Лермонтов и музыка.
классный час по музыке
Музыка была спутницей М.Ю. Лермонтова от первых дней до конца его жизни. Самые ранние музыкальные впечатления будущего поэта связаны с порой «младенческих ночей» - «то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие» - писал Лермонтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_i_muzyka.docx | 583.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств г .Зеи
Лермонтов и музыка
Творческая встреча с учащимися старших классов общеобразовательной школы
Выполнила преподаватель
Королева Нина Павловна
Музыка была спутницей М.Ю. Лермонтова от первых дней до конца его жизни. Самые ранние музыкальные впечатления будущего поэта связаны с порой «младенческих ночей» - «то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие» - писал Лермонтов. Любовь к песням пробудилась в детстве и крепла с годами. В стихотворениях, начиная с самых ранних, музыкальные образы занимают видное место. Так в стихотворении «Ангел», глубоко романтичном, поэт выражает свою любовь к музыке: …И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой…
Еще точнее и конкретнее сформулировано стремление поэта к созданию поэтического образа на основе слухового восприятия в стихотворениях «Звуки», «Баллада», «Венеция» и другие. ПВ поэмах песенные играют роль характеристики героев. Так в поэме «Измаил-бей» два песенных эпизода, отличающихся друг от друга. Сначала «Черкесская песня», как бы подготавливает возвращение Измаила на родину. Второй эпизод- перед боем с неприятелем от Бея «бежит спокойствие и сон». Рядом с ним находится Селим (переодетая Зара), который старается успокоить волнение и вызвать у любимого забвение, он поет песню «Месяц плывет и тих и спокоен» в которой прославляется любовь. Но у героя она вызывает смятение чувств, тревогу человека, любящего дочь одних из своих врагов. Но чаще Лермонтов показывает самодовлеющее эмоциональное воздействие музыки. Этот прием широко используется в поэме «Мцыри». В эпизоде возвращение из неудачного побега в монастырь Мцыри вспоминает свое детство на родине «звуки песен и речей», своих сестер, «грузинки голос молодой», услышанный во время блуждания в горах.
…Простая песня то была,
Но в мысль она мне залетела…
Мцыри не помнил слов песни, но ее мелодия запала в душу юноши. Истомленному Мцыри в предсмертном бреду у ручья казалось, что он лежит на «влажном дне» и над ним звучит «серебристый голосок» золотой рыбки. Он «речи странные шептал и пел, и снова замирал». Так через разнообразное звучание песен в исповеди Мцыри вырисовываются волнующие эпизоды его недолгой жизни на воле, его мечты встретить близких и услышать родной напев «про милую страну». В творчестве Лермонтова песня становится целой формой произведения. Такова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Она написана древнерусским песенным складом.
…Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон…
Песенная форма подчеркивается одинаковыми концовками первой и второй глав-четверостишием: «Ай, ребята, пойте, только гусли стройте» -это подобно припеву или «зачину» песни, поручаемому в старину запевале хора. На протяжении всей поэмы Лермонтов напоминает о том, сто его «Песню на просто сказывают, а поют под гуслярный звон».
Лермонтов страстно выражал непримиримый протест против политического гнета и социальной несправедливости своего времени. Идейные искания и тревоги, прежде всего находили отражение в его лирике, которая звучала для современников как волнующий и созвучный настроениям отклик поэта-борца на явления окружающей действительности. Лермонтов призывал людей 30-х годов ХIX в. Продолжать начатую декабристами революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием, борьбу за свободу и счастье человека.
Подобно многим современникам поэта «разгадки» своих настроений в лермонтовской лирике искали русские композиторы. В первой половине XIX века излюбленным жанром вокального творчества становятся романсы на тексты стихотворений известных поэтов. На ранние стихи Лермонтова написаны композиторами Алябьевым, Булаховым, Гурилевым. Но эти произведения мало чем отличались от обычной в то время вольной интерпретации поэзии, приспособленной для пения. Композиторы довольно вольно обращались с текстом, дробили стихотворение на куплеты, разрушая структуру и форму лирического высказывания.
