Проект " Песенное творчество в ДОУ"
проект по музыке

Новокрещенных Наталья Петровна

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной

творческой деятельности, рождающая художественные ценности.

Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное

поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им,

что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и

компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую

деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Российские педагоги-музыканты: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. называют

песенное творчество самым массовым и доступным видом исполнительства,

основным средством музыкального воспитания. Песня – ценное средство

нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и

литературного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesennoe_tvorchestvo_v_dou.docx27.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект: «Песенное творчество в ДОУ»

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Огонёк» Новокрещенных Н.П.

Цель:

- Поиск и реализация эффективных подходов к процессу формирования и

развития творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста.

- Привить интерес ребенка к песни и к песенному творчеству, способствовать

развитию творческих способностей ребенка.

Задачи:

-Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне: «ре» 1

октавы -- «до» 2 октавы;

- Стимулировать детей к звукоподражанию;

- Учить детей чисто произносить гласные и согласные звуки;

- Учить самостоятельно воспроизводить в песне усиление и ослабление

динамики;

-Упражнять детей в чистом интонировании звуков;

-Учить детей различать и эмоционально передавать в песнях различный характер,

выражать в песне чувства и настроение.

Программное содержание:

- Предлагается поэтапная серия творческих заданий, которые подобраны так,

чтобы перед детьми возникали все усложняющиеся задачи, требующие от детей

инициативы и творческих проявлений, проект состоит из перспективного плана

занятий и методических указаний к нему.

План проекта:

-Теоретическое обоснование проекта;

- Методические указания к плану;

- Перспективный план работы.

Тип проекта- долгосрочный.

Теоретическое обоснование проекта.

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной

творческой деятельности, рождающая художественные ценности.

Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное

поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им,

что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и

компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую

деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Российские педагоги-музыканты: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. называют

песенное творчество самым массовым и доступным видом исполнительства,

основным средством музыкального воспитания. Песня – ценное средство

нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и

литературного текста.

Фантазирование во время песни, быстрое варьирование – все это является в этом возрасте возможностями для организации творческой деятельности, воспитанию индивидуальной личности.

Сознание детей старшего дошкольного возраста еще не расчленено, и оно

способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних

качеств предмета на другие. Но постепенно, с возрастом эта способность

утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. И этот процесс безостановочно течет, как в домашних условиях, так и в детском саду. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, шаг в незнаемое и отступление от определенных норм.

Все музыкальные способности называют творческими. Однако музыкальные

способности – не значит творческие. Музыкально- сенсорные способности

(развитие разных видов слуха: звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового) являются предпосылками для развития музыкальности и создают основу для развития творческих способностей ребенка.

«Каждый ребенок талантлив!» - это утверждение означает, что задатки

творческих способностей есть у каждого ребенка. Конечно, они имеют разные количественные и качественные характеристики.

Понятие «творчество» и «креативность» относятся к перекрещивающимся

понятиям. Понятие «креативность» больше ориентировано на личность, понятие «творчество» - на деятельность и результат. Когда мы говорим о креативности, речь не идет о создании зримого, вещественного, материального продукта.

Методические указания по использованию перспективного плана.

1 этап: «Звукоподражание».

Зачатки первоначальных песенных проявлений надо искать в первоистоках

музыкальной темы – в мотивах, интонационных оборотах, имеющих тематически

выразительное значение. Эти мотивы, попевки подчас подражают реальному

звучанию окружающего мира (звук горна,пение кукушки, и т.д.), а также

передают интонации выразительной речи человека (ауканье переклички,

интонирование своих имен и т.д.).

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать

специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом

жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит

пчела. Детям исполняется песня, и предлагается придумать, в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания.

При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему.

Например,

В песне-образце «Пароход гудит» гудок парохода выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим

рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет

фортепианное вступление, затем поет песню акапельно и предлагает ребенку

закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода.

После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребѐнок вновь почувствовал заданную тональность.

Давать детям задания:

- петь, самостоятельно, находя то высокие интонации (поѐт маленькая кукушка,

мяукает котѐнок и т.д.), то более низкие (поѐт большая кукушка, мяукает кошка и

т. д.);

-импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна (тра-та-та);

- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и

попытаться воспроизводить их в пении;

- петь свои имена на твух-трѐх звуках, передавая разнообразные интонации;

- вести певческую перекличку, один ребѐнок поѐт: «Ау, где ты?», другой отвечает:

«Я здесь», следующая пара придумывает новые интонации;

- импровизировать мотив из двух-трѐх звуков на слоги «ля-ля», другой ребѐнок

придумывает свой мотив, дети соревнуются, кто больше придумает попевок.

2 этап: «Развитие интонации».

На этом этапе необходимо упражнять детей в чистом интонировании различных

интервалов, чисто произносить гласные и согласные звуки. Учить детей

самостоятельно различать в музыке усиление и ослабление динамики. Вначале

песня разучивается в сопровождении одной мелодии, а позднее с полным

аккомпанементом. Для развития у детей звуковысотного восприятия педагог

показывает рукой, какой звук выше, а какой ниже. Целесообразно перед

разучиванием песни использовать наглядно-иллюстрационный материал:

фланелеграф или магнитную доску с красочным изображением героев песни

(например,кукушки, дерева). Показать, как кукушка перелетает с ветки на ветку.

По мере освоения задания изображение дерева заменяется линейками нотного стана.

