Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Лариса Николаевна Кузьменко

Цели урока:

Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx23.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Цели урока:

Образовательная: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Оборудование:  компьютер с колонками, карточки с заданиями, презентация, музыкальный инструмент.

Ход урока:

I.Организационный момент.

У: Доброе утро ребята, давайте улыбнёмся друг другу для позитивного настроения на уроке и напоём акапельно куплет замечательной песни «Улыбка».

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

У: Ребята на прошлом уроке мы с вами совершали  путешествие в мир музыки, в мир волшебных звуков, сегодня мы узнаем о новых тайнах музыкального искусства, а прежде повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. И так приготовились к мозговому штурму.

  1. Звучание какого инструмента можно сравнить с голосом человека? (Скрипка).
  2. Где появилась скрипка? (Европа).
  3. Фамилия известного скрипача-виртуоза?  (Никколо Паганини).
  4. Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?  (Протяжно, уныло) .               
  5. Как звучит музыка, написанная в мажорном  ладу?  (Весело, торжественно, звонко).
  6. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр).
  7. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты).
  8. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

  III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

Слайд №1 (Симфонический оркестр).

У: Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Посмотрите слайд. Какой профессии человека вы видите?

Что он  держит в руках? 

Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.

У: Да ребята и эта палочка в руках дирижёра творит чудеса. Скажите ребята , а у кого в руках  палочка ещё может творить чудеса? Как выдумаете, как будет называться тема нашего урока?

 «Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?

 На этот вопрос  мы будем отвечать весь урок, а также  поговорим о симфоническом оркестре, о дирижёрах  симфонического оркестра, вспомним  группы  музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.

 Запишем в тетрадях число и название темы урока.

Записывают.

У: Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В.Бетховена, дирижирует оркестром дирижёр Герберт Караян.

У: Записываем Слушание: Л.В.Бетховен, «Симфония №1».

У: Послушайте внимательно и запишите 3 слова определяющие характер музыки, (записываем слово характер….).  

(просмотр видео).

У: Ребята, а теперь  Лена  расскажет нам о заслугах этого дирижёра (краткое сообщение).

У:Ребята, скажите как называется оркестр, которым управляет дирижер  Герберд Караян?

 Д: ……….Симфонический оркестр.

У: Скажите, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Д: В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.

У: Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

Слайд № 2.

(ответы: духовые медные, духовые деревянные, струнные, ударные).

У: У вас на столах лежат рабочие листочки. Покажите стрелочками инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.

(ребята выполняют работу), опрос по правильным ответам.

У: Молодцы, вы справились с первым заданием. И теперь мы немного отдохнём.

У:Ребята, давайте вспомним какие  виды оркестров еще существуют?

Д: Духовой, оркестр народных инструментов, джазовый.

Слайд № 3.  ( Виды оркестров).

У: Ребята мы с вами рассуждаем об оркестре, дирижёре, а кем может дирижировать ещё дирижёр?  Хором. Мы с вами хором споём песню над которой мы работали на прошлом уроке. Как называется? Распевание.

Исполнение песни:» Мир похож на цветной луг». Второй раз исполняем стоя.

У: кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?

Д: дирижер.

У: Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания и исполнения ими музыкального произведения.

Руководит дирижер оркестром с помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.

 (Показ дирижерской палочки).

У: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.  В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким»

Слайд № 12.    (Показ батуты).

Батута - палка для «громкого» дирижирования. (записываем).

У: В 19 веке возникло «тихое  дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор.

  (Портрет композитора).

Записываем: Создатель дирижёрской  палочки - Людвиг Шпор. Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

 (Портрет композитора). Показ палочки.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши.

2 ряд стучит деревянными карандашами.

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте, (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.

У:  Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

У У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» Дом. задание

У: Ребята, у нас в России очень много замечательных музыкантов-дирижёров, о некоторых из них мы узнаем сейчас от ребят.

Рефлексия.

У: Что же нового ребята вы узнали на уроке?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

У: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!

У: Ребята, у вас на столах находятся карточки. Что на них изображено? (Нотный стан). Пожалуйста  оцените как прошёл для вас урок при помощи смайликов. Вы нарисуете их на нотном стане.

 Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижёра"

Данная учебно-методическая разработка урока содержит подробный конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...