"Учимся плавать в море чувств"
учебно-методический материал по музыке

Кельман Галина Владимировна

Открытый урок по слушанию музыки  для учащихся 1 класса музыкального отделения ДШИ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что  музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не  заменимое  воздействие  на  общее  развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,  совершенствуется  мышление, ребёнок   делается  чутким  к  красоте     в  искусстве  и  в  жизни.

Проблема  формирования  основ  музыкальной  культуры  детей   младшего  возраста,   в нашей  стране  не  исследовалась.  Хотя  именно  в этом  возрасте  ребёнок накапливает  те  впечатления,  тот  опыт  деятельности, от  которого  во многом  зависит  его  музыкальное  и  общее  развитие.

Музыкально – эстетическое  сознание  ребёнка  рассматривается  как  эстетическое  отношение  к  музыке,  включающее  в  себя  три  компонента: 1) интерес  к  музыке; 2) эстетические  эмоции, переживания; 3)эстетическую  оценку  музыкальный  вкус.

При  восприятии  музыки  у  человека  возникают  музыкальные  и  внемузыкальные представления,  активна  деятельность  воображения.

Младшие  школьники  имеют  небольшой  опыт  представлений о  существующих  в  реальной  жизни  чувствах   человека. Музыка, передающая  всю  гамму  чувств  и  их оттенков, может расширить эти  представления.

Музыка  развивает  ребёнка  и  умственно. Формирование  музыкального  мышления  способствует  общему   интеллектуальному  развитию.  Помимо  разнообразных  сведений  о  музыке,  имеющих  познавательное  значение, беседа  о  ней  включает  характеристику эмоционально – образного  содержания. Словарь детей  обогащается  образными  словами  и  выражениями, характеризующими  настроения, чувства, переданные  в  музыке.

 Музыка  развивает  эмоциональную  сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку -  одна из  важнейших  музыкальных  способностей. Она  связана   с развитием  эмоциональной  отзывчивости    и в жизни, с  воспитанием  таких  качеств  личности  как  доброта, умение  сочувствовать  другому  человеку.  

Музыкальная деятельность  включает  в  себя  не  только  восприятие  музыки, но и посильное  детям  исполнительство,  основанное  на  опыте  восприятия:  пение, игра на  музыкальных  инструментах, музыкально  - ритмические  движения. Игра  как   метод  обучения  и  передачи  опыта  старших  поколений  младшим, использовалась  уже  в  древности. Игровая  деятельность  ребенка исследовалась многими  отечественными  психологами, Л.С.  Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н.Леонтьевым. Учёные  считают, что  в  игре  ребенок реализует  желания,  которые в  реально- практической  деятельности   чаще  неосуществимы. Именно в  игре  удовлетворяются бессознательные  влечения  и  потребности. Игровое  общение  детей  на  уроках  музыки  в младших  классах  развивает  способность  откликаться, умение  перевоплощаться, переживать  игровые  ситуации  как  реальные. Но  игра  должна  носить  учебно-познавательную  функцию и  реализовать определенные  цели  и задачи. Предлагаю  разработку   урока,  по авторизированной  программе  «Три  кита  в  музыке ». Тема   «Учимся плавать в «Море чувств»  построенная  в  форме   игры.

Открытый  урок по  слушанию  музыки

С учащимися  первого  класса  музыкального  отделения    

МБОДО «Детская школа искусств» гп.Приобье                                                                          

Тема: «Учимся плавать в "Море чувств"»

Цель: Научить детей различать и  определять  словесно  настроение музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

Задачи: Помочь учащимся, опираясь  на их собственное  восприятие, почувствовать  и  осмыслить  содержание  музыки, разобраться  в  её  выразительных  средствах.

План урока.

        

        1.  Методический доклад

2. Разучивание песни беседа  о  ней  «Весёлый музыкант» муз. А.Филиппенко.    сл.Т.Волгиной.

       3.  Прослушивание  произведения  «Камаринская» П.И.Чайковского.

       4.   Игра «Море чувств».

       5.  Слушание произведения «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

  6 . Игра  «Лица - солнышки».

