Два пушкинских образа в музыке
презентация к уроку по музыке (8 класс)

Светлана Александровна Михайлова

Литературные образы А.С.Пушкина в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dva_pushkinskih_obraza_v_muzyke.ppt1.23 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Два пушкинских образа в музыке

Слайд 2

«Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы».

Слайд 3

«Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

Слайд 4

Какое произведение А.С. Пушкина первым появилось на сцене оперного театра ?

Слайд 5

В 1842 г . впервые на сцене оперного театра была показана опера «Руслан и Людмила»

Слайд 6

Выдающиеся русских композиторы XIX в. соединили поэзию Пушкина и музыку

Слайд 7

Александр Сергеевич Пушкин (1799 —1837) один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Пётр Ильич Чайковский (1840, 1893) русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов , по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама»

Слайд 8

В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению. С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами».

Слайд 9

Увертюра к опере «Евгений Онегин». П.И.Чайковский Какой персонаж представлен в увертюре ? Характеритика.

Слайд 10

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», – признавался композитор.

Слайд 11

Пушкин изображает Татьяну поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой» . Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну

Слайд 12

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства . Татьяна пишет письмо Онегину.

Слайд 13

Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? Сцена письма из оперы «Евгений Онегин». П.И. Чайковский

Слайд 14

Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину. . Сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов . Настроение героини всё время меняется

Слайд 15

В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина. Склонись ко мне главою нежной, И да почию безмятежный, Пока дохнет веселый день И двинется ночная тень.

Слайд 16

1804-1857 гг. По выражению Владимира Васильевича Стасова, « Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык – в поэзии и музыке» 1799 —1837 гг.

Слайд 17

Пушкин и Жуковский в гостях у Глинки. Артамонов

Слайд 18

Один из его романсов Глинки, «В крови горит огонь желанья» , родился буквально на ходу. Композитор проводил вечер у своих друзей ­ семьи Панаевых . Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина. Глинка задумчиво расхаживал по комнате, слушая друга. Окружающие даже не заметили, как он уселся за рояль и стал что­то напевать. Неожиданно композитор крикнул: «Панаев, замолчи!» ­ и зазвучала музыка. Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос, и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения ­ бельканто .

Слайд 19

Романс «В крови горит огонь желанья». Глинка

Слайд 20

Два пушкинских образа в музыке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Методическая разработка урока музыки для 8 класса по теме "Пушкинские образы в музыке"

Урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Е...

Конспект открытого урока для 8 класса «Пушкинские образы в музыке».

Конспект открытого урока для 8 класса "Пушкинские образы в музыке"...

Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, не только определяли последующее развитие литературы, но и влияли на реальную...