Урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: музыка.
Учитель: учитель музыки МБОУ «Овгортская ШИСОО» С.Ю. Коробко
Класс: 5.
Дата проведения: 14.03.2017 г.
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: раскрыть особую роль дирижера в исполнении симфонической музыки (звучании симфонического оркестра).
Задачи:
- личностные:
- умение отличать содержание и характер исполняемых музыкальных произведений;
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
- регулятивные:
- формулирование проблемы и цели своей работы;
- рефлексия способов действия;
- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
- коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- участие в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- познавательные:
- умение осознанно высказывать свои суждения о музыке;
- анализ, сравнение, обобщение;
- извлечение из музыкального произведения необходимой информации.
Планируемый результат: познакомить обучающихся с историей профессии «дирижер» и дирижёрской палочки, именами лучших дирижеров России; раскрыть особое значение выразительной роли различных групп инструментов симфонического оркестра.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах
Техническое оборудование: персональный компьютер, экран, проектор, презентация, DVD-проигрыватель, DVD-диск с записью музыки, синтезатор, информационно-коммуникативные технологии (цифровые: обучающий диск, фрагменты видеоурока).
Методы, используемы е на уроке (элементы методов): метод создания проблемной ситуации, метод перспективы и ретроспективы, метод создания игровой ситуации, метод сравнительного анализа, исследовательский метод обучения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
Предлагаю вам повторить некоторые музыкальные понятия, которые сегодня пригодятся нам на уроке:
- Как называется музыкальный спектакль, в котором сочетаются музыка, литература, изобразительное искусство и сценическое действие? (Опера)
- Как называется краткое литературное изложение сюжета музыкального спектакля – оперы или балета? (Либретто)
- Как слово «либретто» переводится на русский язык? (Книжечка)
- Как называется музыкальный спектакль, в котором сочетаются музыка, литература, хореография, изобразительное искусство и сценическое действие? (Балет)
- Как называется коллектив музыкантов, одновременно исполняющих произведение на инструментах? (Оркестр)
Обучающиеся, правильно ответившие на вопросы, получают карточки «Правила поведения в театре»
Очень хорошо! Молодцы!
А теперь ответьте, куда мы можем с вами отправиться, чтобы посмотреть и оперу, и балет, послушать оркестр? (В театр)
Сегодня мы с вами вновь отправляемся в театр, а для этого нам необходимо вспомнить правила поведения в театре и в концертном зале:
(Обучающиеся зачитывают правила поочередно)
- Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством.
- В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
- Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале.
- Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
- Аплодисменты и приглашение артистов на сцену в заключение спектакля или концерта – лучшая награда для них.
Все готовы к началу концерта. Можно начинать!
(Звучит в записи настройка оркестра – хаотичные звуки)
III. Выявление темы и цели урока, создание проблемной ситуации.
Странно… Вроде бы, оркестр на месте, зрители в зале. Но все же кого-то не хватает для начала. Я загадаю вам загадку:
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
О ком идет речь? (О дирижере)
Отлично! Слово дирижер в переводе с французского языка означает «направлять, управлять, руководить». С помощью чего дирижер управляет музыкантами? (С помощью дирижерской палочки)
Тема нашего сегодняшнего урока: «Волшебная палочка дирижера».
- Ребята, как вы думаете, о чем и о ком сегодня пойдет речь?
(О дирижере и симфоническом оркестре)
- Какова будет цель нашего урока на ваш взгляд?
(Познакомиться с искусством дирижирования)
Итак, звучит симфонический оркестр!
Просмотр видео фрагмента – Симфония № 40, В.-А. Моцарт
Только что вы посмотрели и услышали фрагмент 1-й части Симфонии № 40 великого австрийского композитора В.-А. Моцарта.
Так мы можем услышать звучание оркестра или хора, увидеть дирижера в наши дни. Однако давайте отправимся с вами в далекое прошлое и узнаем, каким был дирижер в древние времена.
