интегрированный урок музыки и литературы
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Интегрированный урок в 6 классе позволяет рассмотреть новеллу "Метель" ("Повести Белкина" Пушкина) многоаспектно, учащиеся смогут осознать взаимосвязь учебного материала разных учебных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metel_integrirovannyy_urok.docx43.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока. «Судьбу метелью назову…» Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель»

Учитель музыки (М) – Фролова А.А.

Учитель литературы (Л) – Романова В.Н.

Тип урока. Урок решения учебной задачи

Цели урока.

Предметная. Литература: осознать нравственные уроки повести; определить роль образа метели. Музыка: уметь осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов, выражать собственное мнение.

Метапредметная. Осознать взаимосвязь текста художественного произведения и музыкальных иллюстраций (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова отражают идею повести А.Пушкина «Метель»); развивать чувство прекрасного; уметь вести диалог, работать в группе.

Личностная. Осознание роли художественного произведения в воспитании морально-нравственных качеств личности (справедливость, честность, чувство собственного достоинства, ответственность).

Технологии: интегрированного обучения, групповая, проблемного обучения, проектная

Предварительное д/з по группам: 1) написать от лица Марьи Гавриловны письмо, обращенное к родителям; 2) подобрать материал, характеризующий Марью Гавриловну, метель в её жизни; 3) подобрать материал, характеризующий Владимира, метель в его жизни; 4) подобрать материал, характеризующий Бурмина, метель в его жизни; 5) научно-исследовательская группа: сообщения об истории создания «Повестей Белкина», об истории создания музыкальных иллюстраций Свиридова; литературоведы (фабула и сюжет), определение «пастораль»; отрывок из стихотворения «Бесы» для физминутки

  1. Мотивация к учебной деятельности. Видеофрагмент из к/ф «Метель»

  1. Целеполагание

Л - По фрагменту из фильма вы догадались, что станет предметом исследования на нашем необычном уроке. (Повесть Пушкина «Метель», музыка к повести)

М - Верно, мы будем говорить о музыкальных иллюстрациях к произведению Пушкина

Л – Вспомните, что нас всегда интересует при изучении любого произведения и попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Чему нас учит повесть Пушкина, какова роль музыки при понимании идеи повести)

М - Молодцы. Действительно, сегодня нам предстоит выяснить, какие уроки мы можем извлечь из повести Пушкина  «Метель».

Л - «Судьбу метелью назову…» – так предлагаем назвать наш урок

3. Актуализация знаний

- Предлагаю вам вспомнить историю создания «Повестей Белкина», «Метель» (сообщение)

«Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века, первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. «Метель» — 20 октября

Вот как сам Пушкин объясняет прием литературной маскировки:

«…Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем… Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы.

 «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои «Повестей Белкина» (кроме повести «Гробовщик») счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. 

В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.

4. Открытие нового

1)- Давайте узнаем об истории создания музыкальных иллюстраций к этому произведению (сообщение)

В1964 году к Георгию Свиридову обратился известный артист и кинорежиссёр Владимир Басов, приступавший к съёмкам кинофильма «Метель» по одноимённой пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 20 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвонов бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Её девять номеров стали музыкальными иллюстрациями к пушкинской повести.

Последовательность из названий иллюстраций:

1)«Тройка»,2) «Вальс», 3) «Весна и осень», 4) «Романс», 5) «Пастораль», 6) «Военный марш», 7) «Венчание», 8) «Отзвуки вальса», 9) «Зимняя дорога».

2) М - Как бы вы назвали музыкальную иллюстрацию, которая звучала в начале урока? (Варианты названий: «Зима», «Метель», «Тройка».)

- Правильно. Свиридов назвал её «Тройка». Открывает цикл музыкальных  иллюстраций образ тройки лошадей, скачущих по заснеженной пустыне.

Каким настроением пронизана она? (Страх, сомнение, напряжение…)

Л - Найдите среди отрывков из текста повести Пушкина эпизод, который мы можем соотнести с этой музыкой (Эпиграф – выраз.чтение)

- Как вы думаете, почему именно так начинает произведение Пушкин? (Предвещает трагедию, беду, интригует читателя. Мы предполагаем, что метель сыграет важную роль в жизни героев; звучит мотив дороги, пути.)