Начало активного воздействия на развитие нового типа русского романса связано с творчеством композитора А. Варламова. Он уловил дух и смысл лирики поэта. Воплощение зрительных образов присущее лермонтовской лирике было созвучно творчеству А. Варламова. С особой силой это сказалось в романсе на текст стихотворения «Парус», где достигнуто полное единение поэзии с музыкой. В нем настроение тоски, неясных надежд переплелись с чувством радости и гордости. В образе белеющего паруса для современников таился глубокий и притягательный смысл. Не случайно этот образ стал символом свободомыслия и воспринимался многими поколениями как отказ от покоя жажды действия и борьбы. Романс начинается мелодической кульминацией. Устремленное мелодическое движение и динамика в начале усиливают эмоции поэта не только средствами мелодии, но и аккомпанемента, основанного на упругом ритме болеро. Начиная с этого произведения, поэзия Лермонтова становится музыкой. Русские композиторы один за другим берутся за создание романсов.
Новое более активное раскрытие образов лирики М. Лермонотова принесло творчество А. Даргомыжского. Композитор принадлежал к числу сознательных и убежденных выразителей критического реализма. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»,- провозглашал композитор. Образно-гармонического слияния слова и звука Даргомыжский достигает в романсе «И скучно и грустно» Проникновенный тон стихотворения с его интонациями горестных восклицаний и тревожных вопросов ц мастерски воспроизведен в музыке. Романс строится на драматической речитативно-песенной мелодии. Композитором рельефно подчеркивается значимость отдельных фраз и слов, приближая вокальный текст к речи, в которой оттеняются интонационные подъемы и падения присущие структуре стиха. Построенный «на мысли вслух», романс «И скучно и грустно» близок к монологу в драме. Аналогичен и другой романс А. Даргомыжского «Мне грустно», где скорбные размышления поэта о ничтожности современного ему общества также облечено в форму монолога, что помогло передаче социально-философских стихов Лермонтова. Композитор написал трио на стихи «Ночевала тучка золотая» и хор «На севере диком». Пианист и композитор, трибун гражданско-политической поэзии Н. Огарёв сочинил несколько романсов на стихи Лермонтова: «Выхожу один я на дорогу», «Есть речи значенье».
Глава «Могучей кучки» М. Балакирев на долгие годы связал свое творчество с наследием Лермонтова. Свободолюбие поэта композитор ощущал в лирике, воспевающий «край свободы» - Кавказ. Именно любовь Лермонтова к Кавказу нашла свое отражение в музыке Балакирева. Используя традиционные трактовки, Балакирев насытил музыку восточным колоритом, порой реально воссоздавая звучание народных инструментов. Эти художественные качества особенно видны в «Песне золотой рыбки» из «Мцыри». В плавном убаюкивающем аккомпанементе композитор передает всплески волн, что придает характерность всему романсу. Образ лирического героя Балакирев создал в романсе «Еврейская мелодия». Кроме романсов им создана симфоническая поэма на текст стихотворения «Тамара», которая открыла возможности трактовки лирики в симфонической музыке. Композитор работал над этой симфонической поэмой более 15 лет, лишь в 1882 году завершив ее. Симфоническая поэма «Тамара» начинается с музыкального пролога, в котором композитор рисует величественный кавказский пейзаж. В неприступном ущелье, в теснине Дарьяла рокочет грозный Терек. В музыке поэмы великолепен образ «Терека во мгле». Затем колорит музыки меняется и слышится любовный призыв Тамары: «В нем были всесильные чары, была непонятная власть». Музыкальный образ Тамары отличается лаконичностью и яркой характерностью. На голос «невидимой пери» в таинственный замок устремляется Путник. Центральная и самая продолжительная часть симфонической поэмы Балакирева – красочная картина пышного восточного пиршества в замке Тамары. Она построена на ритмах восточных мелодий и народных кавказских плясок, которые вдохновили хореографа на создание ярких массовых, дуэтных и сольных танцев. По мере того, как праздник разгорается, медленный и плавный танец переходил в стремительный и острый. Музыкальный образ Тамары отличается лаконичностью и яркой характерностью. Симфоническая поэма относится к числу произведений классической музыки, ярко воссоздающий лермонотовский Кавказ.
Программное содержание музыки привлекло внимание выдающегося русского балетмейстера М. Фокина. Балетная лермонтовиана началась в 1912 году с одноактного балета «Тамар», поставленного выдающимся русским хореографом М. Фокиным по мотивам одноименной романтической баллады поэта. По свидетельству современников сюжет в балете вполне соответствовал партитуре и не является вольным толкованием. Исключением являлся финал спектакля. Тамара сама убивала в танце путника. Таким образом постановка М. Фокина положила начало толкованию Лермонтова в балете. Каждый из русских композиторов открывал в лирике Лермонтова наиболее созвучную ему страницу: П. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов. Интересно, что произведения «Казачья колыбельная песня», «Выхожу один я на дорогу», черкесская песня из «Измаил-бея» стали народными. На разных этапах российской музыкальной культуры широкую известность получили отдельные романсы и циклы на тексты Лермонтова, созданные А. Мясковским, Б. Асафьевым, Ю. Свиридовым. Прежде всего композиторов привлекал пафос гражданских чувств, порыв к светлой свободной жизни, а этим отличались такие произведения как «Мой дом», «Метель», «Бородино», «Кинжал».
