"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"
методическая разработка (музыка) по теме
13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Блантера" (в связи с юбилейными датами композиторов). Учащиеся более подробно узнали о жизни и творчестве замечательных мастеров, истории создания песен. Сами исполняли произведения этих композиторов.
Цель мероприятия:
1. Развить у детей и их родителей интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение песен военных и послевоенных лет.
2. Познакомить с историей создания песен.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, и людям старшего поколения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва – Седого, М.Блантера»
«Я люблю тебя, жизнь» (13 декабря 2012 года)
Отв. Кашинцева Н.М.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, преподаватели! Мы рады встрече с вами! Сегодня разговор мы поведём о песнях. И концерт наш называется «Я люблю тебя, жизнь» - это название одной из песен, о которых сегодня мы будем говорить.
У песни, как у человека, своя судьба, своя биография.
И если песня выразила душу народа, если она передала его надежды и чаяния, судьба у нее — счастливая, а биография — долгая. Такие песни люди узнают сразу, как узнают не просто знакомого, а дорогого сердцу человека в многоликой уличной толпе.
Им навсегда отданы наши сердца. Придут другие, новые напевы, но голос любимой песни всегда останется с нами. И сегодня мы узнаем о песенном творчестве композиторов: Эдуарда Колмановского, Матвея Блантера, Тихона Хренникова и Василия Соловьёва – Седого. Почему? А дело в том, что в этом году у этих композиторов Юбилейные даты.
Эдуард Савельевич Колмановский (1923-1994) - родился 9 января 1923 года в г.Могилёве. Учился в музыкальной школе, затем в муз.училище . А после – в Московской консерватории (класс фортепиано и композиции). Известность к нему пришла в 50-х годах 20 века.. Он работал в области театральной музыки. Им создана музыка к спектаклям («Дорога через Сокольники», «Голый король», «Признание в любви», «Тебе посвящается»). Музыка композитора звучит в постановках МХАТа им. Горького, Московского театра-студии «Современник», Центрального театра Советской Армии, Московского ТЮЗа. Э. Колмановским создана музыкальная комедия «Женский монастырь» (пьеса Вл. Дыховичного и М. Слободского), поставленная многими театрами страны, и музыкальная сказка для детей «Белоснежка и семь гномов» (либретто С. Богомазова) для Московского детского музыкального театра.
И все же наибольший успех выпадает на долю автора, когда он обращается к песне, считая ее главенствующим жанром в своем творчестве. И сейчас прозвучит:
1.Э.Колмановский «Я люблю тебя, жизнь» (Оркестр баянистов)- рук. Ерофеева Г.П.
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова,
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала...
Эти слова поэта Константина Ваншенкина знает каждый. И автор музыки песни «Я люблю тебя, жизнь» Э.Колмановский - широко известен, ведь песня обошла всю нашу страну и многие государства мира. Мы начали рассказ о его творчестве именно с нее не случайно — она наиболее ярко отражает то, что принято называть весомым результатом труда композитора. Это — песня-проводник, песня-помощница, не просто поднимающая настроение, а дающая людям силы в борьбе с жизненными испытаниями. Участник геологоразведочной экспедиции, сбившийся с пути в зимней чукотской тундре, рассказывал потом, что выстоять в схватке с разъяренной пургой ему помогла эта песня. Четверо советских солдат, оказавшихся на маленьком суденышке без пищи и воды в штормовом океане, повторяли слова этой песни, и она придавала им мужества. Космонавт «номер один» — Юрий Алексеевич Гагарин, устремляясь в просторы космоса, тоже пел эту песню.
Однажды, на одной из встреч с творческими работниками на Байкало-Амурской магистрали в поселке Звездном бригадир комсомольско-молодежной бригады Леонид Козаков сказал: Если бы композитор написал только одну песню „Я люблю тебя, жизнь", его многолетний творческий путь уже был бы оправдан полностью». А ведь Колмановским написаны еще десятки популярных произведений этого жанра...
