В Пальмире Севера прекрасной...
методическая разработка по музыке (6 класс)

СЦЕНАРИЙ - РАЗРАБОТКА тематического классного часа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    В   Пальмире   Севера   прекрасной …

Ужель в скитаниях по миру

Вас не пронзит ни разу, вдруг,

Молниеносною рапирой

Стальное слово «Петербург»?

              Ужели  Пушкин, Достоевский,

             Дворцов застывший плац-парад,

             Нева, Мильонная и Невский

             Вам ни о чем не говорят?

                                  Ужель неведомы вам даже

                                 Фасад Казанских колоннад,

                                 Кариатиды Эрмитажа,

                                 Взлетевший Петр и Летний сад?

                                                       Ужели вы не любовались

                                                       На сфинксов фивскую чету?

                                                       Ужели вы не целовались

                                                       На Поцелуевом мосту?

                                                                                Ужели белой ночью, в мае

                                                                                Вы не бродили у Невы?

                                                                               Я ничего не понимаю!

                                                                               Мой Боже! Как несчастны вы!..

  Так, очень эмоционально и вместе с тем искренне выразил поэт любовь к родному городу и сочувствие к тем, кому не посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге.

   Чтобы скрасить такое несчастье (увы, наша поездка в Петербург пока откладывается) и обогатить вас духовно мы решили устроить виртуальные экскурсии по истории и культуре России, которые назвали «Жемчужины Русского Севера».

   Сегодня мы не только познакомимся с историей основания Петербурга, но и возведем « мостик», который соединит историю государства российского с историей русской музыкальной культуры.

  «В Пальмире Севера прекрасной» - так звучит название нашей сегодняшней встречи, посвященной  Санкт-Петербургу.  С конца 18 века в русской литературе Санкт-Петербург сравнивали по красоте и богатству с древним городом Пальмира. Древний сирийский город, возникший в 1 тысячелетии до н.э. прославился своей красотой, великолепной архитектурой.

   Такое романтическое название СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА очень подходит блистательному Санкт-Петербургу. Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Отметивший свое трехсотлетие город, часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и  воплощение последних трехсот лет российской истории.  

   

    В конце 17 века русский царь Петр I в составе Великого посольства отправился в Европу. Впечатления от этого длительного путешествия привели совсем еще молодого царя к неутешительным выводам: Россия по уровню развития науки и техники, своим законам и государственному устройству катастрофически отставала от европейских стран. Такое положение становилось угрозой самому существованию российского государства. Необходимы были срочные преобразования во всех сферах жизни страны.
       Для того чтобы налаживать деловые отношения и развивать торговлю с европейскими государствами, нужны были выходы к морю, которых Россия в то время была лишена. Это положение надо было исправлять. Сначала Петр начал военные действия на юге, но борьба за черноморское побережье не принесла больших успехов. Тогда внимание царя обратилось на север, на побережье Балтийского моря, где в начале 18 века безраздельно господствовал сильный флот шведского короля Карла XII. Необходимо было вернуть России исконно русские северные земли, которые отошли к Швеции по Столбовскому договору 1617 года. В 1700 году Россия начала войну, которая продлилась 21 год и получила впоследствии название Северной.
    Начало военных действий было для российской армии крайне неудачным. В октябре 1700 года Петр осадил город-крепость Нарву. Почти полтора месяца безуспешной осады закончились крупным сражением, в котором русские войска были разгромлены и, понеся тяжелые потери, отступили. Карл XII решил, что русской армии больше не существует. Однако это поражение лишь укрепило желание русского царя добиться победы во чтобы то ни стало. Меньше чем за год была восстановлена артиллерия, полностью утраченная в сражении под Нарвой. В течение нескольких лет произошли большие перемены в вооружении конного и пешего войска, изменился порядок комплектования армии, система обучения новобранцев.
    Уже в 1702 году русской армией была взята крепость Нотебург. Это была первая большая победа, в ознаменование которой Петр переименовал Нотебург в Шлиссельбург («ключ-город»).
  Через год русские, развивая успех, взяли еще одну, считавшуюся неприступной, шведскую крепость Ниеншанц. Эта победа открыла путь в устье Невы, к морю. В нескольких километрах от Ниеншанца на Заячьем острове в мае 1703 года начались строительные работы.

