Фантастические образы Эдварда Грига
методическая разработка по музыке

Методическая разработка для слушания музыки в подготовительной группе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фантастические образы Эдварда Грига

МР: Сегодня у нас необычное занятие. И начать его я хочу вот такими словами: “Жили-были…”, или: “В некотором царстве, в некотором государстве…”.

 - Куда можно попасть после произнесения этих слов?

Ответы детей

МР: “После этих слов можно попасть в сказку”. А кто придумывает сказки?

Ответы детей

МР: С помощью чего разговаривает с нами сказка?

Ответы детей

МР: Сказку рассказывают словами сказочники. Мы попадём сегодня в сказочную страну гномов. Знаете ли вы, кто такие гномы?

Ответы детей

Слайд 2 - гном

МР: Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.

Слайд 3 - гномы

Несмотря на малый рост, гномы наделены огромной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

Разучивание ритмического упражнения «Гном»

Кто живет под потолком?

Гном, гном!

У него есть борода?

Да, да!

И манишка, и жилет?

Нет, нет!

Кто с ним утром кофе пьет?

Кот, кот!

И давно он там живет?

Год, год!

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Мышь, мышь!

Ну а как его зовут?

Скрут! Скрут!

Он капризничает да?

Ни – ког – да!

 Писатель и художник нам рассказывают о сказочных гномах, но каждый по-своему: писатель с помощью слов, а художник с помощью красочных пятен, линий.  Но есть сказки, в которых нет ни одного слова, и ведёт рассказ не сказочник с помощью слов, а сказку рассказывает музыка с помощью музыкальных звуков.

Сейчас мы послушаем такую фантастическую историю. Называется она «Шествие гномов»

Слайд 4 - шествие

 Слайд 5 –портрет Грига

Написал эту фантастическую музыку композитор Эдвард Григ, портрет которого вы видите на экране.

Слайд 6-7

Родился и жил он в Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор.  В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны. 

Слайд 5 – мифические существа

Норвежцы испокон веков считали, что их леса и горы населяют гномы, тролли, кобальты и эльфы и люди придумывали о них разные истории.

Если гномы маленькие и, как правило, добрые, то тролли – огромные великаны, злые и коварные. Кобальты тоже агрессивны и злы. А вот эльфы – милые духи природы.

 Давайте мы ещё раз прослушаем пьесу и подумайте, почему композитор Григ назвал свою пьесу именно шествием?

Повторное слушание пьесы и ответы детей

МР: Характер шествия создаётся маршевым ритмом, только музыка будто написана для маленьких ножек.

Музыка меняет своё звучание: начальный и заключительный разделы звучат более громко и отрывисто, немного устрашающе, кажется, что гномы идут на работу в глубь самоцветной горы, а средний раздел совсем не похож на крайние части.  

Слайд 8 - пещера

Можно представить, что гномы любуются своими подземными богатствами, как будто замерли в восхищении перед своими сокровищами. Вот в музыке изображаются сотни драгоценностей-музыка начинает искриться, сверкать, переливаться и мерцать.

Меняется в пьесе и громкость звучания. Сначала музыка звучит тихо, приглушенно, как бы издалека; затем ее звучание усиливается, гномы подошли совсем близко мы можем разглядеть их лица

Слайд 9

МР: Ребята, а ведь у нас есть уже гномики! И их тоже семь!

Они не простые, а музыкальные гномики, а называют их нотами.

Давайте их споём.

Слайд 10 – нотный стан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. И. Чайковский

«Баба Яга»

 Слайд 1 - титульный

МР: сегодня мы с вами будем говорить об одном сказочном   герое. Послушайте про него загадку.

Нос крючком,

Волосы торчком.

На метле летает,

След заметает.

Правильно, это Баба Яга. Она встречается во многих русских сказках.

Слайд 2 - портрет

Известный русский композитор П. И. Чайковский написал про бабу Ягу музыкальную пьесу и включил её в «Детский альбом».

Давайте послушаем с вами пьесу «Баба Яга».

 Звучит фонограмма пьесы «Баба Яга» П. И. Чайковского  

Какая у композитора получилась Баба Яга? Как вы думаете, что может делать Баба - Яга под такую музыку?

Ответы детей

МР: Пьеса исполняется очень быстро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба Яга идет, прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Баба Яга что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полёт бабы Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.

Слайд 3 – избушка

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

МР: Давайте про бабушку Ягу расскажем стихотворение, а наши пальчики нам помогут.

Пальчиковая гимнастика «Баба Яга»

В тёмной чаще           сжимают и разжимают пальцы в замке

есть избушка,             складывают руки домиком

Стоит задом на перёд. поворачивают кисти рук тыльной стороной

В этой маленькой избушке складывают руки домиком

Бабушка Яга живёт

Нос такой кривой         дразнятся

Глаз такой косой          

Костяная нога               постукивают кулаком о кулак

Здравствуй, Бабушка Яга! Разводят руки в стороны

МР: Послушаем пьесу ещё раз.

Повторное слушание

Слайд 4

 МР: Многие художники изображали Бабу Ягу по-своему. Скажите, такую Бабу Ягу нарисовал музыкой Пётр Ильич?

Ответы детей

МР: Конечно нет. Здесь изображена совсем не злая, скорее, забавная Бабка Ёжка.

Слайд 5

МР: Посмотрите теперь на снимок и попробуйте найти Бабу Ягу, которая похожа на нашу музыку.

Работа с интерактивным плакатом

Слайд 6

МР: Да, композитор Чайковский рассказал нам о злой, сердитой и коварной Бабке Яге.  Летит она на метле недобрые дела творить.

Слайд 7

МР: Баба Яга улетела. Смотрите, метёлку потеряла свою. А давайте с ней поиграем. Игра называется «Покажи, метла».

Метла кладётся в центр хоровода, дети идут вокруг нее, проговаривая слова:

Покажи, метла,

Где Баба Яга,

И где у старушки

Друг или подружка!

Тот, кто остановится около прутьев и черенка метлы, выходит в середину и в паре начинают танцевать под р.н.м.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвящённый Эдварду Григу

Музыкальный-литературный вечер-концерт, посвящённый Эдварду Григу "Корзина с еловыми шишками"...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....

Т.И.Бурцева.Обучающее видео для занятий. "Эдвард Григ.Утро".

"Эдвард Григ. Утро". Составитель ролика - Бурцева Татьяна Ивановна. Фотограф - Варовин Иван Андреевич.Ролик можно использовать на уроках музыки, внеклассных музыкальных мероприятиях, на занятиях музык...

Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"

Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига....

лекция-концерт "Волшебник из страны фьордов» (Эдвард Григ)

беседа, посвященная жизни и творчеству норвежского композитора Э. Грига....

Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"

Тип урока -  сообщение новых знаний .Знакомство с норвежским композитором Эдвардом Григом....