их музыка была так необычна, будто её писали неземные существа. Tangerine Dream с удовольствием заигрывали с фантастикой, называя композиции «Альфа Центавра», «Рождение Плеяд» или «Восход в Третьей Системе». Хотя в своё время группа не была должным образом воспринята массами, со временем она заслужила культовый статус пионера электроники.
(слайд 11)
Пожалуй, первой электронной командой, добившейся коммерческого успеха, стала Kraftwerk из Дюссельдорфа. И немудрено: группа не меньше, чем музыке, уделила внимания имиджу и сценическому шоу. В отличие от берлинцев, Kraftwerk производили куда более простую, минималистичную музыку с «механическим» битом. Это напоминало соло на трансформаторе под стук конвейера — Kraftwerk предвосхитили жанр индастриала. Темы альбомов были соответствующими: роботы, компьютеры, заводы. Всё творчество немцев прошло под девизом «Технология — не враг, а слуга человека». Для фантастики Kraftwerk останутся авторами лучшего гимна роботам — песни The Robots.
Люди-машины Kraftwerk: власть роботам! |
К концу 70-х немцев потеснили энтузиасты из Франции, самым ярким из которых, безусловно, стал Жан-Мишель Жарр. Рождённый в семье кинокомпозитора, Жарр, казалось, был обречён жить в мире академической музыки. Вместо этого он увлёкся синтезаторами, в то время ужасно редкими и дорогими. На первых порах француз выводил на них настолько авангардные вещи, что дотерпеть их до конца могли только закоренелые эстеты.
Революция состоялась в 1976 году с выходом альбома Oxygene. Атмосферные переливы синтезатора и терменвокса, поданные с размахом симфонической музыки, быстро полюбились самой широкой публике. А альбомами Equinoxe, Rendez-vous, Chronologie Жан-Мишель окончательно прибил своё имя на доску почета космической электроники. Вдобавок Жарр прославился постановкой фантастических лазерных шоу и использованием футуристичных инструментов — таких, как лазерная арфа на фотоэлементах.
Справка бортового компьютера | ||
Партию саксофона для альбома Rendez-vous должен был записать астронавт Рон Макнейр прямо на борту шаттла «Челленджер». К сожалению, шаттл вместе с Роном взорвался при взлёте. Заключительная композиция альбома теперь носит его имя.
|
Вскоре музыка сделала ещё один «маленький шажок» в сторону фантастики. В 1977 году на танцплощадках Парижа появились странные люди, одетые в скафандры с глухими забралами. Назывались они Space, а командиром экипажа был Дидье Маруани. Подобно Жарру, Space делали упор на «неземные» звуки синтезатора и научно-фантастическое шоу. Но их ритмичная, бодрая музыка предназначалась не для медитации, а для дискотек. После распада Space Дидье продолжил выступать один. Из его сольных дисков замечателен Space Opera — умудрённый, далёкий от танцевальных ритмов и похожий на лучшие работы Жарра.
Space Opera слушали даже на станции «Мир». (слайд 13) |
Space породили подражателей, играющих так называемое «спейс-диско». Одна за другой создавались поп-группы, в которых «космическими» были разве что костюмы. Большинство из них кануло в Лету, едва ветреная мода повернулась к «спейс-диско» тылом. Отметим разве что советский «Зодиак», подражавший не имиджу Space, а их музыке.
Дидье Маруани с Keytar — синтезатором, стилизованным под гитару. (слайд 14) |
(слайд 15)
Нельзя не сказать и об английских пионерах космической музыки. Экспериментатор Майк Олдфилд смешивал электронику с арт-роком, нередко обращаясь к научной фантастике. Другой англичанин, Брайан Ино, считается отцом жанра эмбиент. Один альбом он посвятил полёту «Аполлона-11» на Луну.
