"Учимся плавать в море чувств"
учебно-методический материал по музыке
Открытый урок по слушанию музыки для учащихся 1 класса музыкального отделения ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по слушанию музыки | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Проблема формирования основ музыкальной культуры детей младшего возраста, в нашей стране не исследовалась. Хотя именно в этом возрасте ребёнок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие.
Музыкально – эстетическое сознание ребёнка рассматривается как эстетическое отношение к музыке, включающее в себя три компонента: 1) интерес к музыке; 2) эстетические эмоции, переживания; 3)эстетическую оценку музыкальный вкус.
При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения.
Младшие школьники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Музыка развивает ребёнка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения. Игра как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим, использовалась уже в древности. Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н.Леонтьевым. Учёные считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально- практической деятельности чаще неосуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Игровое общение детей на уроках музыки в младших классах развивает способность откликаться, умение перевоплощаться, переживать игровые ситуации как реальные. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовать определенные цели и задачи. Предлагаю разработку урока, по авторизированной программе «Три кита в музыке ». Тема «Учимся плавать в «Море чувств» построенная в форме игры.
Открытый урок по слушанию музыки
С учащимися первого класса музыкального отделения
МБОДО «Детская школа искусств» гп.Приобье
Тема: «Учимся плавать в "Море чувств"»
Цель: Научить детей различать и определять словесно настроение музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.
Задачи: Помочь учащимся, опираясь на их собственное восприятие, почувствовать и осмыслить содержание музыки, разобраться в её выразительных средствах.
План урока.
1. Методический доклад
2. Разучивание песни беседа о ней «Весёлый музыкант» муз. А.Филиппенко. сл.Т.Волгиной.
3. Прослушивание произведения «Камаринская» П.И.Чайковского.
4. Игра «Море чувств».
5. Слушание произведения «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.
6 . Игра «Лица - солнышки».
7. Рисуем музыку - «Музыкальная радуга».
8. Заключение подведение итогов.
Урок в первом классе
«Учимся плавать в ,, Море чувств,,».
Ход урока.
Дети входят в класс.
Учитель: Я очень рада приветствовать вас. На прошлых уроках при проверке, есть ли у вас фантазия, выяснилось: что у всех у вас есть фантазия. У кого-то очень бурная фантазия, кому-то необходимо её немного усилить, активно участвуя в нашем путешествии.
И ещё, оказалось, что не все дети любят музыку. Попробуйте, ребята, представить себе человека, который не любит музыку. Какой он на вид? Какой у него характер? А настроение?
Давайте, выполним такое задание: нарисуйте двух человечков: один – любит музыку. Каким вы его представляете?
Второй – не любит музыку. Каким должно быть у него лицо?
(На столе заранее приготовлены листочки, карандаши, фломастеры).
Учитель: Есть у нас ребята в классе, которые хотят быть похожими на первого человека? А на второго…? Настроение в нашем путешествии имеет очень большое значение. Подберём для него соответствующую песню.
Учитель исполняет песню. Что же вы заметили в этой песне
(дети исполняют песню А.Филиппенко «Весёлый музыкант» и изображают тот инструмент, о котором поют)
Учитель: Какого «кита» вы узнали в этой музыке?
Дети: В первом куплете мы узнали песню. Музыка звучит в исполнении скрипочки плавно, напевно, под неё можно петь.
Во втором куплете весело, задорно играет балалайка. Под неё можно танцевать. Значит этот «кит» - танец.
В третьем куплете бодро звучит барабан. Под него можно маршировать. Это «кит» - марш.
Учитель: А сейчас послушаем музыку. Сумейте определить какой это «кит», и какое у вас появится настроение? Какое чувство вы испытываете?
(звучит русская народная песня «Камаринская»)
Учитель: Какого «кита» вы встретили?
Дети: Этот «кит» - танец. Музыка весёлая, такое ощущение, что ноги сами идут в пляс. Настроение приподнятое, музыка вызывает улыбку, радость.
Учитель: А звук, заметили какой? Тихий, успокаивающий или громкий, взбадривающий?
Дети: Музыка громкая, зажигательная, бодрая.
Учитель: Название «Камаринская» произошло от слова «выкомаривать», т.е. показывать разные танцевальные коленца.
Учитель: Нарисуйте лицо с таким настроением, которое появилось у вас.
(дети рисуют лица, а учитель показывает самые удачные рисунки, комментируя настроения этих рисунков)
Учитель: Существует бесконечное множество оттенков чувств и настроений. Иногда чувства называют эмоциями. Их разделяют на положительные и отрицательные, т.е. на хорошее и плохое настроение, и они всегда вызывают в нашей душе волнение. Вот почему будет всегда взволновано наше «Море чувств», а мы будем с вами учиться плавать в этом море.