  7.  Рисуем  музыку - «Музыкальная  радуга».

        8.  Заключение подведение   итогов.

Урок в первом классе

«Учимся плавать в ,, Море чувств,,».

Ход урока.

Дети входят в класс.

Учитель: Я очень рада приветствовать вас. На  прошлых уроках при проверке, есть ли у вас фантазия, выяснилось: что у всех у вас есть фантазия. У  кого-то очень бурная фантазия, кому-то необходимо её немного усилить, активно участвуя в нашем путешествии.

И ещё, оказалось, что не все дети любят музыку. Попробуйте, ребята, представить себе человека, который не любит музыку. Какой он на вид? Какой у него характер?  А настроение?

 Давайте, выполним такое задание: нарисуйте двух человечков: один – любит музыку. Каким вы его представляете?

Второй – не любит музыку. Каким должно быть у него лицо?

(На столе  заранее  приготовлены листочки, карандаши, фломастеры).

Учитель: Есть у нас ребята в классе, которые хотят быть похожими на  первого человека? А на второго…? Настроение  в нашем путешествии имеет очень большое значение. Подберём  для  него  соответствующую  песню.

Учитель исполняет песню. Что же вы заметили  в этой песне

 (дети исполняют песню А.Филиппенко «Весёлый музыкант»  и изображают тот инструмент, о котором поют)

Учитель: Какого «кита»  вы узнали в этой музыке?

Дети: В первом куплете  мы узнали песню. Музыка  звучит в исполнении  скрипочки  плавно, напевно, под неё можно петь.

Во втором куплете  весело, задорно  играет  балалайка.  Под неё можно танцевать. Значит этот «кит» - танец.

В третьем куплете  бодро звучит барабан. Под него можно маршировать. Это «кит» - марш.

Учитель: А сейчас послушаем музыку. Сумейте  определить какой это «кит», и  какое у вас появится настроение?  Какое чувство вы испытываете?

(звучит русская народная песня «Камаринская»)

Учитель: Какого «кита» вы встретили?

Дети: Этот «кит» - танец. Музыка весёлая, такое ощущение, что ноги сами идут в пляс. Настроение приподнятое, музыка вызывает улыбку, радость.

Учитель: А звук, заметили какой? Тихий, успокаивающий или громкий, взбадривающий?

Дети: Музыка громкая, зажигательная, бодрая.

Учитель: Название «Камаринская»  произошло от слова «выкомаривать», т.е. показывать разные танцевальные коленца.

Учитель: Нарисуйте  лицо с  таким настроением, которое появилось у вас.

(дети рисуют лица, а учитель показывает самые удачные рисунки, комментируя настроения этих рисунков)

Учитель: Существует бесконечное множество оттенков чувств и настроений. Иногда  чувства называют эмоциями. Их разделяют на положительные  и отрицательные, т.е. на хорошее и плохое  настроение, и они всегда вызывают в нашей душе волнение.  Вот почему будет всегда взволновано наше «Море чувств», а мы  будем с вами учиться плавать в этом море.

Я приготовила для вас игру. Буду называть слова прилагательные, обозначающие чувства, а вы назовёте противоположные по смыслу.

Учитель.                                                                 Дети.

Довольное                                                        Недовольное.

Доброе.                                                              Злое.

Слабое.                                                               Сильное.

Весёлое.                                                             Задумчивое.

Будничное.                                                         Праздничное.

Взволнованное                                                   Спокойное.

Звонкая                                                               Тихая.

Тяжёлая                                                              Лёгкая.

Тёмная                                                                Светлая.

Учитель: Сейчас  мы  проверили,  как  вы  научились  плавать в  «Море чувств».

(Звучит музыка П.И.Чайковского «В церкви»)

Учитель: Давайте  учиться говорить  о музыке.  Какое  чувство  вы  испытали,  слушая  это  произведение?

Дети:  Музыка  спокойная, плавная, как будто плывёшь по  волнам. Чувствуешь  колыхание  ветра, ласковое тихое.

Учитель: А какова сила  звука? (таблица  эмоциональных  настроений)

Дети: Звучание  спокойное, возвышенное. Когда  мы слушали «Камаринскую», музыка  была громкая, взбадривающая, а теперь тихая, плавная, успокаивающая.