- О дороге какого героя произведения идет речь в эпиграфе? (Марьи Гавриловны, Владимира, Бурмина)

        М - Только ли с эпиграфом соотносится муз. иллюстрация «Тройка»? (описание метели в повести)

3) Составление кластера

        Л – Давайте постараемся найти что-то общее, объединяющее всех героев произведения. (Обращаемся к схеме-кластеру)

- (группа1,2) Как связан образ Марьи Гавриловны с метелью? (Марье Гавриловне в начале повести – 17 лет; метель для Маши – смятение, сомнение, неуверенность, отсутствие жизненной цели, твердого внутреннего стержня, она думает не сама, а доверяется Владимиру. Она – «преступница»! она преступает закон нравственности: без благословения родителей хочет выйти замуж (несмотря а отсутствие настоящей истинной любви, ведь она «была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена»), покидает родительский дом, нарушая долг дочери. Рассказчик «поручает барышню попечению судьбы».

- Давайте послушаем, что могла бы написать Маша в письме родителям.(Чтение писем)

- Какую роль сыграла метель в жизни Марьи Гавриловны? (Метель – судьба, наказание), но эта судьба затем подарит  и вознаграждение, ведь муж истинный найден (нравственная чистота, верность долгу чести)

(группа3) – Как связан образ Владимира с метелью? (Прапорщик Владимир Николаевич – молодой человек, внесший разлад в мысли Марьи Гавриловны, он предложил «предаться ему, венчаться тайно». Он тоже не испытывает настоящего чувства к Маше, для него это только «приключение», причем несерьёзное, судя по подготовке свадьбы. Метель для Владимира – это преграда, судьба противится такому браку. Мы обратили внимание на описание метели: «в одну минуту», «поминутно». «более получаса», «около десяти минут», «поминутно», «более часа», «поминутно», «поминутно» - дорога для него вязана со временем, не только с мраком, ветром. Так представляется безысходность, обреченность, безнадежность задуманного. Кроме того, для него метель связана с осознанием невозможности продолжения отношений с Машей – «недвижим, как человек, приговорённый к смерти». Мы понимаем, что это метель в роли судьбы, рока, приговорила его к гибели, и он умрет на войне; это наказание за легкомыслие, необдуманность поступка, призыв к преступлению)

(группа 4) – Как связан с метелью образ Бурмина? (Бурмин появляется в жизни Марьи Гавриловны в возрасте  23 лет, это человек легкомысленный, венчание в церкви, где оказался случайно, воспринимает как забаву, «проказу», он «подшутил жестоко» над героиней, он эгоистичен.  Для него метель становится судьбой, случаем – той дорогой, которую он должен был идти: «казалось, кто-то меня так и толкал». Возможно, это жизненное испытание, он поддался «непонятному беспокойству» - подчинился случаю, был лишен собственной воли, а затем вознагражден благодаря осознанию своего проступка)

- Итак, какое место занимает метель в произведении? (Метель – это еще один герой, она вместо самих героев решает их судьбу! Они оказались безвольны, поэтому метель и предлагает им дорогу, определяет их жизненный путь)

5. Физминутка.

- Очень созвучен описанию метели пейзаж в стихотворении Пушкина «Бесы». Именно оно послужило основой для нашей разминки.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

6. Применение знаний в решении поставленной учебной задачи (Проектно - исследовательская работа)

1) - Найдите в ваших рабочих материалах карточки с названиями музыкальных иллюстраций Свиридова и отрывки из текста повести «Метель». Расположите музыкальные иллюстрации в соответствии с фабулой произведения Пушкина.

(группа 5 – о соотношении сюжета и фабулы)

Так расположены муз.фрагменты у Свиридова:

1.Тройка – 2.Вальс – 3. Весна и осень – 4.Романс – 5. Пастораль – 6.Военный марш – 7.Венчание – 8. Отзвуки вальса – 9. Зимняя дорога

(работа в таблице в рабочих листах)

- А как они расположены у вас на партах?

(У учащихся: 1) Тройка 2) Пастораль 3) Вальс 4) Венчание 5) Военный марш 6) Романс

                    7) Зимняя дорога  - соответствуют фабуле)

 2) Беседа по частям

М. - Сейчас прозвучит следующая пьеса, определите, пожалуйста, её название.