Герои песен Э. Колмановского — люди высоких помыслов и дерзаний, верные в дружбе и в любви, человек труда, воин, юноша, стоящий у порога самостоятельной жизни... Диапазон тем, которые находятся в орбите внимания Колмановского, очень широк. Это и любовь к Родине, подвиг во имя ее счастья, честь и совесть, сыновний долг, красота материнской любви, доброта, душевная щедрость, преданность, верность — все эти человеческие ценности воплощаются в яркой, образной музыкальной речи. Без излишней патетики, без помпезности он ведет задушевный разговор с людьми, находя правдивые, доверительные, трогающие душу интонации. В этом смысле весьма примечательно высказывание поэта Евгения Евтушенко о творчестве композитора: «Колмановский — композитор высокой профессиональной культуры. Но глубоко заблуждаются те, которые думают, что этот профессионализм состоит лишь в отношении к самой музыке,— он состоит и в отношении к словам песен, и в отношении к жизни». В этом — ключ, разгадка многих его творческих успехов.
Песней-обращением к военным годам, песней-напоминанием можно назвать «Алешу» (на стихи К. Ваншенкина). Поэт и композитор были в болгарском городе Пловдиве. Их поразил памятник советскому воину-освободителю, установленный на высокой горе. Поразило трогательное отношение к подвигу солдата. И он не остался безымянным: кто-то из болгар дал ему имя «Алеша». Так и осталось оно единственным для тысяч людей, несущих к подножию памятника цветы и воспоминания о близких, погибших в В.О. войну.
«Немало под тяжкою ношей, Под тяжкою ношей, Немало под тяжкою ношей Легло безымянных парней. Но то, что вот этот — Алеша, Алеша, Алеша,
Но то, что вот этот — Алеша,— Известно Болгарии всей...
Каждый новый день болгарского города Пловдива начинается позывными — мелодией песни «Алеша». А сама она стала одной из самых любимых песен болгарских друзей, да и многих наших соотечественников.
2.Э. Колмановский «Алёша» - исполняет Ардеев Максим.
Лучшие песни о школе из советских фильмов, преисполненные грусти и радости, больших надежд и ностальгии, а еще - воспоминаний о первой школьной любви. Одной из таких песен является песня «Чёрное и белое» из к/ф «Большая перемена» , написанная в 1972 году на слова Михаила Танича и музыку Э. Колмановского.
3.Э. Колмановский «Чёрное и белое» - исполняет Шемелайтис Света .
Кто ошибется,
Кто угадает?
Разное счастье
Нам выпадает.
Часто простое
Кажется вздорным.
Черное – белым,
Белое – черным.
Мы выбираем,
Нас выбирают.
Как это часто
Не совпадает!
Я за тобою
Следую тенью,
Я привыкаю
К несовпаденью…
Заслуги Колмановского отмечены званиями: Заслуженный деятель искусства России, Народный артист СССР и Государственной премией. Колмановский скончался 27 июля 1994 года. А в 2003 году на « Площади звёзд» в Москве ему установлен памятный знак.
Тихон Николаевич Хренников (1913 – 2007) - композитор, Профессор, общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
Родился 10 июня 1913 г. в городе Елец Липецкой области. Его дед торговал лошадьми на ярмарках, а отец был приказчиком. Тихон был младшим, десятым, ребенком. В доме постоянно звучали различные мелодии и творчеству придавалось большое значение. На гитаре или мандолине могли играть все члены семьи, сам Хренников играл в детстве в оркестре и пел в хоре, а позже научился игре на рояле. Первую симфонию композитор написал уже в 22 года, и многие дирижеры с мировым именем с удовольствием ее исполняли.
Хренников получил блестящее образование: в 1932 г. он закончил Музыкальное училище им. Гнесиных, а в 1936 г. - Московскую государственную консерваторию, где позже сам начал преподавать. Тихон Хренников - автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, инструментальных концертов, хоровых циклов, музыки к спектаклям и кинофильмам, и конечно же песен. И сейчас прозвучит :
4. «Речная песенка» из к/ф «Верные друзья» - исп. Канюков Кирилл и Канюков Слава,
Рассохин Кирилл и преп. Кашинцева Н.М.
cл. М.Матусовский муз. Т.Хренников
Мы вам расскажем,
Как мы засели,
Как мы однажды
Сели на мель.
Плыли, плыли -
Вдруг остановка.
Скажем прямо -
Очень неловко!
Хуже на свете
Нет положенья,
Чем человеку
Сесть без движенья.
Ох, ты, ух, ты -
Скучно и сыро.
Ох, ты, ух, ты -
Ждать нам буксира.
С этого места,
Как говорится,
Вверх не подняться,
Вниз не спуститься.
Ох, ты, ух, ты -
Некуда братцы.
Ох, ты, ух, ты -
С мели податься.
