Конспекты по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Сергеевой, Шмагиной - для среднего звена.
план-конспект урока по музыке
Размещены конспекты с 5 по 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5_klass.docx | 37.05 КБ |
konspekt_6_klass.docx | 35.17 КБ |
konspekt_7_klass.docx | 34.6 КБ |
konspekt_8_klass.docx | 36.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 13.04.2021
Школа №148
Класс 5
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра»
Цель: формирование представлений о роли дирижера в оркестре, хоре, о различных видах оркестра.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства.
Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; овладение способностью понимать и сохранять цели.
Предметные: продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена, на примере «Траурного марша» из Симфонии №3; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, сделать анализ прослушанного произведения;
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Л. В. Бетховен – «Траурный марш» из Симфонии №3;
- А. Зацепин, М. Пляцковский - «Ты слышишь,море»
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 10.03.2021
Школа №148
Класс 6
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Программная увертюра. Увертюра Эгмонт»
Цель: знакомство учащихся с определением программная увертюра, посредством увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.
Метопредметные: получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения;
Предметные: продолжить знакомство с творчеством Л. Бетховена; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с понятием программная увертюра и увертюрой «Эгмонт», сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни О. Митяева «Как здорово».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Фрагменты увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
- Фрагмент 1 части Симфонии №5 Л. Бетховена
- Песня «Как здорово» сл. и муз. О. Митяева
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Хронометраж | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. | Организационный момент
| 1 мин. | (Слайд 1) - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Поздороваемся с вами музыкально. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте» (Слайд 2) | Дети заходят в класс и садятся на места.
| Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
2. | Организация слушательской деятельности | 20 мин | - Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт». Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? - Верно, запишите тему урока в тетрадь. Звучит фрагмент увертюры «Эгмонт». - Людвиг Ван Бетховен немецкий композитор, пианист и дирижер, считается основателем программной увертюры. То есть именно он первый создал из увертюры отдельное, самостоятельное произведение с сюжетом. - Сейчас мы прослушаем вступление увертюры, ваша задача ответить на вопрос: какие интонации вы услышали? - Вспомнив Симфонию №5 и прослушав фрагмент увертюры, можем ли мы сказать о каких-то общих интонациях? -Верно. В трагедии Гёте повествуется о восстании в Нидерландах (Голландии) против испанского владычества. Герцог Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено правителем герцогом Альбой. Эгмонт был заключен в тюрьме и казнен. Вступление же рисует образ жестоких завоевателей, поэтому создается такое впечатление. Сочинена увертюра в сонатной форме, зафиксируйте к себе в тетрадь. - На жалобной (2) теме вступления рождается страстная тема борьбы и героического порыва. Так начинается экспозиция. Заканчивается она перекличкой двух тем, народного страдания и гнёта государства. - Прочитайте, пожалуйста, фрагмент из поэмы Гёте. Предположите, , чем же мог закончиться конфликт из экспозиции? - Хорошо, сейчас мы прослушаем финал увертюры, может быть, это утвердит ваши предположения, или наоборот заставит посмотреть на сюжет иначе. - И так, как, по-вашему, заканчивается эта трагедия? - Действительно главный герой в конце произведения погибает. Но Бетховен преподносит это не как трагедию, а как победу человеческого духа, самопожертвование ради народа, приводящее к свободе и цели. Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать характер последней части? - Верно. Программная увертюра «Эгмонт» Бетховена, одна из ярких примеров героических образов в его творчестве. - Ребята, на слайде вы видите ребус, попробуйте его отгадать. В нём спряталось название песни, которую мы сегодня разучим. . | - Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Бетховена. - Тяжелые, властные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонация перерастает в торжественную и радостную интонацию, но вскоре интонация сменяется на страдательную, молящую о помощи. - Да, можем. (Читают со слайда имена героев) - Ответы детей. - Ответы детей. - Быстрый темп, штрихи, аккорды и т.д.