Учитель зачитывает текст на фоне видеоролика «Театр Диониса»:
IV. Реализация построенного проекта, работа по теме урока
Театр Диониса – один из самых больших театров древности – находился в Афинах. Он был окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним сияло небо. Театральное зрелище считалось важным общественным событием, а греческий актер пользовался особым уважением и почетом. Празднества в честь Диониса устраивали весной или осенью. Певцы наряжались в козлиные шкуры и изображали свиту Диониса, несущую людям радость. В честь Диониса хор исполнял дифирамбы, пение сопровождалось пляской и весельем. Постепенно греки стали вводить в эти представления элементы драматизации (инсценировки). Руководил хором в те времена корифей.
В ваших карточках есть информация о Дионисе, дифирамбах и корифее. Давайте узнаем, кто и что это такое? Кто желает зачитать материал?
Обучающиеся поочередно зачитывают материал:
Дионис – бог земледелия и плодородия в Древней Греции, самый младший из олимпийских богов. В его честь в столице Древней Греции городе Афины был воздвигнут театр, представляющий собой полу-солнце. Театр Дионаса мог вмещать одновременно около 17 тысяч зрителей – почти всё население Афин.
Дифирамбы – хвалебные гимны, прославляющие Диониса и рассказывающие о его победах над врагами. Исполнение дифирамбов в древнегреческом театре обычно сопровождалось буйной пляской и весельем.
Корифей – руководитель хора в Древней Греции, он же был и главным актером. Корифей изображал то, о чем пелось в дифирамбах, а хор выражал своё отношение к событиям пением и пляской. Корифей обычно становился лицом к зрителям и спиной к хору.
Эти события происходили в Древней Греции, а в 18 веке дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «баттута». Баттутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Просмотр видеоролика о батуте
Как вы считаете, мешал ли стук баттуты слушателям? Почему?
Ответы обучающихся
Действительно, стук баттуты очень мешал восприятию музыки, хотя и переводится это слово на русский язык именно так: «дирижерская палочка». В 19 веке появилось «тихое» дирижирование – с помощью жестов рук. Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы: смычок, рулон из нотных листов, веточку дерева. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. А немецкий композитор Рихард Вагнер впервые тогда же, в 19 веке, повернулся лицом к оркестру и спиной к зрителям. С тех пор все дирижеры работают с коллективами музыкантов так, как это сделал когда-то Р. Вагнер. Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой, она стала как бы продолжением руки дирижера.
V. Игра «Дирижер и оркестр».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дирижер и оркестр» и организуем выступление шумового оркестра:
1 ряд – хлопает в ладоши;
2 ряд – стучит деревянными карандашами;
3 ряд – поочередно ударяет ладонями по парте.
Задается определенный ритмический рисунок. Сначала весь класс играет самостоятельно, без вмешательства учителя, соответственно, ничего не получается.
Затем дирижирует учитель, после – желающие обучающиеся
- Какой мы можем сделать вывод?
(Без дирижера шумовой оркестр не звучит)
- Как вы считаете, нужен оркестру дирижер? Почему?
Ответы обучающихся
Обратите внимание на портреты выдающихся дирижеров России 20-21 веков (слайдшоу):
Владимир Теодорович Спиваков – художественный руководитель Национального филармонического оркестра России.
Михаи́л Васи́льевич Плетнёв – художественный руководитель Российского национального оркестра.
Евге́ний Фёдорович Светла́нов – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года – России).
Валерий Абисалович Гергиев – художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.
А теперь нас, как в настоящем театре, ждет антракт – физминутка!
VI. Динамическая пауза.
VII. Повторение ранее изученного материала.
Я предлагаю еще раз вспомнить, что такое оркестр (коллектив музыкантов, одновременно исполняющих произведение на инструментах).
Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.
(Обучающиеся называют группы и музыкальные инструменты)
- Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас;
- Деревянные духовые: флейта, кларнет, гобой, фагот;
- Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба;
- Ударные: литавры, тарелки, ксилофон, малый барабан, большой барабан, треугольник, колокольчики, колокола и другие.