Альбом Майка Олдфилда Songs of the Distant Earth — адаптация одноименного романа Артура Кларка («Песни далёкой Земли»). |
НЕ РОКОТ КОСМОДРОМА
О связи металла с фантастикой можно писать целые диссертации. Но, как правило, рокеры посвящают тексты либо фэнтези, либо вампирским ужасам. Передать атмосферу космоса инструментарием тяжёлого металла нелегко. Но те, кто попытался, не прогадали.
Как и в 70-е, романтика будущего притягивает самый авангард рок-музыки — прогрессив-металл, преемник прогрессив-рока. В этом жанре металла не чураются такой «ереси», как синтезаторы и компьютерные эффекты. А двухчасовые альбомы с песнями по десять минут просто обязаны иметь какую-нибудь концепцию.
Сложная музыка накладывает ответственность, и тексты из «космоопер» превращаются в идейные манифесты. Такова многосерийная сага, рассказанная голландским проектом Ayreon. Цикл альбомов повествует о долгом пути человечества к своему концу — вырождению, гибели и новому возрождению. Каждый том не продолжает сюжетную линию, а раскрывает вселенную с новой стороны.
Чтобы публике было легче переварить это философское блюдо, лидер проекта Арьен Лукассен заправляет его уже знакомыми приемами «космической» аранжировки. В ход идут орган Хаммонда, синтезаторы и симфонические инструменты.
Справка бортового компьютера | ||
Арьен Антони Лукассен родился 3 апреля 1960 года в Хильверсуме, Нидерланды. Единственный постоянный участник Ayreon, играет на всех инструментах, кроме ударных. Каждый альбом Ayreon — небольшая рок-опера, и все они связаны общей вселенной. В свободное от «Айреона» время Арьен предаётся экспериментам в своих менее коммерческих проектах: «тяжёлом» Star One, готик-металлическом Stream of Passion и Ambeon, соединяющим атмосферный эмбиент и нью-эйдж.
|
Арьен не одинок в своей любви к фантастике. Группа Arcturus, начинавшая как «ортодоксальный норвежский блэк-метал», с годами заиграла космический прогрессив. Но не ждите от суровых норвежцев медитативности Pink Floyd и Ayreon! Arcturus — это ураганный полёт сквозь метеоритное облако, и грохот барабанов прорывается сквозь синтезаторные переливы, как треск обшивки.
Arcturus — космические пираты из Норвегии. (слайд 17) |
(слайд 18)
То же можно сказать и о других норвежцах, The Kovenant. Их поздние работы — антиутопия о самоуничтожении Земли в ядерном апокалипсисе. Тексты Kovenant лишены философии Лукассена, скорее это пощёчина обречённому обществу.
(слайд 19)
Антиутопии и концы света — благодатная, но, к счастью, не единственная тема в металле. Встречаются и лёгкие приключенческие космооперы. Лука Турилли, лидер Rhapsody of Fire, представил такую на сольном альбоме Prophets of the Last Eclipse. Устав от фэнтези-эпосов основного проекта, Лука перенёс действие к гаснущему солнцу планеты Зефир. Впрочем, не считая антуража, альбом вписывается в прежний стиль Турилли.
У Турилли фэнтези и НФ не обходятся без схваток добра со злом. |
Адаптации научно-фантастических романов в металле сравнительно редки. Iron Maiden писали отдельные песни по любимым книгам и напоролись на отповедь Фрэнка Герберта — старику тяжёлый рок был не по душе. Можно представить, что сказал бы писатель про целый альбом по «Дюне» Mechanical Poet!
***
(слайд 20)
Наше путешествие окончено. Самое время подвести итоги.
Картина космической музыки у нас получилась хоть и пёстрой, но не такой противоречивой, как казалось поначалу. Едва ли всё разнообразие стилей, связанных с фантастикой, можно свести к одному жанру. Зато приёмы, используемые для погружения слушателя в мир космоса, на удивление похожи у совершенно разных групп. Как и в литературе, в музыке фантастика — больше метод и стилистический приём, чем отдельный жанр.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки .
