Методическая разработка музыкально-литературной композиции “Унылая пора! Очей очарованье”
методическая разработка по музыке

Чернова Светлана Леонидовна

               Музыкально-литературная композиция «Унылая пора! Очей очарованье!» разработана в рамках проведения  внеклассных мероприятий «Поэзия и музыка». В нашем учебном заведении проводятся интегрированные мероприятия, ориентированные на взаимосвязь различных учебных дисциплин. Особый интерес учащиеся проявляют к проведению литературно-музыкальных композиций. Тематика их обширна.   Представленный сценарий данного мероприятия ориентирован как на исполнительский, так  и на технические способности учащихся, т.к. ребята при подготовке к данному мероприятию сами делают презентации.

             Сценарий мероприятия отражает следующие цели и задачи:

- формирование духовных потребностей посредством приобщения к литературно-музыкальному наследию;

- повышение общекультурного уровня учащихся, художественно-эстетической образованности;

- создание единого воспитательного коллектива – коллектива единомышленников;

- создание условий для реализации творческого потенциала учащихся;

- привлечение учащихся к активному участию в жизни школы;

- раскрытие личностных качеств и способностей учащихся;

- расширение возможностей для проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- создание благоприятных условий для культурного развития и творческого взаимообмена участников;

- формирование концертно-лекционного опыта.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-literaturnaya_kompozitsiya.doc60.5 КБ
PDF icon ppt00000031_2.pdf2.19 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкально-литературной композиции

“Унылая пора! Очей очарованье”

Чернова Светлана Леонидовна

Учитель музыки, педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №428 Санкт-Петербурга

         

               Музыкально-литературная композиция «Унылая пора! Очей очарованье!» разработана в рамках проведения  внеклассных мероприятий «Поэзия и музыка». В нашем учебном заведении проводятся интегрированные мероприятия, ориентированные на взаимосвязь различных учебных дисциплин. Особый интерес учащиеся проявляют к проведению литературно-музыкальных композиций. Тематика их обширна.   Представленный сценарий данного мероприятия ориентирован как на исполнительский, так  и на технические способности учащихся, т.к. ребята при подготовке к данному мероприятию сами делают презентации.

             Сценарий мероприятия отражает следующие цели и задачи:

- формирование духовных потребностей посредством приобщения к литературно-музыкальному наследию;

- повышение общекультурного уровня учащихся, художественно-эстетической образованности;

- создание единого воспитательного коллектива – коллектива единомышленников;

- создание условий для реализации творческого потенциала учащихся;

- привлечение учащихся к активному участию в жизни школы;

- раскрытие личностных качеств и способностей учащихся;

- расширение возможностей для проведения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- создание благоприятных условий для культурного развития и творческого взаимообмена участников;

- формирование концертно-лекционного опыта.

Ход мероприятия.

Звучит музыка   И.С.Бах «Сюита №3»

Слайд

1 чтец: Топи да болота, синий плат небес,

           Хвойной позолотой взвенивает лес.

           Тенькает синица меж лесных кудрей,

           Тёмным елям снится гомон косарей.

           По лугу со скрипом тянется обоз,

           Суховатой липой пахнет от колёс.

           Слушают ракиты посвист ветряной…

           Край ты мой забытый, край ты мой родной.

1 вед.: Вот такими стихами Фёдора Тютчева мы начинаем нашу музыкально-

            литературную гостиную.

Слайд

2 вед.: У Константина Паустовского есть такие слова: “Если мне хочется

             иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни

             мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую

             силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из

             вернейших признаков любви к своей стране.”

1 вед.: Природа -это не слепок и не бездушный лик. У неё есть свой язык.

             Очень важно, чтобы каждый человек научился понимать его. Тогда

             жизнь станет неизмеримо богаче и интереснее.

2 вед.: Сегодня мы посвящаем нашу встречу прекрасной поре – осени.

Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Осень, ч.3»

Слайд

2 чтец: Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора -

            Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

            Где бодрый серп гулял и падал колос,

            Теперь уж пусто всё – простор везде,-

            Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.

            Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

            Но далеко ещё до первых зимних бурь –

            И льётся чистая и тёплая лазурь

            На отдыхающее поле…                         (Ф. Тютчев)

1 вед.: Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Широк и просторен

             мир. Осень – самое красивое время года, хотя от неё порой веет

            нежной грустью и печалью.

2 вед.: Яркими красками украшает мир художница осень! Она нарядила

            ясень и клёны в жёлтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как

            спелые яблоки, берёзкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно

           заковала в медную броню.

3 чтец: Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

              Весёлой, пёстрою стеной

              Стоит над светлою поляной.

              Берёзы жёлтою резьбой

              Блестят в лазури голубой.

              Как вышки, ёлочки темнеют,

              А между клёнами синеют

             То там, то здесь в листве сквозной,

              Просветы в неба, что оконца.

              Лес пахнет дубом и сосной,

              За лето высох он от солнца.

              И Осень тихою вдовой

              Вступает в пёстрый терем свой.

4 чтец: Сегодня на пустой поляне,

              Среди широкого двора,

              Воздушной паутины ткани

              Блестят, как сеть из серебра.

              Сегодня целый день играет

              В дворе последний мотылёк

              И, точно белый лепесток,

              На паутине замирает,

              Пригретый солнечным теплом,

              Сегодня так светло кругом,

              Такое мёртвое молчанье

              В лесу и в синей вышине,

              Что можно в этой тишине

               Расслышать листика шуршанье.

