Применение методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках музыки в средних классах
статья по музыке

Шевченко Светлана Владимировна

Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Поэтому, как элемент развивающего обучения, большой интерес в музыкальной педагогике вызывает технология развития критического мышления. В данной статье приведены примеры практического применения технологии развития критического мышления на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_na_urokah_muzyki.docx66.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение  методических приёмов технологии  развития критического мышления на уроках музыки в средних классах

Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе – привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Выполнить эти задачи при том, что на урок музыки в школе отводится лишь час в неделю очень не просто.

Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности – такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.

Ориентировать содержание урока музыки нужно не только на Госстандарт школьного музыкального образования. Цель учителя в современном школьном уроке музыки должна  быть ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Поэтому процесс обучения нужно строить так, чтобы он был направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением инновационных технологий обучения становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Элементы новизны технологии критического мышления содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии урока очень много. Мы остановимся на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки в подростковых классах, хотя многие из них можно использовать, начиная с младшего школьного возраста.

На стадии  вызова можно применить приём «Верите ли вы…».  Говоря о творчестве П.И. Чайковского, в 6 классе предлагаем школьникам ответить на данные вопросы, а ответы заполнить в таблице в виде + (да) и – (нет):

  1. Чайковский прославился фортепианной музыкой.
  2. Чайковский –  создатель русского классического балета.
  3. Чайковский – основоположник русской классической музыки.
  4. Основу творчества Чайковского составляет полифоническая музыка.
  5. Чайковский являлся современником Эдварда Грига.
  6. Основу творчества Чайковского составляет симфоническая музыка.

1

2

3

4

5

6

-

+

-

-

+

+

На стадии осмысления или рефлексии школьники сравнивают и исправляют (если это необходимо) свои ответы в таблице.

Приём «Ключевые слова». Школьникам предлагается 3 – 5 ключевых слов по теме урока.

Вариант 1. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.

Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Шестиклассники из предложенных слов «сюита, Бах, танец»  придумали несколько вариантов предложений.  Например:  И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев. Пятиклассники, получив ключевые слова  «опера, певцы, оркестр, композитор, оперный театр, сцена, декорации» придумывали рассказ из нескольких предложений. 

Ученики могут предложить  свой вариант из трех слов по изученной теме.  Этот метод применяется  индивидуально и в паре, когда нужно оценить своего одноклассника, т.е. осуществить взаимоконтроль и взаимооценивание.

Одним из интересных приёмов технологии критического мышления является заполнение концептуальной таблицы. В этих таблицах можно провести сравнительный анализ музыкальных произведений, жанров,  средств выразительности, музыкальных номеров, творчества композиторов, исполнителей и пр. Работа с данными таблицами активизирует мышление учащихся, заставляет их думать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Несколько уроков в 1 четверти 7 класса посвящены героическим образам в оперном жанре. Программа Е.Д. Критской предлагает рассмотреть эту тему на примере музыкальных произведений: М.И. Глинка опера «Иван Сусанин», А.П. Бородин опера «Князь Игорь». При изучении темы «Героическая тема в русской музыке»,  можно предложить семиклассникам ещё раз встретиться с музыкой великих русских композиторов Глинки (опера «Иван Сусанин», Бородина (опера «Князь Игорь» и Прокофьева (кантата «Александр Невский) и заполнить две таблицы. В первой таблице нужно провести линии сравнения по композиторам, жанру, героям, основной идее, хоровым номерам и тем параметрам, которые смогут предложить сами учащиеся.

Линии сравнения

«Иван Сусанин»

«Александр Невский»

«Князь Игорь»

композитор

жанр

герои

основная идея

хоровые номера

……..

 А во второй таблице предлагается сравнить средства музыкальной выразительности, используемые композиторами в арии Ивана Сусанина и арии Князя Игоря.

Линии сравнения

Мелодия

Ритм

Темп

Тембр

Динамика

…..

Ария Ивана Сусанина

Ария Князя Игоря

 Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Ниже представлен пример таблицы «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) на уроке в 6 классе по теме «Небесное и земное в музыке Баха». По этой таблице учащиеся работали на протяжении всех стадий урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

И.С. Бах – немецкий композитор.

Годы жизни Баха.

Сочинял музыку для органа.

Мастер полифонии…

Семейное положение Баха (сколько было жен, детей…)

Имел ли популярность при жизни.