Тема урока:
«Космическая музыка»
Класс: 6, урок 21
Цель урока: Способствовать осмыслению обучающимися «звучания космоса» в музыке на примере произведений различных композиторов 20-21 вв, формированию знаний об инструментальной и электронной музыке, реализуя межпредметные связи курсов музыки, физики, астрономии, литературы и изобразительного искусства и истории.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи:
1. познакомить детей с музыкальными произведениями композиторов, пионеров электронной музыки, формирование музыкально-слуховых представлений.
2. развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.
3. воспитывать любовь к искусству и природе, формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство, литературу.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Уметь объяснять своё отношение к предложенным ситуациям;
- Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
- Предметные
- Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение;
- Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
- Использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений
- Метапредметные
Личностные
- Наличие эмоционального отношения к искусству;
- Осознание жизненного смысла муз. образов;
- Усвоение жизненного смысла «Космического пейзажа».
Познавательные
- Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения;
- Учиться давать оценку результатам деятельности;
- Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
Регулятивные:
- Постановка и выполнение целей;
- Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.
Коммуникативные:
- Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
- Умение сопоставлять выводы и делать коллективные выводы.
Этап усвоения новых знаний
1.Вступительное слово учителя, настройка на тему урока.
(слушание : STAR WARS SPACE OPERA)
2.Шестидесятые.Перелом в музыке и фантастике. Чувство новизны витало в воздухе.
3.Англия. Рождение психоделик – рока. Битлз. Темы фентези и фантастики.
(Слушание : the beatles yellow submarine)
4. Pink Floyd и Сид баррет
(Слушание: Pink Floyd «Arnold Layne», Pink Floyd «The Wall», Pink Floyd «Signs of life»)
5.Дэвид Боуи (Джонс).Как балладу о пропавшем астронавте Томе, услышал весь мир.
(Слушание : «Space oddity»)
6.Германия. Алан Парсонс и его альбом «Я Робот». Лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.( Слушание: « Alan Parsons, Symphonic project «I Robot».
7.Появление в 1970 году мини синтезатора MiniMoog.
8. Tangerine dream – пионеры электроники.
(Слушание: Тangerine Dream – «Stratosfear»)
9. Kraftwerk – предвосхищение индастриала.
(Слушание: Kraftwerk – «Die Roboter»).
10. Франция. Жан Мишель Жарр. Революционер музыкально-космической электроники.
(Слушание: Oxygene)
11. Дидье Маруани. Space.
(Слушание: Didier MAROUANI & Space - «Space opera»)
12. Брайан Ино, отец жанра эмбиент.
(Слушание : «Evening Star» by Robert Fripp and Brian Eno)
13.Голландия. Авангард рок-музыки и музыка космоса. Арьен Лукассен.
(Слушание: Ayreon «Welcome to The New Dimension»)
14. Норвегия. Arcturus – от блек металла к космическому прогрессиву. Kovenant – пощечина обреченному обществу.
(Слушание: Covenant – «Bullet»)
15. Приключенческая космоопера - Rhapsody of Fire, Лука Турилли.
(Слушание: Rhapsody of Fire - «Prophets of the Last Eclipse»)
16.Iron Maden, Dune.
(Слушание: «Distant Sun God Emperor (Power Metal) based on Frank Herbert's sci-fi novel Dune»,
Iron Maiden –« To tame a land».
Организация восприятия и осмысление новой информации, усвоение исходных знаний.
Корректировка предположения учащихся.
Создание ситуации успеха.
Поощрение правильных высказываний.
Определение стилей и жанров музыки.
Анализ произведений разных видов искусства посредством музыки.
Познавательные УУД:
*осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные:
*умение полно и точно выражать свои мысли;
*планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
*управление поведением-контроль, коррекция, оценка действия.
Этап закрепления нового материала
Рассмотреть, вслушаться, соотнести со стихами, увидеть физические явления и нарисовать иллюстрацию.
Помощь учащимся в творческой деятельности.