              Лес, точно терем расписной,

              Лиловый, золотой, багряный,

              Стоит над солнечной поляной,

              Заворожённый тишиной.                   (И.Бунин)

Звучит музыка  Вступление к песне Б.Мокроусова «Осенние листья»

1 вед.: Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается

             парашютиком, тот- мотыльком. Да что говорить! Каждый осенний лист

            был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы. Каждый лист

             был совершенным творением природы, произведением её

             таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством

             уверенно владела только она, только природа.

2 вед.: Листья падают и падают, косо ложась на сырую землю и создавая

            мягкий ковёр. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух.

            Тишина, умиротворённость в природе и на душе.

Звучит песня “Осенние листья.”

Слайд

Звучит музыка П.И.Чайковского  «Сентиментальный вальс»

1 вед.: В двадцатых числах сентября в природе и одновременно в душе

            устанавливается некое равновесие. Солнце вступает в созвездие

            Весов, и человек, который вечно куда-то торопится, вдруг как бы

            замирает, очарованный открывшейся красотой. И уже не может

            оторваться. Как раз в эти дни наступает бабье лето.

2 вед.: Короткая, но дивная пора – бабье лето, дни возврата тепла,

            солнечной погоды. Эти дни оглашены кликами гусей и журавлей.

            Птицы летят в небе и издают звуки, как будто перекидывают друг

            другу хрустальные бусы. Всё дальше улетает стая. Вот её контуры

            сливаются с горизонтом, но голоса птиц ещё пронизывают тишину.

5 чтец: Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,

           Слышен крик журавлей всё ясней и ясней…

            Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,

            Из холодной страны, с обнажённых степей.

            Вот уж близко летят и, всё громче рыдая,

            Словно скорбную весть мне они принесли…

            Из какого же вы неприветного края

            Прилетели сюда на ночлег, журавли?             (А. Жемчужников)

Звучит запись журавлиного многоголосья.

Слайд.

Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Осень, ч.1»

1 вед.: Золотая середина осени – любимая пора Пушкина, Тютчева и многих

            русских поэтов и художников. В своих шедеврах они отображали

            очарование осени. Признанным мастером русского пейзажа был Исаак

            Левитан. Его наследие - около ста осенних пейзажей.

2 вед.: Белые стволы и пылающая листва берёз, прозрачная голубизна неба,

             рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам

             врывается в грудь. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий

             осенний денёк. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что

             кончится праздник, а за ним увядание, чёрно-белый зимний сон. А

             какие вечера!

Слайды

6 чтец: Есть в светлости осенних вечеров

              Умильная, таинственная прелесть:

              Зловещий блеск и пестрота дерев,

              Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

              Туманная и тихая лазурь

              Над грустно-сиротеющей землёю,

              И, как предчувствие сходящих бурь,

              Порывистый, холодный ветр порою.              (Ф. Тютчев)

Звучит романс “ Отцвели уж давно хризантемы в саду.”

1 вед.: Недолог счёт золотым денькам серединной осени. Насупится небо

             сплошной свинцовой хмарью, обдаст пронизывающей сыростью

             порывистый холодный ветер, и зарядит, как из сита, нудный дождь,

             раскиселивая дороги, загоняя всё живое в убежище. То, что октябрь

             приносит нам грусть, замечают многие.

2 вед.: И всё же наша грусть в октябре не только из-за непогоды. В это время

             в красоте природы есть что-то необычное, тревожное, заставляющее

             задуматься. Может быть потому, что сама природа думает и это

             передаётся нам. Печален и одновременно хорош русский лес в эту

             пору!

Звучит романс " Отговорила роща золотая.”

Слайд

Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноктюрн»

7 чтец: Как будто раннею весною,

              В дни поздней осени – светло.

              Озёр прозрачное стекло

              Блестит румяной синевою.

              Лучи последние свои

              Закат в полях роняет косо,

              И вдоль промёрзлой колеи

              Стучат трескучие колёса…

              Последний блеск, последний шум

              В дыханье осени так внятен,

              Холодный воздух так угрюм

              И так спокойно ароматен,-

              Что сердце в чуткой тишине

              Предсмертным снам природы внемлет

              И, очарованное, дремлет

              Весну почуяв в полусне…                     (К. Фофанов)

Звучит музыка   И.С.Бах «Сюита №3»

Слайды

1 вед.: Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти, как осень

             окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватой

             свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом

             первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт

             перешёптываться с последней листвой.

2 вед.: И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь

             волнистые ночные туманы. И всё это покажется нам великим

            шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь

             вокруг полна значения и смысла.

8 чтец: Унылая пора! Очей очарованье!

              Приятна мне твоя прощальная краса -

              Люблю я пышное природы увяданье,

              В багрец и золото одетые леса,

              В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

              И мглой волнистою покрыты небеса,

              И редкий солнца луч, и первые морозы,

              И отдалённые седой зимы угрозы.

1 вед.: Наша музыкально -литературная композиция подошла к концу.

2 вед.: Благодарим вас за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Мероприятие способствует воспитанию  любви к родной природе, к своей малой родине.Опустел посёлок наш,Паутинки вдаль летят,И на южный край землиПотянулись косяки....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

СЦЕНАРИЙ осеннего праздника «Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

«Унылая пора… Очей очарованье…»

Разработка посвященная времени года "Осень". В школе проводится как "Осенний бал". Воспитывает любовь к осени. Какими дарами богата "Осень"....

Унылая пора – очей очарованье!

Сценарий осеннего бала в школе...

Унылая пора, очей очарованье...

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА РИСУНКОВ И ПОДЕЛОК ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА  «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...

Сценарий внеурочного занятия «Унылая пора! Очей очарованье!» по дисциплине «Естествознание»

Внеклассное мероприятие представляет собой познавательно-развивающую игру.  Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения н воспитания, обладающей образ...