В поэмах Лермонтова отражен тот же круг идей и проблем, те же стремления и настроения, что были присущи его лирике. Еще смелее выдвигаются социальные и философские проблемы, противопоставляя безвольным и бездеятельным представителям знати мужественных людей из народа. И не случайно русские композиторы от лирики идут к созданию музыкальных спектаклей. А.Г. Рубинштейн в «Демоне» с необычайной для своего времени силой выразил свободолюбивые идеи. Герой поэмы – «враг небес», «царь познанья и свободы дух зла, изгнанный с неба, за свой бунт против верховной божественной власти. Герой у Лермонтова действует в обстановке реальной жизни Кавказа, что придавало сюжету иносказательный характер. Под фантастикой сюжета был скрыт глубокий психологический и философский смысл. Мир странствий великого поэта в «Демоне» был родственным натуре А. Рубинштейна.
Но уже с первых шагов работы над либретто начались трудности: композитор обращался к различным поэтам за помощью, но это вело к отклонениям от сюжета поэмы и насыщению либретто неполноценным текстом, отличающимся от первоисточника. Оперному демону оказались несвойственны черты титанического мятежа и протеста, присущие герою лермонтовской поэмы. Образ Демона в либретто не ищет «бурь и тревог», а только любви Тамары, ради которой он готов идти на примирение с небом и отречение от своей прежней ненависти и презрения ко всему живому. Такое переосмысление образа Демона отразилось на его музыкальной характеристике. Вокальные партии героя основаны на мягкой романсовой мелодике. Но несмотря на упрощение образа Демона, Рубинштейн сохранил некоторые его философские черты. Все стадии любви «царя небес» а Тамаре увязываются композитором с извечной проблемой борьбы добра со злом, божественной воли и сил ада. Этот философский подтекст раскрывается в хорах духов, во вступлении и заключительной сцене, а также в диалогах Демона и Ангела. Для полного соответствия с лермонтовским замыслам Рубинштейн использует фольклор кавказских народов, показывает массовые сцены. Опера А. Рубинштейна явилась новой страницей в истории русской оперы и положила начало глубокому музыкальному толкованию поэм Лермонтова.
И еще один сюжет Лермонтова вдохновил Рубинштейна на создание оперы-сюжет исторической поэмы «Песня про купца Калашникова». В этом подлинно народном по духу и форме создан прекрасный образ сильного, умеющего постоять за свою честь русского человека- Степана Калашникова. В нем воспеваются лучшие качества национального характера: ум, честность, смелость, любовь к отчизне, высокое чувство человеческого достоинства.
От традиционного звучания лирики поэта до охвата всех богатейших жанров его творческого наследия русскими и советскими композиторами пройден большой путь.
Обретая новую жизнь в музыке, сегодня, по образному выражению Маяковского
…К нам Лермонтов сходит, презрев времена…
Используемая литература:
Во время творческой встречи были использованы музыкальные фрагменты:
- https://www.youtube.com/watch?v=K55RZ4nm3dY
- https://www.youtube.com/watch?v=DqBGqd_KtuU&feature=emb_logo
- https://www.youtube.com/watch?v=fZ-PS9-BOBs
- https://www.youtube.com/watch?v=n9plDfk6pio
- https://www.youtube.com/watch?v=HSrcYjnCXZE
- https://www.youtube.com/watch?v=f2VlIonOVvU
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Экскурсия по литературе "М.Ю.Лермонтов в Петербурге"
Живя в таком удивительном городе, как Петербург, есть возможность проводить уроки, путешествуя......
Лермонтов и музыка
Творчество Лермонтова проникнуто музыкальными впечатлениями, музыкальными образами. Им созданы песни, которые он переносит из одного произведения в другое. И всякий раз такая песня звучит как музыкаль...
Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»
Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....
Технологическая карта внеклассного занятия по музыке "Лермонтов и музыка"
В материале представлена технологическая карта внеклассного занятия по музыке, с примерным текстом и заданиями на урок...
М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
Конспект урока в 9 классе...