- «Изгиб гитары жёлтой»? | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | ||||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 15 мин. | - Верно ребята, только название этой песни «Как здорово», эту песню написал Олег Митяев, он автор не только музыки, но и слов. Сегодня мы разучим с вами это произведение Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе Эту песню обычно поют на природе, у костра, представим, что и мы с вами в лесу, нам необходимо развести костер, но что для этого нужно? - Верно, нарубим дров (Упражнение на дыхание), а теперь принесем, в костер, подожжем и подуем, чтобы лучше разгорелось (Дыхание). - Хорошо, а теперь пропоём первую самую известную строчку вместе со мной, поделимся на две команды и посмотрим, у кого получится четче. (Распевание на Б3). - Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета) .
| - Спички, дрова. | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||||
4. | Итог | 2 мин. | - Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор? -Хорошо, по мотивам, какой трагедии создана увертюра и о чем в ней повествуется? - - Верно, какую песню мы разучили сегодня? | - Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен - Трагедия Гёте «Эгмонт», повествуется о восстании в Нидерландах и о герцоге Эгмонте возглавлявшего его, позже казненного. - «Как здорово» О. Митяев | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||||
5 | Рефлексия | 2 мин. | Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению. | - Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 21.03.2021
Школа №148
Класс 7
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта»
Цель: ознакомление учащихся с творчеством великих композиторов С. С. Прокофьева и В. А. Моцарта, на примере
Сонаты №2 Прокофьева и сонаты №11 Моцарта.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Идет солдат по городу» В. Шаинского, М. Танича.
Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения
осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся.
Предметные: углублять представление учащихся о сонатной форме; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения;
разучивать песню «Идет солдат по городу» В. Шаинского, М. Танича.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.
Музыкальный репертуар:
- Эпизоды Сонаты №2 С. Прокофьева;
- Сонаты №11 В. А. Моцарта;
- Песня «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич;
- Л. В. Бетховен «Лунная соната»
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Хронометраж | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
1. | Организационный момент
| 1 минута | (Слайд 1) - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Поздороваемся с вами музыкально. - Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор? - Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена. - Что же такое соната? Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. - Как вы думаете, сколько в ней частей? - Большинство сонат состоит из трёх частей. | Дети заходят в класс и садятся на места. - Да, это «Лунная соната» Л. Бетховена Ответы детей. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||
2 | Организация слушательской деятельности | 20 минут | - Какой композитор изображён на экране? - Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Соната состоит из 3-х частей. 1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности. 2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста. 3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена. Посмотрите на слайд, кто изображён на экране? Это С. С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. «Соната №2» — одно из самых непосредственных творений С. Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева Соната отличается ясной и четкой формой, последовательной логикой драматургического развития: ее содержание выражено с театральной конкретностью, лаконично, минимумом музыкальных средств. Свободно льющийся эмоциональный ток сочетается с продуманностью построения, резкими гранями разделов. Волевой динамизм и скерцозность естественно соседствуют с возвышенно светлой, проникновенной лирикой. Национальная характерность интонационного строя выражена вполне определенно. А ведь печать тех лет называла сонату «грубо антимузыкальной», «декадентской и какофонической», находила, что она представляет собой «вопиющую нелепость эквилибристических упражнений. Соната состоит из 4-х частей. Мы с вами прослушаем первую часть сонаты. Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремлена, активна; это поступательное движение к вершине. Мелодическому взлету основной темы противопоставляется настойчиво повторяющееся на одном неизменном уровне упорное «вдалбливание», вызывающей торможение движения. | - В. А. Моцарт - С. С. Прокофьев – русский композитор 20-го века. | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 15 минут | - Ребята, вспомните, как называется 3 часть сонаты №11 Моцарта. - Верно. А где в основном исполняют марш? - Да, военный марш также был исполнен на параде великой победы 24 июня 1945 года. Какие военные песни вы знаете? О чем они? - Сегодня мы разучим песню о солдате «Идет солдат по городу». - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) (Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)
- Хорошо. Можете сеть на места! | - «Турецкий марш» - На парадах, солдатами в армии, и т.д. - «Темная ночь», «Катюша» и т.д. | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||
4. | Итог | 2 мин | - И так, прекрасно получилось. С какими произведением мы сегодня познакомились? - Верно, сколько частей в этих сонатах? - Хорошо, какие части сонат вам запомнились больше? - Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке? | - С Сонатами №11 и №2 Моцарта и Прокофьева. - В Сонате №11 – 3 части, в Сонате №2 – 4 части Ответы детей. - «Идет солдат по городу» | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||
5. | Рефлексия | 2 мин | Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде. | - Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 24.03.2021
Школа №148
Класс 8
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича»
Цель: знакомство учащихся с творчеством советского композитора Д. Шостаковича, посредством Симфонии №7.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства; воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.
