О подвигах, о доблести, о славе
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игнатенко Татьяна Ивановна
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №28» г. Курска
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская)
Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство
Тема урока: О подвигах, о доблести, о славе
Цель: способствовать развитию исторической памяти молодого поколения на основе произведений различных видов искусства, раскрывающих тему патриотизма.
Задачи:
1.Обучающая – углубить представление о музыкальном жанре «реквием», показать как в различных видах искусства воплощаются схожие темы; знакомство с творчеством литовского художника-графика С.Красаускаса, «Реквиемом» Д.Кабалевского и фрагментами из «Реквиема». Р.Рождественского.
2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки; развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, связей музыки с литературой, изобразительным искусством. 3. Воспитывающая – воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через произведения музыки, литературы и ИЗО.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, баян, портреты композиторов, иллюстрации, рисунки учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент.
Вход под музыку:
« От героев былых времен» муз. Р. Хозак, сл. Е. Агранович
На школьной доске написаны эпиграфы:
«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»
(Р. Рождественский)
«Памяти павших будьте достойны»
(Р.Рождественский)
II. Постановка целей урока.
У.Здравствуйте, ребята. По песне, под которую вы вошли в класс, по георгиевской ленточке на груди, вы, наверное, поняли чему и кому будет посвящен наш урок?
Давайте вместе сформулируем тему урока.
Что совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны?
Как сражались солдаты на фронте?
Изображают ли героев –победителей в искусстве?
Тема нашего урока: О подвиге, о доблести, о славе
1941-1945
Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20млн. человеческих жизней.
Война! Какое страшное, какое непонятное слово!
Грозный 41-й… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих миллионов людей, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства» в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные печали и тоски глаза своих матерей. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.
Они взяли на себя равную со старшими меру ответственности за Россию, за народ и за все на свете.
Стала историей Великая отечественная война. Выросло не одно поколение, не знавшее ее. Но не меркнут подвиги тех, кто ценою собственной жизни спас Родину.
Дома вы нарисовали рисунки посвященные победе над фашизмом. Мы создали галерею славы.
IV. Изучение новой темы.
У. Сегодня мы рассмотрим, как раскрывается тема патриотизма и героизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Композитор Д.Б. Кабалевский, поэт Р. Рождественский, художник-график С. Красаускас создали независимо друг от друга в XX веке и посвятили памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов произведения, которые назвали «Реквием»
Что такое «Реквием»?
Д.Реквием - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.
Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, хора и оркестра.
В наше время понятие слова "реквием" очень расширилось. Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений – оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.
Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат.
Много лет думал Кабалевский над тем, как выразить в музыке то, что волнует людей до сих пор. В нашей стране, пожалуй, не найти семьи, которой бы не коснулась война, где бы не потеряли родных или близких.
Дмитрий Борисович искал поэта, которому эта тема была бы лично близка. И нашел. Правда, не участника войны, а человека, который по возрасту был даже моложе сына композитора. Этот человек сумел написать необыкновенные по глубине чувства стихи, которые будто сами просились на музыку, выношенную сердцем композитора за многие годы.
Этим поэтом был Роберт Рождественский. Вот что ответил поэт, когда его спросили, как он нашел в себе такой душевный накал, такое верное ощущение трагедии войны, которую не пережил сам.
— У моей матери было шесть братьев. Все они ушли воевать. Младшему было семнадцать. Пришел с войны один. Я долго думал, как выразить это. Не знал слова, в которое можно все вложить. А потом нашел его — Реквием…
Давайте прочитаем отрывки из Реквиема Р. Рождественского.
Чтение отрывков с выражением.
Что вы почувствовали, слушая эти строки?
Дети: Гордость за героев – солдат, с ноткой горечи, сожаления.
– Какая мысль звучит в первом стихотворении?
-С каким призывом обращается поэт ко всем людям Земли? Почему?
война – это болезнь, от которой надо лечить нашу Землю; война может начаться там, где люди убивают свою историческую память, то есть забывают о потерях, о солдатах, погибших на фронте, о сиротах, поломанных судьбах).
Учитель: Теперь давайте послушаем фрагменты из Реквиема Д.Б. Кабалевского, который называется «Наши дети».
Звучит музыка хора «Наши дети» Кабалевского.
