"Учимся плавать в море чувств"
учебно-методический материал по музыке

Кельман Галина Владимировна

Открытый урок по слушанию музыки  для учащихся 1 класса музыкального отделения ДШИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что  музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не  заменимое  воздействие  на  общее  развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,  совершенствуется  мышление, ребёнок   делается  чутким  к  красоте     в  искусстве  и  в  жизни.

Проблема  формирования  основ  музыкальной  культуры  детей   младшего  возраста,   в нашей  стране  не  исследовалась.  Хотя  именно  в этом  возрасте  ребёнок накапливает  те  впечатления,  тот  опыт  деятельности, от  которого  во многом  зависит  его  музыкальное  и  общее  развитие.

Музыкально – эстетическое  сознание  ребёнка  рассматривается  как  эстетическое  отношение  к  музыке,  включающее  в  себя  три  компонента: 1) интерес  к  музыке; 2) эстетические  эмоции, переживания; 3)эстетическую  оценку  музыкальный  вкус.

При  восприятии  музыки  у  человека  возникают  музыкальные  и  внемузыкальные представления,  активна  деятельность  воображения.

Младшие  школьники  имеют  небольшой  опыт  представлений о  существующих  в  реальной  жизни  чувствах   человека. Музыка, передающая  всю  гамму  чувств  и  их оттенков, может расширить эти  представления.

Музыка  развивает  ребёнка  и  умственно. Формирование  музыкального  мышления  способствует  общему   интеллектуальному  развитию.  Помимо  разнообразных  сведений  о  музыке,  имеющих  познавательное  значение, беседа  о  ней  включает  характеристику эмоционально – образного  содержания. Словарь детей  обогащается  образными  словами  и  выражениями, характеризующими  настроения, чувства, переданные  в  музыке.

 Музыка  развивает  эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку -  одна из  важнейших  музыкальных  способностей. Она  связана   с развитием  эмоциональной  отзывчивости    и в жизни, с  воспитанием  таких  качеств  личности  как  доброта, умение  сочувствовать  другому  человеку.  

Музыкальная деятельность  включает  в  себя  не  только  восприятие  музыки, но и посильное  детям  исполнительство,  основанное  на  опыте  восприятия:  пение, игра на  музыкальных  инструментах, музыкально  - ритмические  движения. Игра  как   метод  обучения  и  передачи  опыта  старших  поколений  младшим, использовалась  уже  в  древности. Игровая  деятельность  ребенка исследовалась многими  отечественными  психологами, Л.С.  Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н.Леонтьевым. Учёные  считают, что  в  игре  ребенок реализует  желания,  которые в  реально- практической  деятельности   чаще  неосуществимы. Именно в  игре  удовлетворяются бессознательные  влечения  и  потребности. Игровое  общение  детей  на  уроках  музыки  в младших  классах  развивает  способность  откликаться, умение  перевоплощаться, переживать  игровые  ситуации  как  реальные. Но  игра  должна  носить  учебно-познавательную  функцию и  реализовать определенные  цели  и задачи. Предлагаю  разработку   урока,  по авторизированной  программе  «Три  кита  в  музыке ». Тема   «Учимся плавать в «Море чувств»  построенная  в  форме   игры.

Открытый  урок по  слушанию  музыки

С учащимися  первого  класса  музыкального  отделения    

МБОДО «Детская школа искусств» гп.Приобье                                                                          

Тема: «Учимся плавать в "Море чувств"»

Цель: Научить детей различать и  определять  словесно  настроение музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

Задачи: Помочь учащимся, опираясь  на их собственное  восприятие, почувствовать  и  осмыслить  содержание  музыки, разобраться  в  её  выразительных  средствах.

План урока.

        

        1.  Методический доклад

2. Разучивание песни беседа  о  ней  «Весёлый музыкант» муз. А.Филиппенко.    сл.Т.Волгиной.

       3.  Прослушивание  произведения  «Камаринская» П.И.Чайковского.

       4.   Игра «Море чувств».

       5.  Слушание произведения «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

  6 . Игра  «Лица - солнышки».