Предметные: продолжить знакомство с творчеством Д. Шостаковича; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с Симфонией №5; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни «Дети воины» О. Юдахиной, И. Резника.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Д. Шостакович – Симфония №7 «Ленинградская»;
- Песня «Дети войны» - О. Юдахиной, И. Резника.
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Хронометраж | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
1. | Организационный момент
| 1 мин. | (Слайд 1) - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Поздороваемся с вами музыкально. - Послушайте описание человека, и подумайте, исходя из этих качеств, как его можно назвать? - Верно. Ребята, какие проявления патриотизма вам знакомы из истории? - Да, вы правы. Сегодня мы познакомимся с вами с произведением советского композитора Дмитрия Шостаковича, которое было написано во время ВОВ . Оно посвящено блокадному Ленинграду, как вы думаете, как может называться это произведение? - Неплохо. Сегодня мы познакомимся с Симфонией №7 «Ленинградской» Д. Д. Шостаковича. Запишите тему урока в тетрадь. | Дети заходят в класс и садятся на места. - Патриот. - Подвиги во время ВОВ, во время Гражданской войны, Куликовской битвы, Ледового побоища и т.д. - Ответы детей. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||
2. | Организация исполнительской деятельности | 15 мин. | -Страшные события отражались везде. Люди рисовали картины, писали инструментальные произведения и, конечно, отразились все эти события в песнях, предлагаю вам прослушать произведение и ответить на вопросы, которые вы видите на слайде. Прослушивание песни –«Дети войны» Учитель поёт - Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые перед прослушиванием видели на экране. Предлагаю вам разучить это произведение вместе со мной. - Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам. Учитель поет вместе с детьми
| - бойкая, немного торжественная. Нет, услышав такую музыку, я бы не смог сказать, что она написана при таких страшных событиях и что композитор хотел отразить это в своей музыке. Учащиеся поют Учащийся поет Учащиеся поют | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | ||||
3. | Организация слушательской деятельности | 20 мин. | На слайде вы видите информацию, которую необходимо зафиксировать. Д.Д.Шостакович – советского пианиста, композитора , героя социалистического труда. Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех. В 18 лет Д. Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов. Окружающих, профессоров и студентов, поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Сегодня мы прослушаем 7 симфонию Д.Д., ребята, кто-нибудь знает, как называют эту симфонию иначе? - Все верно, 7 симфонию так же называют «Ленинградской», а все потому что музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории, грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение писалось долго, трепетно. Так ещё в 1935 году Д.Д. начал свою работу над данным произ ведением, а закончил лишь в 1945 году. На протяжении XX столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости. Сегодня предлагаю вам прослушать данное произведение и описать чувства, которые оно вызвало. - Вот мы и прослушали произведение, ребята, скажите, какие чувства, эмоции у вас вызвало это произведение? - Предлагаю вам прослушать произведение ещё раз и подобрать несколько прилагательных, которые по-вашему мнению охарактеризовывают данное произведение. А вы, ребята, зарисуете то,ю что вам представляется во время прослушивания данного произведения. Симфония №7 Д.Д.Шостаковича Вторичное прослушивание | Переписывают информацию со слайда, слушают биографию - С. С. Прокофьев – русский композитор 20-го века. | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||
4. | Итог | 2 мин. | - Сегодня на уроке мы с вами изучили новое для вас произведение, которое называется ..Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране. - Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания. |
Отвечают на вопросы по теме - «Ленинградская» симфония | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||
5. | Рефлексия | 2 мин. | Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»
Конспект урока «Развитие навыков, технических приемов игры в баскетбол у школьников среднего звена»...
Рабочая программа по искусству 8-9 кл. Автор учебника Критская, Сергеева..
Рабочая программа по искусству для 8-9 классов....
Рабочая программа по музыке 6 кл. по программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа, пояснительная записка и календарно-тематичекий пландля 6 класса по ФГОС...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Рабочая программа по предмету музыка 2 класс Критская, Сергеева, Шмагина
Рабочая учебная программа по музыке для 2 -го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...