Методическая разработка на тему: «Гигиена голоса детей и подростков».
методическая разработка по музыке
Методическая разработка «Гигиена голоса детей и подростков» адресована обучающимся, их родителям, а также педагогам и направлена на укрепление здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_gigiena_golosa_19-20.docx | 35.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка на тему:
«Гигиена голоса детей и подростков».
Составитель:
педагог дополнительного образования
Парфенова Е.А.
Нижний Новгород, 2019
- Сведения об авторе.
Парфенова Екатерина Александровна – педагог дополнительного образования, руководитель студии эстрадного вокала «Акварель».
- Краткая аннотация.
Методическая разработка «Гигиена голоса детей и подростков» адресована обучающимся, их родителям, а также педагогам и направлена на укрепление здоровья обучающихся.
- Пояснительная записка
Цель: пропаганда здорового образа жизни, грамотного отношения к голосовому аппарату среди обучающихся, их родителей и педагогов, основанная на укреплении знаний гигиены голоса детей и подростков.
Задачи:
- Дать понятие «гигиены голоса»;
- Рассмотреть ситуации, которые могут привести к срыву голоса и варианты, как можно их избежать;
- Познакомить с основными законами, правилами, нормами голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый голосовой аппарат.
Умение пользоваться голосом и речью является одним из необходимых условий участия человека в общественной жизни общества. Знание педагогами, обучающимися и их родителями строения голосового аппарата и правил гигиены голоса способствует формированию здорового голосового аппарата и красивого голоса у ребенка, которые в последующем могут стать необходимыми в профессиональной деятельности.
Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:
1. Дыхательный аппарат;
2. Гортань с голосовыми связками;
3. Область резонаторов (рупор или надставная трубка).
1. Дыхательный аппарат представляет собой:
а) лёгкие, которые являются резервуарами для воздуха;
б) дыхательные пути - полые органы, проводящие воздух к легочным альвеолам (бронхи и трахея);
в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от брюшной и прикрепляется к нижним рёбрам и к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма куполообразно поднимается кверху, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Навыки управления диафрагмой очень важны для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.
В дыхании также принимают участие мышцы
г) передней брюшной стенки, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе; д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох.
В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.
2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют хрящи гортани. Эти анатомические признаки очень важны особенно для оперных певцов.
Внутренние мышцы участвуют во внешнем дыхании и голосообразовании.
Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.
В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух.
Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.
3. Область резонаторов (часть трахеи, ротовая область и носоглотка, пазухи черепа, грудная клетка), основные характеристики которой: 1) усиление звука голосовых связок; 2) формирование тембра голоса.
Звук голосовых складок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр, т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов.
Ввиду особой восприимчивости к заболеваниям голосового аппарата, которая является отличительной чертой всех вокалистов, соблюдение гигиенических условий и голосового режима для них имеет более важное значение, чем для других людей.
Гигиена голоса – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.
- Избегайте форсированного звука и перехода на крик!
- При любой вокальной работе – обязательно распеваться. Это своеобразная «разминка» для голоса. Распевание не только разогревает мышцы, но и создает психологическую настройку. Качественное распевание сохраняется около 3х часов. Если перед концертом нет возможности распеться, сделайте это дома.
- Очень вредно не только петь в больном состоянии, но и присутствовать на репетиции.
- Надо избегать переутомления голоса. Если была неожиданная большая нагрузка, то дайте аппарату отдохнуть, помолчите – это лучшее лекарство.
- Соблюдать режим пения, нормировать певческую нагрузку. Для начинающих являются оптимальными ежедневные упражнения по 20-30 минут, не больше. Для продвинутых учеников норма не больше 2 часов день, разделенных на 2, а лучше на 3 раза в день, после каждых 10-15 минут пения следует делать небольшие перерывы на 2-3 минуты, чтобы избежать переутомления. Следует избегать пения больше 45-60 минут без перерыва.
- Не перегружать голос звучанием в неудобной тесситуре.
- После усиленной и напряженной деятельности голосовой аппарат приобретает крайнюю чувствительность к факторам, вызывающим раздражение. Таковыми являются: пыль, дым, табак. Воздействие этих факторов на слизистую дыхательных путей приводит к их раздражению и хроническим воспалительным заболеваниям.
- Не переохлаждайтесь! Желательно не выходить на мороз сразу после пения. Не пойте и не кричите на улице при влажной и холодной погоде! Петь на открытом воздухе можно лишь в теплое время года при температуре не ниже 15 градусов.
- Необходимо следить за тем, чтоб шея была ничем не стеснена и не сжималась тесными воротниками. Оказывая давление на гортань, тесный воротник препятствует правильному и легкому воспроизведению звука.
- Режим молчания для девушек в больные дни – 3 дня.
- Благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но и от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.
- Следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – прежде всего, это эстетично, а еще – и правильная дикция. Больные зубы – источник инфекций верхних дыхательных путей и слизистой оболочки ротовой полости.
- Основной прием пищи должен быть не менее, чем за 2 часа до занятия вокалом. Диафрагма, оттесненная кверху полным желудком, не дает возможности артисту владеть голосом в полной мере. Перед пением также следует исключить прием сладких, соленых, острых и газированных продуктов.
Список литературы:
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968
- Кантарович В.С. Гигиена голоса. М.: МУЗГИЗ, 1955.
- Эрбес В.А. От техники речи – к вокалу. Учебно‐методическое пособие. — Омск: Издательство Омского государственного унивеситета, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Обучение плаванию детей начальной школы» (1-4 классы)
Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в теч...
Методическая разработка по теме: "Стили воспитания детей" (беседа с родителями)
В данной методической разработке представлены основные принципы наиболее распространенных в современной педагогике классификаций отношений "Родитель-ребенок". Тест-игра позволяет прояснить некоторые а...
Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...
Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...
Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка "Типичные ошибки в обучении детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе получения ими первоначальных навыков вождения"
интеграция содержания теоретической программы «Безопасность движения», ориентированных на приобретение знаний ПДД в целях безопасности личности на улицах и дорогах и в транспорте...