     Поскольку город начал строиться, когда еще продолжалась Северная война, первой и главной постройкой в нём стала крепость («фортеция»). Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости 16 (27) мая 1703 года (день Св. Троицы) принято считать официальной датой рождения города. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.
   Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.
   
Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. Первыми этапами строительства Петербурга руководил зодчий Трезини, приехавший в Россию из Дании. Строительство подчинялось общему плану: новая столица была задумана как город не стихийный, а регулярный, не деревянный, а сплошь каменный, с длинными лучевыми проспектами, с системой каналов и шлюзов. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

Новый город необычайно  быстро начал расти рядом с крепостью.

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
 

  Гром орудийных салютов, возвестивший о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот памятный день – 16 мая 1703 года - со здравицей во славу новой российской столицы, которую пели 28 придворных певчих Хора Государевых певчих дьяков.  Этот старейший русский хор, ставший колыбелью русского хорового искусства, был учрежден в 15 веке (1479 г.) в Москве по указу Великого князя Ивана III.

   В эпоху Петра 1 хоровое пение было неотъемлемой частью придворной жизни. Любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех военных походах, в дни торжеств и в будни Петра сопровождали «Певчие дома его Величества» - так именуется хор в документах того времени. Царь оказывал большое внимание  певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава, нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса.

«Капелией придворных певчих» стали называть хор во времена царствования Елизаветы Петровны. Со времен Елизаветы придворный хор начинают использовать в театральных постановках и камерном музицировании. Впервые придворные церковные певчие были введены в два хора итальянской оперы «Климентина», поставленной по случаю коронации императрицы Елизаветы в 1742 году.

   При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы – Сарти и Галуппи. Они стали также сочинять и духовную музыку для православной церкви на славянские тексты, в итальянской манере. Обучение «итальянскому» пению заняло прочные позиции в Певческой капелле. Иностранцев поражало и восхищало мастерство русских певчих, которые владели столь различными стилями – традиционным церковным и итальянской манерой пения.

    Творческий  облик Капеллы всегда определяли выдающиеся личности ее художественных руководителей. В начале творческого пути в течение нескольких десятилетий управление капеллой осуществляли итальянские маэстро.  В дальнейшем с историей Капеллы в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского – «Русского Моцарта», самого авторитетного музыканта в русской культуре того времени.

Сообщение «Д.С.Бортнянский. Жизнь и творчество»

Д. Бортнянский  «Слава Отцу и Сыну»

Руководя капеллой с 1796 по 1825 г.г. Бортнянский смог создать хор, ставший славой и гордостью России. Созданные им произведения для хора подняли на необычайную высоту авторитет русской певческой культуры.

Под руководством Бортнянского, великолепного знатока вокального и хорового искусства, в капелле совершенствовалась методика работы с хором. Особой заботой Бортнянского являлась вокальная культура певцов, обеспечивающая ансамблевую ровность и тембровую слитность хора. Пением как основным предметом занимались ежедневно. Одним из непременных требований было неуклонное совершенствование техники чтения с листа, что позволяло капелле осваивать сложные хоровые партитуры в максимально короткий срок. Одновременно, по заведенному Бортнянским регламенту, с детьми занимались и по общеобразовательным дисциплинам, для того чтобы впоследствии «при спадении голоса» певчие могли поступить на канцелярскую службу. Вместе с тем, профессиональный опыт, накопленный певцами в капелле, давал возможность продолжить музыкально-педагогическую карьеру. За время руководства капеллой  Бортнянский вырастил несколько поколений певцов и музыкантов – хормейстеров, учителей пения, регентов, оперных артистов.

Среди многих качеств капеллы современников поражало глубоко осмысленное исполнение. О выразительности пения певчих, воспитанников Бортнянского, современник писал:

«Какие нежные голоса! Какая музыка! Какое выражение лица у каждого из них! Всякий не только берет ноту и не голос возвышает: он в это время чувствует, восхищается, восторг одушевляет все его черты!»

В начале 19 века появилась замечательная традиция участия капеллы в концертах Петербургского филармонического общества (осн.1802г.). В первую половину 19 в. совместно с симфоническим оркестром капелла исполнила более 40 произведений, знакомя русских слушателей с музыкой западноевропейских классиков.