Много ли зарабатывал денег.

Долго ли Бах учился играть на органе.

Почему до сих пор слушают музыку Баха… 

Жил и творил в эпоху барокко.

Современные джазовые музыканты боготворят Баха т.к. его музыка является образцом непрерывного развёртывания мелодии в джазовых импровизациях.

Фуга – многоголосное произведение, которое строится на проведении одной или нескольких тем во всех голосах…

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

На уроке в 6 классе по теме «Хоровая музыка» уместно использовать приём «тонких» и «толстых» вопросов. Отвечая на «тонкие»  вопросы школьники демонстрируют знания по данной теме, а отвечая на «толстые» вопросы – умение анализировать, сравнивать, предполагать и делать выводы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько человек в хоре?

На сколько голосов делится женский хор?

Можно ли песню исполнять хором?

Можно ли романс исполнять хором?

Почему появилась хоровая музыка?

В чем особенность хоровой музыки?

Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором?

Приём «Кластер» используется на уроках во всех классах подросткового возраста. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

  • постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану[15].

пример построения кластеров 1

В 5 классе дети составляли кластер по теме «Опера», записав знакомые им жанры (песня, ария, речитатив, дуэт, квартет, хор), далее назвали имена героев, исполнявших эти жанры. Затем  появилось предложение  указать тех, благодаря кому рождается опера (композиторов, авторов, исполнителей), а затем вспомнить и записать их фамилии.

В 7 классе на уроке по теме «Музыкальная драматургия симфонии» ученики составляли кластер  «Моцарт». Были найдены очень интересные слова, понятия, описывающие личность гениального композитора, названы произведения разнообразных жанров.

На уроке по теме «Музыкальная драматургия произведений                   Э. Грига»  в 7 классе было решено  в начале урока дать кластер  о жизни и творчестве Грига без ключевого слова, чтобы подростки узнали имя композитора, которому будет посвящен урок по названию  его произведений, географическим особенностям  его родной Норвегии и т.д.

Приём «Логические цепочки». Ученики совершают логический переход от одного понятия к другому в 3-4 слова. Говоря о современности в музыке на уроках в 7 классе, можно предложить школьникам составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка». Один из вариантов: современность – жизнь; жизнь – красота; красота – музыка.

В 5 классе  было дано  задание перейти от слова «Композитор» к слову «Пушкин». Вот так справились пятиклассники: Композитор – музыка, музыка – опера, опера – сказка, сказка – Пушкин. Задание можно выполнять устно или письменно.

Приём «Образные эстафеты». Для обогащения словарного запаса  и развития воображения предложили классу поочередно (как-будто передавая эстафетную палочку следующему) подбирать синонимы для  раскрытия звучащего образа.

Веселая – радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.

Грустная – печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.

Нежная – ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная.

Сильная – четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.

Страшная – злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.

Взволнованная – тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.

Отрывистая – легкая, острая, шутливая, колючая.

Приём «Ассоциативный ряд». Ученики друг за другом называют  ассоциативные слова, относящиеся к произведению. На уроке по теме «Музыкальный образ в «Грустном вальсе» Я. Сибелиуса» к слову «Вальс»  были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, Шопен, выпускной, волшебство и т.д. Если все слова записать в тетрадь, то дома можно написать  из них мини-сочинение, раскрывающее музыкальный образ произведения.

Приём «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить   нестандартные решения учебных и творческих задач. В 6 классе по теме «Мир музыкальных образов Прокофьева» демонстрируем названия всех частей сюиты «Зимний костер» и  предлагаем выбрать название прозвучавшей части сюиты, аргументировать свой ответ.

«Цифровой диктант». Этот метод позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания. Формулируем задание и предлагаем выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру: Да – 1, Нет – 0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа. Данный метод позволяет учащимся наглядно оценить уровень своих достижений, быстро проверить результаты. Средством являются формы тестовых заданий с двумя и более ответами. Возможно использование компьютерного варианта представления  заданий.

В  7 классе после  изучении темы «Сонатная форма» предлагаем ученикам утверждения, на которые надо ответить «Да», или  «Нет»:

1. Увертюра – это самостоятельное произведение для оркестра или вступление к опере, балету.

2. Увертюру к опере «Руслан и Людмила» сочинил Л. Бетховен.

3. Реприза – это первоначальный  показ главной и побочной тем.