  7.  Рисуем  музыку - «Музыкальная  радуга».

        8.  Заключение подведение   итогов.

Урок в первом классе

«Учимся плавать в ,, Море чувств,,».

Ход урока.

Дети входят в класс.

Учитель: Я очень рада приветствовать вас. На  прошлых уроках при проверке, есть ли у вас фантазия, выяснилось: что у всех у вас есть фантазия. У  кого-то очень бурная фантазия, кому-то необходимо её немного усилить, активно участвуя в нашем путешествии.

И ещё, оказалось, что не все дети любят музыку. Попробуйте, ребята, представить себе человека, который не любит музыку. Какой он на вид? Какой у него характер?  А настроение?

 Давайте, выполним такое задание: нарисуйте двух человечков: один – любит музыку. Каким вы его представляете?

Второй – не любит музыку. Каким должно быть у него лицо?

(На столе  заранее  приготовлены листочки, карандаши, фломастеры).

Учитель: Есть у нас ребята в классе, которые хотят быть похожими на  первого человека? А на второго…? Настроение  в нашем путешествии имеет очень большое значение. Подберём  для  него  соответствующую  песню.

Учитель исполняет песню. Что же вы заметили  в этой песне

 (дети исполняют песню А.Филиппенко «Весёлый музыкант»  и изображают тот инструмент, о котором поют)

Учитель: Какого «кита»  вы узнали в этой музыке?

Дети: В первом куплете  мы узнали песню. Музыка  звучит в исполнении  скрипочки  плавно, напевно, под неё можно петь.

Во втором куплете  весело, задорно  играет  балалайка.  Под неё можно танцевать. Значит этот «кит» - танец.

В третьем куплете  бодро звучит барабан. Под него можно маршировать. Это «кит» - марш.

Учитель: А сейчас послушаем музыку. Сумейте  определить какой это «кит», и  какое у вас появится настроение?  Какое чувство вы испытываете?

(звучит русская народная песня «Камаринская»)

Учитель: Какого «кита» вы встретили?

Дети: Этот «кит» - танец. Музыка весёлая, такое ощущение, что ноги сами идут в пляс. Настроение приподнятое, музыка вызывает улыбку, радость.

Учитель: А звук, заметили какой? Тихий, успокаивающий или громкий, взбадривающий?

Дети: Музыка громкая, зажигательная, бодрая.

Учитель: Название «Камаринская»  произошло от слова «выкомаривать», т.е. показывать разные танцевальные коленца.

Учитель: Нарисуйте  лицо с  таким настроением, которое появилось у вас.

(дети рисуют лица, а учитель показывает самые удачные рисунки, комментируя настроения этих рисунков)

Учитель: Существует бесконечное множество оттенков чувств и настроений. Иногда  чувства называют эмоциями. Их разделяют на положительные  и отрицательные, т.е. на хорошее и плохое  настроение, и они всегда вызывают в нашей душе волнение.  Вот почему будет всегда взволновано наше «Море чувств», а мы  будем с вами учиться плавать в этом море.

Я приготовила для вас игру. Буду называть слова прилагательные, обозначающие чувства, а вы назовёте противоположные по смыслу.

Учитель.                                                                 Дети.

Довольное                                                        Недовольное.

Доброе.                                                              Злое.

Слабое.                                                               Сильное.

Весёлое.                                                             Задумчивое.

Будничное.                                                         Праздничное.

Взволнованное                                                   Спокойное.

Звонкая                                                               Тихая.

Тяжёлая                                                              Лёгкая.

Тёмная                                                                Светлая.

Учитель: Сейчас  мы  проверили,  как  вы  научились  плавать в  «Море чувств».

(Звучит музыка П.И.Чайковского «В церкви»)

Учитель: Давайте  учиться говорить  о музыке.  Какое  чувство  вы  испытали,  слушая  это  произведение?

Дети:  Музыка  спокойная, плавная, как будто плывёшь по  волнам. Чувствуешь  колыхание  ветра, ласковое тихое.

Учитель: А какова сила  звука? (таблица  эмоциональных  настроений)

Дети: Звучание  спокойное, возвышенное. Когда  мы слушали «Камаринскую», музыка  была громкая, взбадривающая, а теперь тихая, плавная, успокаивающая.