Я приготовила для вас игру. Буду называть слова прилагательные, обозначающие чувства, а вы назовёте противоположные по смыслу.
Учитель. Дети.
Довольное Недовольное.
Доброе. Злое.
Слабое. Сильное.
Весёлое. Задумчивое.
Будничное. Праздничное.
Взволнованное Спокойное.
Звонкая Тихая.
Тяжёлая Лёгкая.
Тёмная Светлая.
Учитель: Сейчас мы проверили, как вы научились плавать в «Море чувств».
(Звучит музыка П.И.Чайковского «В церкви»)
Учитель: Давайте учиться говорить о музыке. Какое чувство вы испытали, слушая это произведение?
Дети: Музыка спокойная, плавная, как будто плывёшь по волнам. Чувствуешь колыхание ветра, ласковое тихое.
Учитель: А какова сила звука? (таблица эмоциональных настроений)
Дети: Звучание спокойное, возвышенное. Когда мы слушали «Камаринскую», музыка была громкая, взбадривающая, а теперь тихая, плавная, успокаивающая.
Учитель: Вот сколько разных слов можно сказать о такой музыке. Какой цвет вы бы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку?
Учитель: Как вы думаете, где можно услышать такую музыку?
Дети: В церкви. Музыка возвышенная. На душе от неё легко, спокойно. Этот «кит» - песня. Человеку тяжело, плохо, на душе боль. Он пришел в церковь, и боль утихла, прошла.
Учитель: А сейчас ещё одно произведение П.И.Чайковского. Попробуйте понять, какое настроение композитор отразил в этом произведении?
(звучит «Сладкая грёза»).
Учитель: Какое настроение передаёт это произведение?
Дети: Мечтательное, задумчивое. Человек вспомнил о чем- то хорошем, приятном. Музыка звучит как песня. Звучание плавно поднимается и плавно опускается.
Учитель: Настало время закрепить ваши знания о динамике (силе) звука, о чувстве. Я вам буду показывать карточки, на которых нарисованы «лица солнышки», но у них будут разные выражения, обозначающие разные настроения. Вы покажите мимикой своего лица эти настроения и охарактеризуете их.
(Дети дают определения мимикой лица и словами).
1.радость 2. грусть 3.задумчивость 4.злость 5. удивление
Учитель: Ну вот, вы немножко разобрались в эмоциях и чувствах. Теперь можно уверенно плыть по «Морю чувств» дальше, всё больше и больше нового узнавая о «трёх китах».
Теперь поднимем паруса
И прямо в океан.
Нам предстоит немало
Открыть волшебных стран.
Учитель: Капитан! Поднять паруса на нашей шхуне «Созвездие Лир». Какое солнышко мы нарисуем на парусе?
Дети: Радостное, весёлое, довольное, доброе, улыбающееся.
(Дети рисуют в своих тетрадях солнышко на парусе)
Учитель: Ребята что нового мы узнали о «трёх китах»?
Дети: «Киты» бывают весёлые и грустные. У них меняется настроение, их музыка звучит то тихо, то громко, то плавно, то быстро. И ещё – они умеют чувствовать, как люди.
Учитель: Лоцман! Проверь маршрут, что у нас впереди?
- У нас впереди «Обитель муз».
Учитель: Давайте помечтаем, постараемся представить себе эту «Обитель муз» под музыку П.И.Чайковского «Сладкая грёза». Помечтайте и нарисуйте «Музыкальную радугу» вашего настроения. Какие краски будут преобладать в вашем душевном состоянии?
(Звучит музыка, дети рисуют. Показать и дать характеристику более удачным рисункам).
Учитель: Дома поговорите с мамами, бабушками. Может быть, они вам что-нибудь расскажут о «Музах». До новой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся чувствовать время
Опаздывающих детей создают опаздывающие родители!...
Проект "Учусь плавать"
Проект по плавагнию, способстующий формированию у обучающихся навыков свободного плавания на воде и повышению мотивации к занятиям плаванием....
Играя, учим плавать
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя прис...
5 кл., занятие по теме: "Учимся говорить о чувствах"
Занятие-тренинг для подростков....
Учусь плавать. Плавание брассом
Методическая разработка раскрывает история появления стиля "брасс"....
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учимся плавать»
Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет...
Лето – пора учиться плавать правильно.
Плавание имеет огромное значение для здоровья и физической формы человека — это не только отличный способ укрепить мышцы и сердечно-сосудистую систему, но и эффективное средство снятия стресса. ...