«Методы и технологии формирования культуры музыкального восприятия в контексте ФГОС»
статья по музыке
Тема: "Инструментальный концерт "Времена года" А. Вивальди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
«Методы и технологии формирования культуры музыкального
восприятия в контексте ФГОС»
Тема: «Инструментальный концерт « Времена года» А.Вивальди
Тема раздела « Мир образов камерной и симфонической музыки»
Выполнила
Жаворонкова Светлана Васильевна
Учитель музыки ГБОУ школа № 103
Выборгского района
Санкт-Петербург
2019 г.
Метод ассоциаций.
Сегодня мы знакомимся с новым произведением.
Задания для прослушивания:
- Кто исполняет?
- Музыка обладает изобразительностью или выразительностью ?
Слушаем А.Вивальди « Весна»
- Исполняет оркестр камерный и солируют скрипки.
-Музыка изобразительная или выразительная?
- Изобразительная.
- Какой образ изображает?
-что рисует ?
-природу.
-какая музыка по характеру?
-Светлая, чистая, прозрачная
-какое время года?
-весна
- Какие весенние картины вы себе представили? Пение птиц, гроза.
- Как это передается в музыке?
СЛУШАЕМ
-Повторение одной ( главной)темы .
- Какая форма музыки, где главная тема повторяется несколько раз и есть эпизоды.
-Форма рондо.
-Слушаем. Сколько раз звучит рефрен?
- 4 раза.
- Какой метод развития музыки?
- повтор и контраст тем.
Слушаем с разбором и остановкой.
Рефрен. Радостный мотив ,ликование, вызванное приходом весны. Играет весь оркестр( тутти). Способ развития музыки повторение. Тема повторяется несколько раз( 4), изменяется динамика.
1 эпизод. Музыка звучащая в высоком регистре напоминает пение птиц.
-Какие инструменты звучат?
-Скрипки первые и вторые. Легкое, игривое.
-Как чудесно звучат скрипки!
Рефрен. Приход весны.
-Следующий эпизод напоминает бегущие ручьи.
-Опять рефрен.
Следующий эпизод –гремит гром. Раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В следующие разы они переданы пассажами у главного солиста.
Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы .Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц
Произведение написал А.Вивальди . Итальянский скрипач-виртуоз, дирижер и педагог 16-17 века. Стиль в культуре этого периода барокко. А.Вивальди является мастером музыки барокко, а для мастера было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе Необходимость создания программной инструментальной музыки появилось в Италии в 17 веке. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, поэтическую программу и раскрывающие в ней содержания.
Всего у Вивальди можно насчитать более сорока программных произведений.
Написан концерт был в 1723 году и еще при жизни произвел неизгладимое впечатление. Цикл состоит из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Одно из самых популярных произведений А.Вивальди ,вершина его творчества.
К каждому концерту соответствует сонет ( стих). « Весна» - это первый концерт из цикла «Времена года» ?
Прочитайте сонет А. Вивальди в переводе В Григорьева. В учебнике изображена репродукция картины « Весна» С.Ботичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее.
-Читаем .
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
- Каждый эпизод музыки иллюстрирует строки сонета.
-Читаем сонет под музыку.
Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»;
1 первый эпизод :ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» ( «радостно приветствуют ее (весну.) птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок!
Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях ( «бегут ручьи со сладким журчаньем в дуновении Зефира»).
Грозу сменяет музыка рефрена — неомраченная радость прихода весны. И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он (гром) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц
В произведении при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, красочно описывает это явления природы, следуя за образами сонета.
- Это не просто описание природы. - Что с нами происходит весной?
Радостное, возбужденное чувство пробуждения человека. Чистота, свет и любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"
В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....
Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования
Работа в режиме к ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей..В данном выступлен...
Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...
Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»
Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»...
Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС
Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....
Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС
Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....
«Урок физической культуры в школе в контексте ФГОС»
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психическог...