Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.
классный час (8 класс) по теме

Леонтьева Ольга Эдуардовна

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Звучит песня «Кавалергарды»

Учитель   В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этому люди становятся сильнее духом. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять  беде, как выйти из неё со славой и честью.

Честь, слава, подвиг, доблесть – вот предмет нашего сегодняшнего разговора. Современны ли сейчас эти понятия или им на смену пришли другие – достаток, деньги, комфорт? Готовы ли мы на подвиг?.

Итак, 1812 год. Как же всё начиналось?

1-ый ученик.    В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 420 тысяч человек вторглись в пределы России. Русская армия составляла лишь 210 тысяч солдат и офицеров.

2-ой ученик.  Главным событием войны стало Бородинское сражение – сражение за Москву, за Россию. В этом бою с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек. Только за первый день было убито и ранено 100 тысяч

Учитель.  Давайте поговорим о тех, кто выстоял в этой войне, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю России. А какие имена героев 12 года вы можете назвать?

- Ответы учеников.

А ведь накануне войны они были так молоды, так галантны, так прекрасны.

Вальс под песню на стихи М.Цветаевой «Генералам 12-го года» («Вы. чьи широкие шинели напоминали паруса…»

Учитель. Как же проявили себя эти блестящие офицеры во время военных действий?

Ученик.   Кутузов Михаил Илларионович – во время войны 1812 года стал главнокомандующим русской армии, любимец солдат и офицеров. Превыше стратегии и тактики ведения боя считал дух войска. Принял лично на себя тяжёлое решение оставить Москву, чтобы спасти Россию.

Ученик .   Багратион Пётр Иванович – князь. В 17 лет был определён на военную службу, считался любимым учеником Суворова. Во время Бородинского сражения его войско защищало левый фланг русских позиций. Лично водил своих бойцов в контратаки и был смертельно ранен, умер 24 сентября 1812 года, похоронен на Бородинском поле.

Ученик.   Раевский Николай Николаевич – российский генерал. Во время войны 1812 года командовал 7-ым пехотным корпусом. В сражении по Салтановкой, желая воодушевить бойцов, лично, со своими сыновьями, старшему из которых едва исполнилось 17 лет, повёл в контратаку вверенные ему части.

Учитель. Александр Иванович Куиайсов – генерал, погиб на Бородинском поле в 28 лет, тело его так и не было найдено. По воспоминаниям накануне сражения его друг генерал Ермолов предсказал ему гибель. Эта трагическая история лежит в основе стихотворения Марии Дашковой.

Стихотворение о Кутайсове.

Учитель. Итак, мы рассмотрели, что такое воинский подвиг. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать человек, чтобы совершить подвиг. Ч то входит в понятие воинского подвига?

Подвиг – отвага, мужество, честь, ответственность, бесстрашие.

Учитель  А как же любили в России гусар! Как радостно встречали, когда они приезжали в город! Может, как раз за эти качества, а, может, за то, что они никогда не теряли присутствия духа и чувства юмора. Встречайте и вы лихих гусар!

 Песня гусар

А теперь, пожалуйста, тише. Вечер, бойцы устали. Давайте послушаем, о чём они говорят.

Ученик

                Скажи-ка, дядя, ведь не даром

                 Москва, спалённая пожаром,

                  Французу отдана?

                 Ведь были ж схватки боевые,

               Да, говорят, ещё какие!

              Не даром помнит вся Россия про день Бородина!

Ученик

        Да, были люди в наше время,

       Могучее, лихое племя.

      Богатыри – не вы…

Учитель. Да время богатырей. Лермонтов Так сказал не случайно. Ведь во время войны 1812 года подвиг совершал весь русский народ.

 Ученик.   Война 1812 года не была похожа на другие войны. Патриотизм и героизм проявляли и мирные жители. Москвичи не пожелали встречать Наполеона в родном городе, они покинули его, сжигая свои дома, чтобы они не остались неприятелю

Ученик.   А легендарный офицер и поэт Денис Давыдов возглавил крестьянский партизанский отряд. Такой народный подъём духа и массовый героизм Лев Толстой назвал «дубиной народной войны!

Итак, теперь мы рассмотрели с вами, что такое народный подвиг. Как вы это поняли. Какими словами его можно определить?

Подвиг –не думать о личном, объединяться,  бескорыстие

Учитель.  Хотелось бы поговорить ещё об оном подвиге. Может быть, вам на первый взгляд, покажется, что это вовсе и не подвиг .Ведь речь пойдёт о женщине, о монахине, игуменье Марии. Вот её история.

Ученик.  Игуменья Мария – до принятия монашеского пострига – Тучкова Маргарита Михайловна, жена погибшего на Бородинском поле генерала Тучкова. После сражения Маргарита Михайловна поехала на поле битвы искать тело мужа. Она знала, что он погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали. Тело Александра Тучкова так и не было найдено..

Ученик. После перенесённой трагедии она продала все свои бриллианты и простроила на свои средства храм, который стал излюбленным местом слёз и молитв жён и матерей воинов, погибших в войну 1812т года. Позже она поняла, что этот храм – дело её жизни, приняла монашеский постриг и стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.

Ученик. По воспоминаниям, она обладала даром исцеления, а сила её молитвы была так велика, что волки, которых в округе обитало великое множество, никогда не приближались к монастырским стенам.

             

Учитель.  Можно ли считать поступок этой женщины подвигом?

Ответ

Учитель Что же такое подвиг?

Подвиг – вера, верность, жертвенность.

Современны ли сейчас эти понятия? Наверное. Да. Ведь без этого не устояло бы наше государство, не жили бы мы сейчас в свободной стране, не гордились бы своим прошлым. За родную землю, за близких и любимых людей, должен быть готов к подвигу в любые времена.

Завершить наш разговор мне хотелось бы стихотворением литератора и журналиста В. Коротича.

             Идя на подвиги,

              Не алчут орденов,

Не бредят благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать эквивалентом славы.

Идя на подвиги, не ведают о том,

Насколько щедрость Родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Всё то, что станет подвигом потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " О подвиге, о доблести о славе""

Классный час ко Дню Героя Отечества...

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения, «Да были ж схватки боевые…»

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия, посвящённого 200-летию Бородинского сражения, «Да были ж схватки боевые…»...

Презентация к классному часу "О подвигах, о доблести, о славе.."

Презентация содержит в себе дополнительный материал к классному часу по теме "О подвигах, о доблести, о славе.."...

Сценарий классного часа для учащихся 7–9-х классов, посвящённого олимпийскому движению

классный час был приурочен к открытию Олимпиады в Сочи. Может использоваться в работе классного руковдителя для пропаганды здорового образа жизни....

Сценарий классного часа "9 подвигов ленинградцев"

Классный час "9 подвигов ленинградцев" посвящен подвигу жителей блокадного Ленинграда. Можно использовать материал классного часа для проведения "Урока Мужества" в 5-9 классах....

Классный час " О подвигах, о доблести, о славе".

Методическая разработка классного часа " О подвигах, о доблести, о славе"....

Классный час "О подвигах, о доблести , о славе"

Классный час "О подвигах, о доблести , о славе" предназначен для студентов колледжа в предверии празднования Дня победы....