Учитель: Кто исполняет?
Д. Детский хор
У. Почему?
Д. Дети представлены как залог светлого будущего человечества, как символ мира и вечной жизни на земле.
У.Как построено данное произведение? Меняется ли в нем настроение? Каков его характер?
Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.
В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем»)
Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.
вера в светлое будущее человечества, в котором не будет места никаким войнам.
Учитель: Теперь давайте послушаем ещё один фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, который называется «Помните!».
Звучит фрагмент из произведения «Помните!» Кабалевского (слайд 12)
Учитель: Кто поет вначале? Каков характер музыки? Присутствует ли здесь также принцип контраста? Меняется ли в нем настроение? Как звучит музыка в конце произведения?
Дети: Вначале поют солисты: мужской голос (баритон) и женский (сопрано)
Как и первое произведение Д. Кабалевского, это произведение построено по принципу контраста, чередования голосов солистов со звучанием темы хора «Наши дети».
От этого музыка приобретает ещё более драматический характер.
В заключении произведение звучит уверенно и победно.
Учитель: Как вы думаете, какова идея этих музыкальных произведения?
Дети: Идея мирной жизни.
«Помните» слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв.
Учитель: продолжая тему памяти, я хочу предложить вам познакомиться с творчеством литовского художника, который, также как, все здравомыслящие люди ненавидел фашизм, насилие.
Посмотрите, как он представил жанр реквиема в изобразительном искусстве. Литовский художник-график С. Красаускас передал своё отношение к подвигу солдат на языке изобразительного искусства. Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, то вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Р. Рождественского.
Посмотрите на доске репродукции гравюр литовского художника С. Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Проанализируйте композиции гравюр. Что на них изображено?
Д. Выделяются два горизонтальных плана: на «нижнем» изображен погибший солдат, на «верхнем» – эпизоды из мирной жизни. Образы природы – конь, радостно мчащийся по степи, птичья стая, взмывающая в небеса; и образы людей: человек, мчащийся к солнцу, свету, небу; семья – ребенок, отец, мать на цветущем лугу.
У. Они связаны между собой? Какую идею он воплотил в них?
Д. Идею мирной, свободной, счастливой жизни.
– Любви к жизни.
У. Не обедняет ли отсутствие цвета восприятие гравюр?
Д. Нет, наоборот художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать.
У. Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру, как реквием?
Д. Чтобы почтить память погибших.Они призывают своим творчеством запомнить навсегда ужасы войны; заставляют сопереживать героям, которых уже нет в живых.
У.Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат.
Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сопоставить с языком плаката. Броские, запоминающиеся, выпуклые образы этих произведений искусства воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны».
Мы убедились, что композиторы, поэты, художники обращаются в своём творчестве к теме памяти. Эта тема очень ярко выражена и в песенном жанре.
Ребята, вы знаете много песен на патриотическую тему, поэтому успешно справитесь с заданием, которое я вам дам. (Раздать детям конверты с фразами известных песен.) Обучающиеся должны сложить разрозненные фразы и пропеть получившиеся песенные строки. А также рассказать историю создания песен.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
О чём мы сегодня говорили? (О подвиге, доблести и славе, патриотизме) С каким жанром познакомились? (С жанром «реквием»)
Какие произведения оказались в поле нашего зрения?
Как вы считаете, сколько будет жить тема патриотизма? (Это вечная тема)
Песня « Закаты алые» муз. Виталий Осошник, сл. Наталья Осошник
V. Рефлексия
Я прошу вас оценить свою работу на уроке, попав в цели мишени.
МУЗЫКАЛЬНАЯ МИШЕНЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«БОРОДИНО – О ПОДВИГЕ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ».
Художественно-графическая композиция стихотворения с особенностями повествования...
Классный час " О подвиге, о доблести о славе""
Классный час ко Дню Героя Отечества...
Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.
Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".
Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....
о подвигах о доблести, о славе
презентация к уроку музыки 5 класс 4 четверть...
О подвигах, о доблести, о славе...
Защитникам Отечества посвящается!...
Сценарий внеклассного мероприятия гражданско-патриотического направления "О подвигах, о доблести о славе".
Данная методическая раработка может быть использована как на уроках (литература, история), так и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные мероприятия. Она может быть использована целиком...