Чайки над нами
Весело вьются,
Рыбы над нами
Громко смеются.
Ха-ха, ха-ха!
Плещется речка.
Ха-ха, ха-ха!
Ну и местечко.
Если придется
Плыть вам по свету,
Не забывайте
Песенку эту:
В каждом деле,
Двигаясь к цели.
Надо всюду
Помнить про мели!
Музыка Хренникова жизнерадостна, полна светлых, бодрых настроений, согрета искренней сердечностью и мягким юмором. Простота и свежесть роднят ее с народнопесенным творчеством. Органичное сочетание черт нового с заветами мастеров прошлого определило продолжительный успех лучших произведений композитора. А сейчас прозвучит :
5. «Что так сердце растревожено» из к/ф «Верные друзья» на сл.Матусовского – Исп. Абубекиров Руслан
Что так сердце, что так сердце
Растревожено?
Словно ветром тронуло струну…
О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну…
6. «Лодочка» на сл. М.Матусовского из к/ф «Верные друзья» – исп. Семяшкин Богдан
Лодочка
Музыка Т. Хренникова
Березы подмосковные
Шумели вдалеке.
Плыла-качалась лодочка
По Яузе-реке.
Мы плыли по течению
Сторонкою родной,
И вместе тесно не было
Нам в лодочке одной…
7. «Колыбельная Светланы» - исп. Дуэт Абесадзе Юля и Поздеева Лена
Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада»
Фильм поставлен по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно».
Во многом популярности пьесе и фильму добавила великолепная музыка, сочиненная Тихоном Николаевичем Хренниковым специально для пьесы - самая известная это "Колыбельная Светланы". В фильме ее поет Лариса Голубкина ,также известно ,что ее исполняли в разное время Алла Пугачева и многие другие певицы.
Лунные поляны, ночь, как день, светла,
Спи, моя Светлана, спи, как я спала.
В уголок подушки носиком уткнись,
Звёзды, как веснушки, мирно светят вниз…
Тихон Хренников признан не только в России, но и в мире. Он получил медаль Моцарта - высшую награду ЮНЕСКО. Имеет награды многих зарубежных стран. Командор Ордена литературы и искусств Франции.
Выдающийся композитор Тихон Хренников скончался 14 августа 2007 года в Москве. Композитор похоронен на родине в городе Елец Липецкой области.
Возможно, залогом успеха произведений Тихона Хренникова стало то, что он всегда стремился запечатлеть актуальные стороны жизни, волнующие общество. О своем творчестве композитор говорил так: "Очень важно запечатлеть свежие звуковые приметы нашего удивительного времени, подметить и передать в звуках то новое, что рождается в жизни нашего народа. Тогда музыка не будет мертворожденной!"
Василий Павлович Соловьёв – Седой – советский композитор.
(1907 -1979)
Родился в апреле 1907 года в Петербурге, и детство его прошло на Старо-Невском проспекте, где отец, витебский крестьянин, получил место дворника. «Аптека с позолоченным двуглавым орлом над вывеской, небольшой кинотеатрик с громким названием «Слон», похоронное бюро, мастерская, где изготовляли вывески»,— так описывают дом, в котором прошло детство композитора. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца и отец ласково называл его седеньким, седым. Дворовым мальчишкам кличка "Седой" понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть. Во дворе помещалась типография, и мальчик часто слышал песни, которые пели работницы. Отец хорошо играл на трехрядной гармонике, мать, выросшая в деревне на Псковщине, знала много крестьянских песен. Способному к музыке мальчику отец купил балалайку, а потом была гитара, а потом — пианино в кинотеатре «Слон»...
А после революции — трудовая школа, молодежный клуб, самодеятельность и импровизации, импровизации, импровизации... Когда двадцатидвухлетний юноша пришел поступать на композиторское отделение музыкального техникума, он не смог представить приемной комиссии ни одного своего сочинения — он мог только сыграть их, записывать ноты он не умел.
Но уже через два года Соловьева взял в консерваторский класс крупнейший ленинградский композитор-педагог Петр Борисович Рязанов, учениками которого были впоследствии Г. Свиридов, Н. Богословский и другие композиторы.