- Почему первая группа называется «струнные смычковые»?
- Почему вторая группа называется «деревянные духовые»?
- Почему третья группа называется «медные духовые»?
- Почему четвертая группа называется «ударные»?
Ответы обучающихся
VIII. Музыкальная викторина.
Со многими инструментами вы уже знакомы на прошлых уроках. И сегодня я предлагаю вам еще одну игру. Для этого вам необходимо разделиться на две команды и выбрать капитанов команд.
Капитаны подходят, тянут жребий. Проводится музыкальная викторина «Музыкальные инструменты» (диск ОМS). Капитаны выбирают правильный ответ, посоветовавшись с командой
Музыкальные инструменты из фрагментов произведений:
- трубы и литавры («Базар», Д. Шостакович);
- флейта («Серенада лунного света», Г. Миллер);
- гобой (Кантата, И.-С. Бах);
- фортепиано («Турецкое рондо», В.-А. Моцарт);
- струнный оркестр («Весна», А. Вивальди);
- скрипка («Вальс», В.А. Гаврилин).
Отлично! Молодцы!
IX. Разучивание новой песни.
А теперь я предлагаю вам разучить песню.
Показ учителя 1 куплета и припева песни
- Определите содержание и характер песни.
- Как вы считаете, где может прозвучать эта песня?
Ответы обучающихся
Мир похож на цветной луг
(музыка – В. Шаинский, слова – М. Пляцковский)
1. Ветер зовёт за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!
Припев: Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другом верным всегда будь!
2. Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк веселей
Друг, друг, друг!
Припев: (тот же)
X. Самостоятельная работа.
Я предлагаю провести небольшую проверочную работу по теме нашего урока. Перед вами – каточки с вопросами, на которые вам необходимо вписать ответ.
Вопросы для проверочной работы:
- Назовите имя древнегреческого бога плодородия и земледелия.
- Как назывался хвалебный гимн в Древней Греции?
- Как называли руководителя хора в Древней Греции?
- Как называется длинная деревянная палка, с помощью которой в 18 веке дирижер громко ударял по полу в ритм мелодии?
- Впиши недостающую группу инструментов симфонического оркестра.
- струнные смычковые;
- __________________________________;
- медные духовые;
- ударные.
(Проводится проверочная работа)
А теперь обменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. За каждый правильный ответ ставим «+», за неправильный – «–». Внимание на экран – правильные ответы (проверка ответов).
Оценочная шкала:
0 «+» - оценка «2»;
1 – 2 «+» - оценка «3»;
3 – 4 «+» - оценка «4»;
5 «+» - оценка «5».
XI. Рефлексия учебной деятельности.
Но я думаю, что сегодня никто не получит отрицательную отметку за урок, ведь все вы хорошо старались и были очень активными! Поэтому я предлагаю вам продолжить любую из фраз, которые вы видите на экране:
- Я сегодня узнал(а)…
- Мне было интересно, потому что…
- Мне было трудно, потому что…
- Я научился(лась)…
- После урока мне захотелось…
В старину по свету путешествовали со своими представлениями бродячие артисты. Чаще всего они выступали перед публикой во время ярмарок и народных праздников. Талантливых артистов зрители приветствовали овациями, а нерадивых забрасывали тем, что удавалось купить на рынке – в ход шли овощи, в основном, это были помидоры.
На доске вы видите изображение артистов, выступающих на сцене. Представим, что это – наш сегодняшний урок. На ваших партах – вырезанные фигурки, символизирующие аплодисменты, а также фигурки помидоров. Если вам было все понятно и интересно, то вы поместите на доску аплодисменты, а если было скучно и трудно – тогда помидор.
XII. Домашнее задание:
с помощью цветных карандашей нарисуй в тетради любой музыкальный инструмент симфонического оркестра и подпиши его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Цели урока:Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности раз...
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
История возникновения дирижерской палочки...
Урок по музыке в 5-м классе "Волшебная палочка дирижера"
Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и...