Звучит музыка

(«Пастораль»)

Л - Прочитайте текст повести Пушкина, соответствующий этому музыкальному  отрывку. Как помогает музыка отразить замысел автора текста? (Чтение отрывка) (Музыка отражает спокойствие, умиротворение жизни на лоне природы)

М – Послушайте следующую музыкальную иллюстрацию. Как вы думаете, почему вы не нашли в тексте Пушкина соответствия? (Музыка + фрагмент фильма)

(«Вальс» - так характеризуется эпоха, этому времени свойственны балы, на которых исполнялись  вальсы)

Л - Какого героя характеризует эта музыка? Как? (Характеристика образа Владимира – легкомысленного, ветреного юноши, может быть, и Марьи Гавриловны, и Бурмина)

М – Послушайте следующую музыкальную иллюстрацию и подумайте, в чем особенности интонаций в ней, отражает ли музыка настроение героев? (Эта часть называется  «Венчание», музыка не торжественная как мы могли бы ожидать, но последний аккорд звучит мажорно – так композитор отражает надежду на будущее счастье героев, оказавшихся в церкви по воле рока)

Л - С именами каких героев ассоциируется эта музыка? (Бурмин и Марья Гавриловна – преступающие законы нравственности, морали, однако имеющие возможность нравственного взросления)

М – Предлагаю немного размяться и прослушать следующий фрагмент музыкального произведения Свиридова. Подумайте, какова роль этой композиции.

Физминутка + «Военный марш»

(Свиридов стремится отразить эпоху – время окончания войны)

Л – Имя какого героя ассоциируется с этой музыкой? (Бурмин – пришел с войны, он, наверно, переосмыслил ценность жизни, осознал свой проступок – злую шутку над несчастной девушкой)

Л – Вспомните, какой момент повести можно назвать кульминационным? (Объяснение Бурмина в любви)

М  - Кульминационным моментом музыкальных иллюстраций Свиридова является, соответственно, «Романс». Прослушивая этот музыкальный эпизод, постарайтесь в рабочих листах определить несколько тем

 (Инсценирование)

М – Какие пять тем можно выделить в этой сюите?

Л – Как можно охарактеризовать героев в этом эпизоде? (Бурмин и Марья Гавриловна предстают перед нами повзрослевшими людьми, их клятва проверена временем, они верны данному слову, осознают ответственность)

М – Случайно ли Свиридов заканчивает своё произведение «Зимней дорогой»? Так ли заканчивается повесть Пушкина? (У Пушкина нет такого окончания. Тема дороги не случайна – это символ жизни, жизненного пути. Главные герои проходят испытания на своем жизненном пути)

Л – Нас учит жизнь, а кто является таким учителем в повести Пушкина?  (Может, метель)

М  - Помогла ли музыка понять идейный замысел повести?

 7. Самостоятельное применение знаний

Л Давайте постараемся определить эти уроки метели  (Пишут сочинение «Уроки «Метели» или каждая группа записывает на снежинках уроки «метели», затем оформляется доска )

8. Рефлексия эмоциональная (мнение о пользе такого урока – карточки синие и красные:  «Понравился урок, был полезен» или «Урок не понравился, нет пользы»)

9. Задание на дом: возможное продолжение повествования + музыкальное сопровождение

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Предлагает фрагмент фильма («Тройка»)

Смотрят фрагмент

2. Целеполагание

3.Актуализация знаний

Л.: Предлагаю вам вспомнить о том, как была создана Пушкиным история из «Повестей Белкина» под названием «Метель»

М.: Давайте познакомимся с историей создания музыкальной иллюстрации к этой повести

Вспоминают историю создания произведения

Доклад об истории создания цикла музыкальных иллюстраций, об особенности композиции

4. Освоение нового (проектная деятельность)

1) Л.: Предлагаю вам найти соответствие между названиями музыкальных иллюстраций Свиридова и эпизодами текста повести Пушкина. Какова цель вашей работы?

М.: Выполнять это задание вы будете в группах под музыкальное сопровождение, вы услышите композицию «Тройка».

2) Работа над эпиграфом

 М.: Скажите, почему начинает музыкальные иллюстрации произведение «Тройка»?

Л.: Какую роль играет эпиграф в повести?