Настоящая слава композитора-песенника пришла к нему в годы Великой Отечественной войны, когда песни Соловьева-Седого (особенно много он писал с поэтом Алексеем Фатьяновым) получили всенародную известность. Соловьёв-Седой объехал весь фронт, его музыка, его песни вдохновляли солдат, вместе с его песнями они шли в бой за свою Родину. В 1943 году он был отмечен Государственной премией за песни «Вечер на рейде», «Играй, мой баян» и «Песня мщения». Также им написаны - «Вася Крючкин», «На солнечной поляночке», «Соловьи» и много других песен, а в 1945 году — награжден орденом Красной Звезды.
Соловьёв-Седой является автором музыки более чем в пятидесяти фильмах.
Ребята, а часто ли вы смотрите фильмы о Великой Отечественной войне?
8. «Баллада о солдате» из к/ф «В трудный час» - исп. Шевелёв Андрей и
преп. Козионова Т.Л.
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму написал композитор В. П. Соловьев-Седой. Им же вместе с поэтом М. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Полем, вдоль берега крутого.
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!
Оживает история славная,
Все что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить нашу Родину!
На земле, на морях, в поднебесье ли
Песня – верный соратник Победы.
Так давайте же вспомним те песни мы,
Шли с которыми в бой наши деды!
9. «Вечер на рейде» - исп. Козионова Т.Л.
В августе 1941г. вместе с группой композиторов Василий Павлович Соловьёв-Седой работал на погрузке в Ленинградском порту. Вечер был чудесный, невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились звуки баяна и тихая песня. В этот момент и возникла у композитора мысль написать песню об этом тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход. Композитор сам придумал начало припева – «Прощай, любимый город!» - и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде». Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев: Прощай, любимый город! Уходим завтра в море.
И ранней порой, мелькнёт за кормой,
Знакомый платок голубой.
10. «В путь» - исп. Ударно-шумовой оркестр – рук. Козионова Т.Л.
В 1955 году на экраны страны была выпущена картина “Максим Перепелица” — незатейливая история о том, как легкомысленный и беспечный паренек, роль которого прекрасно сыграл Леонид Быков, становится дисциплинированным и сознательным солдатом. Фильм был веселый, в нем было много музыки, а лейтмотивом через всю картину проходила песня с призывным и броским рефреном:
Солдаты, в путь, в путь, в путь…
Песня эта скоро стала очень популярной. «В ней были полностью соблюдены признаки армейского походного марша: ровность и четкость поступи, настроение решительности и удали, — пишет о ней ленинградский музыковед А. Н. Сохор. — И в то же время была в ней и задумчивость, и лирическое чувство… оригинальные ритмические «вольности», и чисто русская мягкая напевность, которая придала песне особое обаяние. Недаром ее так полюбили в армии: она не только помогала «печатать шаг», но и многое говорила солдатскому сердцу». Песня не только запелась как солдатская походная и была включена в репертуар Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, но и вплелась в маршевую сюиту, сопровождавшую в дни праздников парадное прохождение войск по Красной площади в Москве.
Путь далек у нас с тобою,
Веселей, солдат, гляди!
Вьется, вьется знамя полковое,
Командиры — впереди.
Припев:
Солдаты, в путь, в путь, в путь…
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай, труба зовет.
Солдаты, в поход!
11. «Подмосковные вечера» - исп. Филиппов Саша
Интересно, что думает о лирической песне сам композитор: «Не упрекните меня в пристрастии,— пишет он в праздничном номере «Литературной газеты» 7 ноября 1977 года,— но я всегда считал и считаю, что песня — одна из самых сложных музыкальных форм. Даже в лирической песне композитор и поэт остаются ораторами. ЧТО, о ЧЕМ и КАК говорят они — крайне важно...»
«Подмосковные вечера» были написаны для документального фильма «В дни спартакиады», который появился на экранах кинотеатров в 1956 году. Потом песню исполнил по радио актер МХАТа, популярный певец, заслуженный артист РСФСР Владимир Трошин, и музыкальную редакцию засыпали письмами с просьбой её повторить.
«Подмосковные вечера»… Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера и т.д.
Вот что сказал Дмитрий Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров»: «Это песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому... Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства».
«Подмосковные вечера», конечно, самая популярная песня композитора В. Соловьева-Седого. Ее музыку слышат ежедневно не миллионы, а миллиарды людей планеты — она звучит позывными «Маяка» ровно 48 раз в сутки, каждые полчаса. Какая другая песня в мире может соперничать в известности с нашими любимыми «Подмосковными вечерами»!
Не слышны в саду даже шорохи
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
12. «На солнечной поляночке» - исп. Безумова Алина,
аккомпанируют Геймбух Володя и преп. Кашинцева Н.М.
Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. « Не думал я тогда, не гадал,-пишет Соловьёв-Седой,- что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь...
13. «Где же вы теперь, друзья – однополчане?» - исп. Геймбух В.
Ребята, мы должны помнить и знать нашу историю.. За то, что мы сейчас с вами вместе радуемся, смеёмся, живём, мы обязаны нашим дедам, прабабушкам и прадедушкам, которые в жестоких боях отстояли нашу Родину.
Трудно представить себе нашу духовную жизнь без его песенного творчества. Песни Василия Павловича Соловьева-Седого всегда вместе с народом. Вместе с нами они созидают, борются, любят. Они утверждают высокую нравственную красоту человека, воспитывают в нем гордость за свою Отчизну, народ, свою многовековую историю, укрепляют любовь к русскому музыкальному искусству.
В.П.Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года в С.-Петербурге.
Матвей Исаакович Блантер (1903 – 1990)
Матвей Исаакович Блантер – один из основоположников советской песни - родился 10 февраля 1903 г. в г. Почеп (ныне Брянская область). В юные годы обучался по классам фортепиано и скрипки в Курском музыкальном училище. Из воспоминаний самого Матвея Блантера, - «Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль.
Мама покровительствовала моей увлеченности музыкой, пригласила для меня учительницу. Когда в начале войны четырнадцатого года в Курск эвакуировалось из Риги музыкальное училище, я был принят туда на фортепианное отделение. Занимался успешно, но понял вскоре, что пианиста из меня не получится. К тому времени у меня оказались достаточно широкие представления о музыке. В Курске часто гастролировали известные музыканты, я не пропускал ни одного концерта, а вместо платы за билеты переворачивал ноты аккомпаниаторам. Весной 1917 года приехал в Москву, чтобы учиться в консерватории, но по совету друзей выбрал училище филармонического общества, класс скрипки знаменитого А. Я. Могилевского. Но и на этот раз решил, что скрипачом мне не стать. А тут еще на уроке теории и сольфеджио, посмотрев мой четырехголосный хорал, профессор Н. С. Потоловский спросил меня, четырнадцатилетнего юнца, не пробовал ли я сочинять? Вопрос этот я запомнил и позволил себе роскошь подумать о сочинительстве. Шла гражданская война, было голодно, за паек я начал работать концертмейстером в клубе воинской части и получил полный простор для импровизации».
Им написаны три оперетты. Музыка Блантера и по сей день украшает немало репертуарных пьес лучших драматургов. Но все же — песня... Ей отдал Блантер весь жар своей души.
Более 30 лет Блантер участвовал в шефских поездках по частям Советской Армии — до войны, во время войны и после войны.. Такие поездки обогащают незабываемыми впечатлениями, вдохновляют на создание новых песен. Так появились на свет «Песня о Щорсе» и «Партизан Железняк», «До свиданья, города и хаты» и «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Летят перелетные птицы», «Моя любимая», «Песня военных корреспондентов», легендарная «Катюша» и др. Более 200 песен написано этим замечательным композитором.
14. «Песня о Щорсе» - исп. Бородкин Вася и Геймбух Вова
Ребята! А кто такой Щорс? … Это один из выдающихся военачальников времён гражданской войны.
Время создания песни — 1936 год. Поэт – Михаил Голодный. Музыка, сочиненная Блантером, удивительно совпала по настроению с образной тканью стихов, благодаря ей песня обрела крылья, ее всюду запели.
Шел отряд по берегу, шел издалека,
Шел под красным знаменем командир полка.
Голова обвязана, кровь на рукаве,
След кровавый стелется по сырой траве.
Блантер тепло отзывался о соавторах - поэтах: «Убежден, если есть у меня песенные удачи, то я обязан разделить их с поэтами, с которыми вместе работал.
Мне очень повезло! Иосиф Уткин и Михаил Голодный, Михаил Исаковский и Илья Сельвинский, Михаил Светлов и Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач и Алексей Фатьянов. Какая блистательная плеяда!»
15. «Моя любимая» - исп. Шевелев Андрей и преп. Козионова Т.Л.
Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер и поэт Евгений Долматовский участвовали в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен («Казаки-казаченьки», «Марш 52-й дивизии» и другие) и тогда же начали работать над песней, впоследствии получившей название «Моя любимая».
Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.