Создание благоприятной обстановки в классе, и ситуации успеха.
Творческое применение новых знаний, самостоятельно создавая свои шедевры
Познавательные УУД:
Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Рефлексия
Повторение стилей, видов, жанров в различных видах искусства посредством музыки.
Контроль результатов учебной деятельности, оценка работ учащихся
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Познавательные УУД:
Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Домашнее задание
Создание художественной иллюстрации к понравившемуся музыкальному произведению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электроорган Лоренса Хаммонда — предок синтезаторов.
Психоделик-рок , с которого началась прогрессивная музыка 60-х, обязан своим рождением группе Beatles и галлюциногенам. С помощью рока, книг и ЛСД люди сбегали от серой реальности в мир грёз. Темы научной фантастики, как, впрочем, и фэнтези, быстро пришлись ко двору.
Вершиной психоделик-рока по праву считаются работы английской группы Pink Floyd . С первых же альбомов команда смело экспериментировала. Музыканты не просто писали песни о космосе с названиями типа «Межзвёздная перегрузка» и «Держи курс на ядро Солнца», но и стремились к новому, футуристическому звучанию.
Сид Баррет слишком близко прикоснулся к звёздам.
Певец Дэвид Джонс , взявший псевдоним Боуи , взлетел из безвестности к вершинам славы стремительно, как Гагарин на орбиту. Первая же его песня Space Oddity была использована BBC в трансляции посадки «Аполлона-11» на Луну. Так балладу о пропавшем в космосе астронавте Томе услышал весь мир. И хотя от спейс-рока в ней было немного, а в последующих работах Боуи стало и того меньше, это никого не смущало .
Ближе к концу70-х прогрессивная музыка Англии пошла на спад. Последний из могикан, Алан Парсонс выпускал в 80-е альбомы, сочетавшие прогрессив-рок с электроникой, используя фантастическую тематику. Бывший звукоинженер Pink Floyd понял главное: нельзя вступать в легионы подражателей. Его альбом I Robot — лучшая музыкальная адаптация книги Айзека Азимова.
The Alan Parsons Project: «Я, робот» не только читай и смотри, но и слушай!
Малыш MiniMoog произвёл революцию в электронной музыке.
Tangerine Dream заслужила культовый статус пионера электроники.
Люди-машины Kraftwerk : власть роботам!
Жарр колдует за лазерной арфой.
Space Opera слушали даже на станции «Мир».
Дидье Маруани с Keytar — синтезатором, стилизованным под гитару.
Альбом Майка Олдфилда Songs of the Distant Earth Нельзя не сказать и об английских пионерах космической музыки. Экспериментатор Майк Олдфилд смешивал электронику с арт-роком, нередко обращаясь к научной фантастике. Другой англичанин, Брайан Ино , считается отцом жанра эмбиент. Один альбом он посвятил полёту «Аполлона-11» на Луну.
Арьен Лукассен : от числа проектов голова идёт кругом.
Arcturus — космические пираты из Норвегии .
То же можно сказать и о других норвежцах, The Kovenant . Их поздние работы — антиутопия о самоуничтожении Земли в ядерном апокалипсисе. Тексты Kovenant лишены философии Лукассена , скорее это пощёчина обречённому обществу .
Лука Турилли , лидер Rhapsody of Fire, представил такую на сольном альбоме Prophets of the Last Eclipse. Устав от фэнтези-эпосов основного проекта, Лука перенёс действие к гаснущему солнцу планеты Зефир. Впрочем, не считая антуража, альбом вписывается в прежний стиль Турилли .
Наше путешествие окончено. Самое время подвести итоги.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза А.Т.Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« МУЗЫКА »
для 6 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
на 2021 - 2022 учебный год
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 г. Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час Учебник Музыка. 6 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В разделе ученик научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
- определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
- определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Ученик получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема года: “Музыкальный образ и музыкальная драматургия”.
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17ч.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18ч.
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
6 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 17 |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | 17 |
3 | Итого | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....