Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме
Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_norvegiidokument_microsoft_word.doc | 35 КБ |
prezentaciya_obrazy_norvegii_v_tvorchestve_edvarda_grigapowerpoint.ppt | 2.03 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига.
Цель занятия: Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.
Задачи: 1Закрепить понятие музыкальный образ.
2 Развитие практических музыкальных навыков: слуховых, аналитических, исполнительских.
3 Формирование мыслительных операций - анализ и синтез.
Ход занятия.
На прошлом занятии мы познакомились с биографией замечательного норвежского композитора Эдварда Грига
Слайд Портрет.
Учащиеся вспоминают факты биографии.
Григ - первый классик норвежской музыки, поставивший музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.
Григ завоевал международное признание, однако предпочёл жить в родной стране, в деревенской глуши, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских музыкантов. Грига вдохновляла красота его страны: «Я искал выражения каких-то лучших сторон моего «я» и это лучшее заключалось в любви к родине и понимании величественной и грустной природы Норвегии»- писал Григ.
Сегодня и мы с вами познакомимся с этой страной.
Норвегия- северная страна, находится на Скандинавском полуострове.
Страна долгое время была в подчинении у Дании (14-18в), затем у Швеции (19в), и была скована в своём развитии, как в экономическом, так и в культурном.
Только в середине 19 века начинается период подъёма экономики, роста национального самосознания и расцвета норвежской культуры. Была составлена грамматика норвежского языка и преподавание в школах стали вести на родном языке. Огромных успехов достигает норвежская литература, живопись, музыка.
Слайды Виды Норвегии.
Природа Норвегии суровая и очень красивая. Море с узкими заливами-фьордами, скалистые горы, покрытые лесами. Григ часто уходил в горы, слушал пение птиц, наигрыши пастухов и затем картины природы оживали в его музыке.
Наиграть мелодию «Утро» (дети вспоминают название).
Слушание в исполнении оркестра и разбор. Определить музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Определить солирующие инструменты.
Вся пьеса построена на развитии одной темы (вариационное развитие), напоминающей пастуший наигрыш. Перекличка флейты и гобоя подражает народным инструментам – свирели и рожку. Восход солнца – гимн пробуждающейся природе, в конце соло валторн – звучание охотничьих рогов, лёгкие трели флейты – птичьи голоса.
Наиболее ярко дарование Грига проявилось в камерных вокальных и инструментальных сочинениях. Григ писал песни и романсы на стихи скандинавских поэтов (Г. Ибсена, Б.Бьёрнсона, А.Мунка, Х.К.Андерсена и др.)
Стихотворение А. Мунка «Заход солнца».
Выразительно прочитать текст, разобрать незнакомые слова. Предложить детям создать музыкальный образ и выбрать средства музыкальной выразительности.
Слайд Закат
Цитата Н.А.Римского - Корсакова: «Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка непосредственно создаёт настроение и по нему надобно воссоздать мысль и образ».
«Заход солнца» звучит в исполнении ученицы 7кл. Жени Пирко.
После исполнения дети сравнивают муз. образы и анализируют.
«Утро» и «Заход солнца» произведения программные. Музыкальный образ определён самим композитором.
Сейчас мы будем слушать музыку Грига и попытаемся по настроению воссоздать музыкальный образ. Сколько настроений? Сколько музыкальных образов? Определить форму.
Звучит пьеса Грига «Минувшие дни» в исполнении ученика 11 класса Житенёва Андрея.
Учащиеся определяют, что в пьесе 2 образа. Форма трёхчастная.
1образ лирический, минорный лад, кантиленная мелодия, медленный темп.
Элегия-стихотворение с характером задумчивой грусти.
Элегическое настроение.
2образ танцевальный. Мажор, быстрый темп, пунктирный ритм, неожиданные акценты.
К какой музыке относится этот танец: к концертной (для слушания), он утончённый, изысканный? Или он прост, напоминает народную музыку?
В аккомпанементе часто используется интервал квинты, который напоминает звучание волынки. Эта музыка напоминает народный танец.
2 наиболее распространённых народных танца в Норвегии халлинг и спрингданс. Оба танца быстрые и энергичные, но халлинг в размере 2/4, а спрингданс 3/4. Дети определяют, что это спрингданс.
Слайд Норвежский танец.
Григ назвал эту пьесу «Минувшие дни».
Что значит для человека минувшие дни? Прошедшие дни.
Григ написал эту музыку в последние годы жизни.
Дни юности – обычно самое счастливое время в жизни человека, он полон сил, радуется жизни. Воспоминания о минувших днях связаны у Грига с воспоминаниями о родине и популярнейший спрингданс является здесь символом Норвегии.
Почему же так печальны крайние части? Невозможно вернуть счастливые дни юности.
Последний период жизни Григ жил в горах в загородном доме.(Слайд)
Чтобы ничего не мешало творчеству, на берегу фьорда была построена небольшая избушка, всего одна комната, в которой стояло пианино и несколько стульев. (Слайд)
Место это Григ назвал Тролльхауген (Холм троллей). Кто такие тролли? Каких ещё сказочных персонажей вы знаете? (гномы, кобольды, эльфы, сильфиды)
Слайды.
В детстве маленький Эдвард слушал сказки и легенды от матери, был знаком с известным писателем - сказочником Х.К. Андерсеном. Любил и собирал народные сказания на протяжении всей своей жизни.
В своей музыке композитор ярко воплотил сказочно-фантастические образы.
Слушание и разбор пьесы «Шествие гномов».
2 музыкальных образа. Трёхчастная форма.
Создавая музыкальные образы, Григ обращался к природе, к жизни народа, его музыкально-поэтическому творчеству - это признак какого стиля в искусстве? Романтизма.
Композитор писал: «Я записывал народную музыку моей родной страны. По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком…, но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».
С какими образами Норвегии мы познакомились, слушая музыку Грига?
Образы природы («Утро», «Заход солнца»)
Образ норвежского танца. Реальные черты жизни (быта) («Минувшие дни»)
Сказочно- фантастические образы ( «Шествие гномов»).
Эдвард Григ был горячим патриотом, певцом своей страны, ему хотелось, чтобы весь мир узнал о Норвегии. Он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер, посвящённый Эдварду Григу
Музыкальный-литературный вечер-концерт, посвящённый Эдварду Григу "Корзина с еловыми шишками"...
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"
Тип урока - сообщение новых знаний .Знакомство с норвежским композитором Эдвардом Григом....
"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"
Конспект занятия в 4 классе по музыке...
Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига
Презентация к уроку по музыке для 4 класса по программе В. В. Алеева....
Презентация " Уникальные факты из жизни и творчества Эдварда Грига"
В презентации представлены уникальные материалы из жизни и творчества композитора: детство и особенности воспитания маленького композитора, знакомство со знаменитыми людьми, такими как П.И. Чайковский...
План-конспект урока музыки в 5 классе : « Эдвард Григ- певец норвежского народа»
Урок посвящен творчеству норвежского композитора 19 века Э. Григу. В ходе урока учащиеся знакомятся с его произведениями "Утро", норвежским танцем"Халлинг", прово...