Урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» 5 класс
Цель урока: Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование основ музыкальной культуры;
умение эмоционально и осознанно относится к музыкальному искусству;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Метапредметные
научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;
научиться определять и формулировать тему и проблему урока;
научится организовывать работу в паре, группе;
научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе при решении творческих задач;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Личностные:
формирование основ уважительного отношения к традициям музыкального искусства;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Технология: Развивающая , сотрудничество.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: история, литература.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, электронная презентация ,
CD: М.И.Глинка Увертюра к опере »Руслан и Людмила»,П.И.Чайковский «Вальс цветов», таблица «До и после», раздаточный материал : виды оркестров, стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает», детские музыкальные инструменты, песня - композитор – Э. Хонок, текст – С. Островский «Зима».
Ход урока
- “Мы играем в оркестр”.
Сейчас я Вам предлагаю побыть в роли музыкантов оркестра
Все группы одновременно сопровождают звучащую музыку
(М.И.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»)
1. хлопают в ладоши
2. стучат карандашом по парте
3. сложив ладоши – гудят
4. щелчки пальцами
- Красивая музыка у нас получилась
- Почему такой хаос, чего или кого не хватает - дирижёра
- Какова роль дирижёра оркестра
- Что держит дирижёр в руках - палочку
Историческая справка
История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута»
Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким»
- И мы с вами сейчас это проверим. (Звучит музыка П.И.Чайковский «Вальс цветов», а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.)
- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.
Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор, а потом Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
- Почему стали использовать маленькую палочку а не батуту?
- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?
(Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм, один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.)
- Сформулируйте тему нашего урока?
Тема урока «Волшебная палочка дирижёра»
2 Работа в группах Заполнить таблицу «До и после»
- Записать в столбике «До» музыкальные инструменты , которые входят в состав того или иного оркестра
«До» Состав инструментов | Название оркестра | «После» Состав инструментов |
Симфонический | ||
Духовой | ||
Джазовый | ||
Русский народный |
Каждой группе предлагается прочитать материал об оркестре заполнить таблицу «После» - поделиться со стальными группами своими знаниями ( остальные группы слушая заполняют столбик «После») .
1 Симфонический оркестр
2 Духовой оркестр
3 Джазовый оркестр
4 Русский народный оркестр
- Что объединяет оркестры
- Чем отличаются между собой оркестры (составом инструментов)
3 Музыкальная импровизация стихотворения С.Есенина «Поёт зима, аукает»
Каждой группе предлагается часть стихотворения, которое они должны озвучить с помощью звуков и инструментов.
1. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
2. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
3. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
4. И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Каждая группа исполняет свою часть, выбрав автора и дирижёра, после представления каждой группы выбирается лучший автор и дирижёр , класс образует единый оркестр исполняя всё стихотворение.
4 Исполнение песни «Зима»
Выбирается дирижёр хора ,ему предлагается исполнительский план песни.
Исполнительский план
1 куплет - 2 группа
Припев - 1 группа
Повтор - все вместе
2 куплет- 4 группа
Припев – 3 группа
Повтор - все вместе
5 Вывод
- Важна ли профессия дирижера?
- В чем она заключается?
Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.
- Почему палочку дирижера называют волшебной?
- Какими качествами должен обладать дирижер?
Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, жизненная активность, хорошая физическая форма, громадная сила воли, широкий кругозор знаний в самых разных областях..
5 Рефлексия
Каждой группе дается одно предложение - продолжить фразу
- Я сегодня узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
6 Домашнее задание
1 Составить список известных дирижёров мира
2 Приготовить сообщение - оркестры Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Цели урока:Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности раз...
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
История возникновения дирижерской палочки...