4. Разработка – это развитие,  видоизменение,  взаимодействие, дробление тем.

5. Увертюра  к опере «Руслан и Людмила» построена на контрастном сопоставлении тем, которые не противоречат друг другу и не вступают в конфликт.

6. Сонатная форма состоит из экспозиции, разработки и коды.

7. Увертюру «Эгмонт» написал М. И. Глинка.

8.Кода – это завершающий раздел  сонатной формы.

9. В увертюре «Эгмонт» неконфликтное развитие тем.

10. Увертюры пишут в форме  сонатногоallegro.

Цифровой диктант выглядит как цепочка цифр 1001100101. Учащиеся могут проверить себя сами, либо осуществить взаимоконтроль в парах. Перевод баллов в оценку осуществляется по следующей схеме: за каждый правильный ответ-2 балла. Критерии оценивания:

«5» – 17 и более баллов

«4»–13 – 16баллов

«3»–8 – 12баллов 

Приём «Терминологический диктант». Учитель зачитывает, что обозначают слова-термины, а учащиеся записывают сами эти термины. Можно использовать упрощенный вариант: термины, которые будут в диктанте,  записываю  на доске в произвольном порядке. Учащиеся  должны их записать на своих листочках в нужном порядке. Количество терминов для диктанта от 5 до 10.

Приём «Найди пару». Для пятиклассников было предложено задание  на знание  средств  музыкальной выразительности (соединить стрелками музыкальный термин и его определение):

лад

скорость исполнения музыки

динамика

характерная окраска голоса

регистр

сила (громкость) звучания музыки

мелодия

часть звукоряда определенной высоты

тембр

основная мысль музыкального произведения

темп

организация звуков, влияющая на создания настроения в музыке

Приём «Заколдованное слово». Учитель дает описание музыкального слова, говоря о нем замысловато, причудливо, иносказательно. Задание для учащихся: «расколдовать» слово, определить, о каком понятии идет речь, и дать ему научное определение (из музыкального словаря).

Например, как подвести учащихся 6 класса к слову «Гармония»? Учитель: «Это слово появилось в Древней Греции. Оно женского рода. Я мечтаю, чтобы она была в природе, в  человеке, в искусстве. Противоположное понятие – хаос, беспорядок, несогласие». Учащиеся любят эту игру.  Они сами «заколдовывают» слова и играют в парах, группах.

На стадии рефлексии ученики с большим  интересом и желанием составляют синквейны. Приведем некоторые примеры синквейнов, составленные школьниками:

Моцарт Вольфганг Амадей.

Классик!

Светлый, солнечный.

Радуется, страдает, творит.

Это музыкальное чудо!

Гений!

Оркестр.

Оркестр.

Симфонический, камерный.

Выступает, играет, звучит.

В нем четыре  группы инструментов.

Коллектив!

Этюд № 12  А.Н. Скрябина

Движение.

Активное, стремительное.

Бушует, борется, побеждает,

Борьба помогает человеку сопротивляться

Жизнь!

Романс

Вокал.

Тихий, добрый.

Успокаивает, привлекает, учит.

Лекарство от душевной боли.

Сердце!

Песня.

Чувственный, выразительный.

Поможет, расскажет, взволнует.

Романс выражает чувства.

Трепет!

Чувство.

Трогательный, нежный.

Понимаем, исполняем, заслушиваемся.

Романс открывает душу.

Любовь!

Очень приятно, что нет ни одного одинакового  синквейна. Каждый школьник в меру своих способностей составляет свой синквейн. В классе царит творческая атмосфера, каждый ученик имеет право высказать свое мнение, не копируя мнение учителя или одноклассников. 

        Семиклассники с удовольствием составляют диаманту – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Правило написания диаманты:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки). Пример составления диаманты к слову «Музыка»:

Радость!

Классическая, современная.

Волнующая, будоражащая, пугающая.

Удовольствие, веселье, впечатление, эмоции.

Завораживающая, льющаяся, тоскующая.

Лёгкая, тяжёлая.

Печаль.

Таким образом, мы видим, что наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.  Каждому этапу урока присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМ – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее. У учащихся значительно повышается мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее происходит овладение новым понятиями, сложный материал становиться доступным. При совместной работе ученический коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение дружить.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Приёмы развитие критического мышления на уроках математики

Открытие начинается там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика                                ...