3 этап:«Развитие чувства лада»

Учить детей различать и передавать в песнях различный характер: нежный,

лирический, радостный, печальный и т. д. Следить за тем, чтобы дети правильно

брали дыхание, точно интонировали мелодию, а также четко произносили

гласные и согласные звуки. Перед разучиванием песни рекомендуется провести с

детьми беседу на тему текста песни, еѐ характера, настроения.

Для получения необходимого звучания голоса рекомендуется использовать

небольшие попевки, песни. Например, для разучивания песни: «Первый теплый день» Н.Макаровой, О. Ивановой, можно предложить для распевания песню «Кукушка» Е. Тиличеевой или песню «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера, А.Шибицкой.

4 этап:«Творческие проявления» (вопросно-ответная форма)

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один

спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идѐшь?» -«Домой!». В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?». И обращается внимание, какой был музыкальный ответ: «На лужайке танцевал». Но каждый раз можно ответить по- разному.

Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется

вступление, поѐтся мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребѐнок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

5 этап:«Сочинение мелодий контрастного характера»

Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может

быть весѐлой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве

иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: весѐлую песенку,

грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть весѐлую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льѐт, как из ведра, загрустила детвора».

Методика сочинения видоизменяется, так, как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано. Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки

И литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

После этого педагог поѐт и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепианное вступление, как бы настраивая ребѐнка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение,этим ребѐнокутверждаетсявнастроении образца, ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен.

Позднее – из трѐх текстов, сочиняя колыбельную, плясовую, или марш.

Помимо приведѐнных в плане произведений можно использовать другие, но они должны быть короткими, образными, а слова песни – удобными для вокализации.

Перспективный план.

План состоит из 5 этапов, 20 занятий. Занятия проводятся раз в неделю.

Предлагаемый репертуар, в зависимости от подготовки детей может меняться.

1 этап: «Звукоподражание».

Примерный репертуар

занятий

 «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымова.

«Кукушка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Труба», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.

«Пчела жужжит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Ганговой.

«Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Ганговой.

«Гуси-гусенята», муз. А. Александрова, сл. Г. Бойко.

«Веселая дудочка», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

2 этап: «Развитие интонации»

Примерный репертуар

занятий

«Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.

ноябрь

«Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

«Скачем по лестнице», муз. Е. Теличеевой, сл. М. Долинова.

«Эхо», муз. Е. Теличеевой, сл. Л. Дымовой.

«Конь», муз. Е. Теличеевой, сл. Н. Найденова.

«К нам гости пришли», муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.

3 этап: «Развитие чувства лада»

Примерный репертуар

занятий

«Листопад», муз. Т. Потапенко,, сл. Е. Авдиенко.

«Солнце улыбается», муз. Е. Теличеевой, сл. Л. Некрасовой.

«Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.

«Под Новый год», муз. Е. Зарицкой, сл. В. Шушилиной.

«Елочка», муз.и сл. Р. Козловского.

«Новогодний друг», муз.и сл. Е. Горбачевой.

«Колыбельная», муз. В. Красевой, сл. Н. Френкеля.

4 этап: «Творческие проявления» (вопросно-ответная форма)

Примерный репертуар

занятий

«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скрябковой, сл. А. Шибицкой.

«Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.

«Поезд», муз.и сл. Т. Бырченко, сл. М. Ивенси.

«Снежок», муз.и сл. Т. Бырченко.

«Первый теплый день», муз. Н. Макаровой, сл. О. Ивановой.

«До чего дошел прогресс»?», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

5 этап: «Сочинение мелодий контрастного характера».

Примерный репертуар

занятий

«Моя Россия», муз.и сл. С. Паради.

«Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

«Брянская улица» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.

«Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

«Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. .Ганчева.

«Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Ганчева.

Таким образом, разработана поэтапная серия творческих заданий, которые

подобраны так, чтобы перед детьми возникали всѐ усложняющиеся задачи, новые

ситуации, требующие от детей инициативы, творческих проявлений. Усложнение

идѐт от импровизации детьми простейших попевок, перекличек, к сочинению

простейших мелодий. При использовании составленного плана мы предлагаем

пользоваться вышеизложенными методами и приѐмами. Методические указания

составлены в соответствии с перспективным планом поэтапного развития

песенного творчества. В совокупности они дополняют друг друга и служат

средством развития креативных способностей ребѐнка 5-7 лет.

Литература:

 Гомонова Е.А. «Секреты музыкального воспитания дошкольников», -М.,

2016;

 Виноградов Л. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»-

изд. «Речь», 2009;

 Борухзон Л.Н. «Музыкальная импровизация»- СПб;2009;

 Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное

воспитание дошкольников» -М., 2004;

 СкопинцеваО.«Развитие музыкального творчества старших дошкольников»

-Волгоград, 2010;

 Юдин С.П. «Певец и голос.О методологии и педагогике пения»- СПб 2011;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....

"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"

13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Бланте...

Поэтапное формирование песенного творчества обучающихся на занятиях вокального ансамбля

Методическая разработка поэтапного формирования песенного творчества обучающихся младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Музыкальный салон. Песенное творчество бардов А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджавы

Знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни....

Проект «Географические объекты в русском песенном творчестве»

Авторы проекта: творческая группа педагогов и воспитанников ОДОДа ГБОУ гимназии № 513 Невского района г. Санкт - ПетербургаКросс-возрастная работа...