Учитель:  Вот  сколько  разных  слов  можно  сказать  о  такой  музыке. Какой  цвет  вы  бы  выбрали, чтобы  нарисовать  эту  музыку?

Учитель: Как  вы думаете, где  можно  услышать  такую  музыку?

Дети: В церкви. Музыка  возвышенная. На душе  от  неё  легко, спокойно. Этот «кит» - песня. Человеку тяжело, плохо, на душе  боль. Он пришел в церковь, и боль  утихла, прошла.

Учитель: А сейчас  ещё одно  произведение П.И.Чайковского. Попробуйте  понять, какое  настроение  композитор  отразил  в этом  произведении?                        

(звучит «Сладкая  грёза»).

Учитель: Какое  настроение  передаёт это  произведение?

Дети: Мечтательное, задумчивое. Человек вспомнил  о чем- то  хорошем, приятном. Музыка звучит  как песня. Звучание  плавно поднимается  и плавно  опускается.

Учитель: Настало время  закрепить  ваши  знания  о  динамике (силе) звука,  о  чувстве. Я вам буду  показывать   карточки,  на  которых  нарисованы «лица  солнышки», но  у них  будут разные выражения, обозначающие  разные  настроения. Вы  покажите мимикой  своего  лица  эти  настроения  и  охарактеризуете  их.

(Дети  дают  определения  мимикой  лица  и словами).

1.радость        2. грусть          3.задумчивость          4.злость            5. удивление

Учитель: Ну вот, вы  немножко разобрались  в  эмоциях  и  чувствах. Теперь  можно уверенно  плыть по «Морю чувств»  дальше, всё  больше  и больше нового  узнавая  о  «трёх китах».

                               Теперь  поднимем  паруса

                               И прямо  в   океан.

                               Нам предстоит  немало

                               Открыть волшебных стран.

Учитель: Капитан! Поднять  паруса  на  нашей  шхуне «Созвездие Лир». Какое  солнышко  мы  нарисуем  на  парусе?

Дети: Радостное, весёлое, довольное, доброе, улыбающееся.

(Дети рисуют  в  своих тетрадях  солнышко  на  парусе)

Учитель: Ребята  что  нового  мы  узнали  о «трёх  китах»?

Дети: «Киты»  бывают  весёлые  и  грустные. У них  меняется  настроение,  их  музыка  звучит  то  тихо, то громко,  то  плавно, то быстро. И ещё – они  умеют  чувствовать, как люди.

Учитель: Лоцман!  Проверь маршрут, что у нас  впереди?

- У нас  впереди  «Обитель муз».

Учитель: Давайте  помечтаем, постараемся  представить  себе  эту «Обитель муз»  под  музыку П.И.Чайковского  «Сладкая  грёза». Помечтайте  и  нарисуйте  «Музыкальную  радугу»  вашего  настроения.  Какие  краски будут  преобладать  в  вашем  душевном  состоянии?

 (Звучит  музыка, дети рисуют. Показать и дать характеристику  более удачным  рисункам).

Учитель: Дома поговорите  с мамами, бабушками. Может   быть, они  вам  что-нибудь расскажут  о «Музах». До  новой  встречи.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся чувствовать время

Опаздывающих детей создают опаздывающие родители!...

Проект "Учусь плавать"

Проект по плавагнию, —способстующий формированию у обучающихся навыков свободного плавания на воде и повышению мотивации к занятиям плаванием....

Играя, учим плавать

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя прис...

5 кл., занятие по теме: "Учимся говорить о чувствах"

Занятие-тренинг для подростков....

Учусь плавать. Плавание брассом

Методическая разработка раскрывает история появления стиля "брасс"....

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учимся плавать»

Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому  спортивному, прикладному, оздоровительному  и  общеразвивающему значению плавание составляет...

Лето – пора учиться плавать правильно.

Плавание имеет огромное значение для здоровья и физической формы человека — это не только отличный способ укрепить мышцы и сердечно-сосудистую систему, но и эффективное средство снятия стресса. ...