Формулируют цель (определить, почему интерпретация Федосеева отличается от традиционного расположения частей) Выполняют задание

Приходят к выводу о том, что интерпретации Федосеева отражает ход событий в произведении (фабулу)

- Так передается мотив дороги, который звучит в эпиграфе

(выразительное чтение эпиграфа)

- Предвещает трагедию, беду, интригует читателя. Мы предполагаем, что метель сыграет важную роль в жизни героев.

5. Физминутка

Предлагает выполнить упражнения под музыку «Марша»

Театрализация         - марш

6. Освоение нового

М.: Как вы думаете, зачем Свиридов обращается к иллюстрации марша, хотя в повести о нем речи не идет?

М.: Любимым жанром музицирования той поры был романс

Л.: Давайте найдём литературное соответствие этой музыке. Прочитайте этот эпизод повести.

Какое место в композиции повести занимает этот эпизод?

М.: Эта музыкальная иллюстрация является кульминацией всего цикла Свиридова. Давайте послушаем этот отрывок ещё раз, чтобы вы смогли заполнить схему…

Так отражается быт той поры, традиции эпохи

Прослушивание «Романса» (+отрывок из к/ф)

Чтение эпизода, соотнесение музыки и текста

Отмечают кульминационный момент

7. Подведение промежуточного итога

Музыкальные иллюстрации Свиридова соответствуют тексту повести Пушкина «Метель», однако некоторые произведения лишь отражают дух эпохи, но не находят отзвука непосредственно в тексте художественного произведения. Кульминационным моментом произведений является «Романс» - объяснение в любви, Но нам еще предстоит выяснить роль метели в судьбе этих героев

Практическая работа

Найдите соответствие музыкальным иллюстрациям в повести Пушкина

Музыкальная иллюстрация Г.Свиридова

Эпизод «Повести Белкина» «Метель»

  1. Тройка

  1. Вальс

  1. Весна и осень

  1. Романс

  1. Пастораль

  1. Военный марш

  1. Венчание

  1. Отзвуки вальса

  1. Зимняя дорога

Почему интерпретация В.Федосеева отличается от привычной последовательности?

Музыкальная иллюстрация Г.Свиридова (В.Федосеев)

Эпизод «Повести Белкина» «Метель»

  1. Тройка

  1. Пастораль

  1. Вальс

  1. Венчание

  1. Военный марш

  1. Весна и осень

  1. Романс

  1. Отзвуки вальса

  1. Зимняя дорога


Рабочий лист учени___ 6 ___ класса ___________________________________________  Дата _________________2016г.

Тема урока. ______________________________________________________________________________________________________________

Цель урока. ______________________________________________________________________________________________________________

Музыка

Музыкальные иллюстрации

Литература

Итоги урока: ____________________________________________________________________________________________________________

Задание на дом: придумать возможное продолжение повести + музыкальное сопровождение (настроение, инструменты)

Тройка

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой... 
Вот в сторонке божий храм 
Виден одинокой.
. . . . . . .

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом, 
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...
                                    Жуковский.

Пастораль

В конце 1811 года в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием, соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того , чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну стройную, бледную, семнадцатилетнюю девицу

Вальс

Венчание

Я молча  выпрыгнул из  саней и  вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла  ей виски.  "Слава  богу", сказала эта, "насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили". Старый священник подошел  ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она  показалась  мне  не дурна...  Непонятная, непростительная  ветренность...  я стал подле  нее перед  налоем;  священник

торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею.  Нас  обвенчали. "Поцалуйтесь", сказали  нам.  Жена  моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцаловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не  он!" и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза…

Военный марш

Музыка играла  завоеванные  песни…  Время  незабвенное!  Время  славы  и

восторга! Как сильно билось русское сердце  при слове отечество!  /…/

     Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг  их  был  истинно упоителен когда, встречая победителей, кричали они: ура!

                                     И в воздух чепчики бросали.

Романс

          - Я вас люблю,- сказал Бурмин,- я вас люблю страстно» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже).

            «Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно…

             Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду – она всегда существовала,- прервала с живостью Марья Гавриловна, - я никогда не могла быть  вашей женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание я женат!»

            «Я женат- продолжал Бурмин,- я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь».

             «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался, не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и, которая теперь, так жестоко отмщена. «Боже мой! Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы? И вы не узнаёте меня? Бурмин побледнел и бросился к её ногам»

Зимняя дорога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....