- Мне кажется, что напиши я «Мою любимую» после 22 июня, она была бы гораздо суровее, может быть, даже мрачнее, - говорит Е. Долматовский. - В ней есть что-то от легких дней. Впрочем, не исключено, что запели ее как раз потому, что она мирная и несколько элегически ворошит дорогие людям воспоминания.
С этим нельзя не согласиться. Немало песен, написанных в дни мира, с особой силой
прозвучали в дни войны. Они как бы надели солдатские шинели и ушли на фронт, чтобы вместе с бойцами сражаться с фашистскими полчищами. Именно так было с «Моей любимой», ставшей одной из известных песен Великой Отечественной войны.
Песня эта была очень близка фронтовикам, отвечала их сокровенным думам, подчас воспринималась как письмо к родным и близким. Недаром многие бойцы бережно хранили переписанные от руки ее слова:
В кармане маленьком моем
Есть карточка твоя.
Так, значит, мы всегда вдвоем,
Моя любимая.
16. «Летят перелётные птицы» - исп. Команяк Саша
Песня написана в 1948 году. Главная тема – любовь к Родине.
Песни Блантера неизменно волнуют, потому что они написаны не только для всех, но и для каждого. Когда слушаешь их, то поражаешься образности языка композитора, словно бы видишь то, о чем он пишет. И эта черта несомненно роднит творчество Блантера с традицией русской народной песни: в ней всегда заключен четкий мелодический и зрительный образ.
Эти особенности характеризуют творчество композитора и в послевоенные годы. Оно остается таким же лиричным, таким же светлым и молодым по духу, таким же современным, как многие годы назад.
Слова М. Исаковского Музыка М. Блантера
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна.
Не нужен мне берег турецкий
И Африка мне ка нужна.
17. «Песня военных корреспондентов» - исп. Чипсанова Карина и преп. Курилас И.А.
Мы знаем нашу историю во многом благодаря кому? Конечно, большую роль в истории играют журналисты, корреспонденты. И во время войны они тоже находились на передовой, писали свои репортажи под вражескими пулями. И Константин Симонов посвятил им стихи, на которые М.Блантер написал музыку в 1943 году.
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли,
С "лейкой" и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Стихотворение написано по пути с одного фронта на другой - из освобожденного Краснодара в еще не освобожденный Ростов-на-Дону.
18. «В городском саду играет духовой оркестр» - исп. Вишнякова Оля
Песня написана в 1947 году.
слова А. Фатьянова, музыка М. Блантера
В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнет липа
Иль роса блестит,
От тебя, такой красивой,
Глаз не отвести.
Припев:
Прошел чуть не полмира я —
С такой, как ты, не встретился
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.
19. «Лучше нету того цвету» - исп. Геймбух Володя
Слова М. Исаковского Музыка М. Блантера
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милый мой придет.
Как увижу, как услышу -
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит…
Песня написана в мае 1944 года.
Прекрасный методический материал, идеал человека в русской культуре, оптимизм, надежда, романтика, позитивный образ, национальная лирика.
20. «Катюша» - исп. Ударно-шумовой оркестр – рук. Козионова Т.Л.
Слова М.Исаковского Музыка М.Блантера
Интересные сведения о «Катюше». Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша". Стихотворение "Катюша" было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.
В "Катюше" оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.
В конце 1941 года, когда решалась судьба битвы за Москву, и на фронте появилось новое оружие – многоствольные реактивные минометы, которые любовно стали называть "Катюшами".
В селе «Всходы», Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
* В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». Эта песня любима во многих странах мира.
Исполняем все вместе.
Матвей Исаакович Блантер скончался 24 сентября 1990 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Матвей Блантер говорил: «Я прожил большую жизнь, помню гражданскую войну, участвовал в Великой Отечественной войне. Дошел до Берлина. И могу сказать только одно: что мы всегда стремились к тому, чтобы над нами было ясное и чистое небо, чтобы ничто не омрачало наш созидательный труд».
На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы романсов и песен русских композиторов
Данная презентация используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они узнают причину и...
"Образы песен зарубежных композиторов"
Раскрыть форму и содержание произведений Франца Шуберта....
Образы романсов и песен русских композиторов
Презентация о романсах и песнях знаминитых композиторов...
6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романсаЗадачи урока: Образовательные: расширить знания о понятии «роман...
Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит,...
Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс
Презентация позволяет расширить представления учащихся по изучаемой теме.......
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....