 Это  и  оратории Гайдна -? ( «Времена года»  и «Сотворение мира»), Реквием - ?  (В. А.Моцарта), оратория «Мессия» -? ( Г.Ф.Генделя), месса до мажор и 9 симфония Бетховена…

Предметом особой гордости явилось событие 26 марта 1824 г., когда одно из лучших произведений Бетховена «Торжественная месса», по просьбе самого композитора было впервые исполнено на сцене Капеллы.

 Годы пребывания Бортнянского в капелле стали одной из самых ярких страниц ее истории.

Немецкий композитор Р.Шуман после посещения Петербурга написал:

«Капелла – самый прекрасный хор, который нам приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно»…

«Доброта голосов, согласие их между собой, равновесие в силе, верность в тоне, и простое, четкое, открытое, благородное произношение слов – вот совершенство, до которого следует доводить хор» (Инструкция Придворной певческой капеллы)

Государственная Академическая капелла занимает особое место в истории культуры России. Ровесница Санкт-Петербурга, пережившая со своим городом становление и расцвет, трудности и радости, Капелла стала очагом формирования русской профессиональной музыки. Здесь творили Бортнянский, Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский и другие русские композиторы, благородными усилиями и выдающимися достижениями которых были положены пути развития русской музыки.

В 1954 году Капелле  присвоено имя М.И.Глинки.

Выступление Ю.Куликовой. Сообщение «М.И.Глинка- вокальный педагог».

Исполнение произведений М.И. Глинки.

Вскоре после постановки оперы «Иван Сусанин» Глинка получил назначение руководить хором Придворной певческой капеллы. В Капелле Глинка выполнял работу скорее педагога, чем дирижера, стремясь воспитать в певчих — детях и взрослых — любовь и понимание музыки, без которых нельзя быть музыкантом. Глинка, занимавшийся с певчими музыкально-теоретическими предметами, особое внимание уделял сознательному пению по нотам и чистоте интонации. Ученики-певчие делали заметные успехи, и это искренне радовало Глинку.   Летом 1838 года он с радостью предпринял поездку на Украину, чтобы в этом краю, славившемся своими певцами, подыскать голоса для пополнения Капеллы. Три месяца ездил Глинка по городам и селам Украины, слушая хоры церковных певчих и выбирая из них певцов с самыми красивыми голосами и верным музыкальным слухом. Краткая, но чрезвычайно полезная работа Глинки благотворно отразилась на состоянии капеллы.

Здание Капеллы располагается в центре Санкт-Петербурга, на Набережной реки Мойки, прекрасно вписываясь в панораму Дворцовой площади.

Капелла поселилась здесь в 1808 г., спустя 80 лет здание было реконструировано. Руководил проектом архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Центральное место в архитектурной композиции Капеллы занимает Концертный зал. К его созданию архитектор Бенуа отнесся с огромным вниманием. Зал стал одной из главных удач Бенуа не только по красоте внешнего убранства, но и по великолепной акустике.

Сегодня Капелла представляет собой уникальное музыкальное учреждение, которое являет замечательный синтез хора, симфонического оркестра, учебного заведения и великолепного концертного зала с органом, что позволяет осуществлять грандиозные творческие замыслы.

Слушаем «Гимн Великому городу» в исполнении Государственной академической капеллы им. Глинки.

Кроссворд.

В  Пальмире  Севера  прекрасной

 

                                    СЦЕНАРИЙ - РАЗРАБОТКА

                                    тематического классного часа

                     Участники – учащиеся 5,6,7,8 классов

                   

                       Учитель музыки –  О.Ю. Шафикова

                               

                                             Сообщения

 «М.И.Глинка - вокальный педагог» - Куликова Ю. 7 класс

 «Д.С.Бортнянский. Жизнь и творчество» - Миняев Д. 7 класс

                                            Выступления

Д. Бортнянский «Слава Отцу и Сыну» - хор «Гармония»

М.Глинка сл. Н. Кукольника «Жаворонок» - Луккарева С. 5 класс

М.Глинка, сл. Е.Баратынского «Не искушай меня без нужды» -                                                             дуэт  Хабарова А. 7 класс, Шафикова О.Ю.

М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Попутная песня» - хор «Гармония»

                         

                           

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Северная Пальмира"

Программа «Северная Пальмира» предназначена для организации работы краеведческого кружка и имеет туристско-краеведческую направленность....

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

Внеклассное мероприятие "Непобежденная Пальмира"

Мероприятие посвящено событиям ВОВ....

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...