Учитель:  Вот  сколько  разных  слов  можно  сказать  о  такой  музыке. Какой  цвет  вы  бы  выбрали, чтобы  нарисовать  эту  музыку?

Учитель: Как  вы думаете, где  можно  услышать  такую  музыку?

Дети: В церкви. Музыка  возвышенная. На душе  от  неё  легко, спокойно. Этот «кит» - песня. Человеку тяжело, плохо, на душе  боль. Он пришел в церковь, и боль  утихла, прошла.

Учитель: А сейчас  ещё одно  произведение П.И.Чайковского. Попробуйте  понять, какое  настроение  композитор  отразил  в этом  произведении?                        

(звучит «Сладкая  грёза»).

Учитель: Какое  настроение  передаёт это  произведение?

Дети: Мечтательное, задумчивое. Человек вспомнил  о чем- то  хорошем, приятном. Музыка звучит  как песня. Звучание  плавно поднимается  и плавно  опускается.

Учитель: Настало время  закрепить  ваши  знания  о  динамике (силе) звука,  о  чувстве. Я вам буду  показывать   карточки,  на  которых  нарисованы «лица  солнышки», но  у них  будут разные выражения, обозначающие  разные  настроения. Вы  покажите мимикой  своего  лица  эти  настроения  и  охарактеризуете  их.

(Дети  дают  определения  мимикой  лица  и словами).

1.радость        2. грусть          3.задумчивость          4.злость            5. удивление

Учитель: Ну вот, вы  немножко разобрались  в  эмоциях  и  чувствах. Теперь  можно уверенно  плыть по «Морю чувств»  дальше, всё  больше  и больше нового  узнавая  о  «трёх китах».

                               Теперь  поднимем  паруса

                               И прямо  в   океан.

                               Нам предстоит  немало

                               Открыть волшебных стран.

Учитель: Капитан! Поднять  паруса  на  нашей  шхуне «Созвездие Лир». Какое  солнышко  мы  нарисуем  на  парусе?

Дети: Радостное, весёлое, довольное, доброе, улыбающееся.

(Дети рисуют  в  своих тетрадях  солнышко  на  парусе)

Учитель: Ребята  что  нового  мы  узнали  о «трёх  китах»?

Дети: «Киты»  бывают  весёлые  и  грустные. У них  меняется  настроение,  их  музыка  звучит  то  тихо, то громко,  то  плавно, то быстро. И ещё – они  умеют  чувствовать, как люди.

Учитель: Лоцман!  Проверь маршрут, что у нас  впереди?

- У нас  впереди  «Обитель муз».

Учитель: Давайте  помечтаем, постараемся  представить  себе  эту «Обитель муз»  под  музыку П.И.Чайковского  «Сладкая  грёза». Помечтайте  и  нарисуйте  «Музыкальную  радугу»  вашего  настроения.  Какие  краски будут  преобладать  в  вашем  душевном  состоянии?

 (Звучит  музыка, дети рисуют. Показать и дать характеристику  более удачным  рисункам).

Учитель: Дома поговорите  с мамами, бабушками. Может   быть, они  вам  что-нибудь расскажут  о «Музах». До  новой  встречи.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся чувствовать время

Опаздывающих детей создают опаздывающие родители!...

Проект "Учусь плавать"

Проект по плавагнию, —способстующий формированию у обучающихся навыков свободного плавания на воде и повышению мотивации к занятиям плаванием....

Играя, учим плавать

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя прис...

Учусь плавать. Плавание брассом

Методическая разработка раскрывает история появления стиля "брасс"....

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учимся плавать»

Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому  спортивному, прикладному, оздоровительному  и  общеразвивающему значению плавание составляет...

Лето – пора учиться плавать правильно.

Плавание имеет огромное значение для здоровья и физической формы человека — это не только отличный способ укрепить мышцы и сердечно-сосудистую систему, но и эффективное средство снятия стресса. ...

Играя, мы учимся плавать!

Проект по адаптации детей к бассейну....