"Колокольный звон на Руси"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока в 5 классе (по программе Е.Д.Критская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_klasse.docx | 21.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе
Учебный предмет __музыка__
Класс (группа)_5 класс__
Продолжительность занятия _40 минут_
Раздел программы_музыка и изобразительное искусство
Тема занятия «Колокольный звон на Руси»
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Личностные
- познакомить с национальными и историческими традициями и обычаями;
- определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Регулятивные
- установить связь музыки с жизнью;
- узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.
Познавательные
- понимать термины, обозначающие звучание колокольных звонов;
- развивать ассоциативно-художественное восприятие.
Коммуникативные
- формирование умения излагать свою точку зрения;
- выражать свое мнение о музыке.
Тип занятия___урок-лекция с элементами презентации
Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный
Учебно-методическое обеспечение
для учителя: мультимедийное сопровождение, видеозапись, демонстрационный материал, рабочая тетрадь__
Форма организация деятельности учащихся фронтальная, индивидуальная_
Ход урока:
Деятельность учителя и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Приветствие и организационные действия | Приветствие учителя |
2 | Актуализация. Целеполагание | Слайд 1 - Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопрос: «Какую картину рисует музыка?» (звучит «Рассвет на Москва-реке” из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского) - Какая картина у вас нарисовалась? - Ребята, а как вы думаете, в какую страну она нас перенесла? - А почему вы решили, что это страна Россия? - А как звучал колокол в музыке? - О чем возвещал колокол? - Сегодня на уроке мы с вами поговорим, что означает колокольный звон для русских людей. Тема урока: «Колокольный звон на Руси» | Ответы детей: Музыка рисует - картину спокойствия - картина бескрайнего поля в лучах восходящего солнца; - утреннего рассвета, с криками петухов; - картина поля, голубое небо, вдруг налетают тучи, гроза, а затем снова чистое голубое небо; - в середине музыкального фрагмента зазвучала тревожная музыка, возникло ощущение, что звонит колокол Ответы детей: Россия Ответы детей: Потому что музыка была величавой, инструменты передают крик петухов, звучали мотивы колоколов Ответы детей: Могуче, тревожно, протяжно Ответы детей: Возможно о беде
|
3 | Первичное усвоение учебного материала | Слайд № 2 «Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси. Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить» Слайд № 3 1 ребенок: С давних пор колокол в России воспринимался как живое существо. Когда отливался большой колокол, летописец заносил это событие в летопись, каждому колоколу давали свое имя 2 ребенок: Колокола – это одно из таинств бытия. Недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню. 3 ребенок: Колокола были известны еще с X века. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. 1 ребенок: С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем распускать какой-нибудь нелепый слух, чтобы люди поверили в эту нелепицу. Тогда колокол получался на славу. Была даже такая поговорка: «Колокола льют», что означает – привирают или выдумывают.
| Сообщение нескольких учащихся о появлении колокола на Руси |
4 | Усвоение учебного материала | - Ребята, а как вы думаете, а зачем нужны были колокола? - А где они располагались? Слайд № 4 - Действительно, высоко на холме стояла церковь, а рядом с церковью ЗВОННИЦА. Звонница – это невысокая колокольня при древнерусских церквях. Давайте прислушаемся к звону колоколов (звучит «Благовест») - Когда вы слышите колокольные звоны, какие образы возникают в вашем воображении? - Можно ли колокольный звон назвать музыкой? - Какими средствами выразительности они передают свою музыку? - Ребята, как вы думаете, как у колоколов рождается мелодия? Слайд № 5 - Действительно, мелодия зависит от размера колокола и высоту. Самые голосистые голоса-колокола в Ростове Великом. Их называют – «Ростовские звоны». Слайд № 6 (звучат «Ростовские звоны № 1») - Ребята, а как вы думаете, кто управляет колоколами? Звонарь – церковный служитель, звонящий в колокола. Слайд № 7 - Действительно, русским звонарям не было равных. Они изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, а звонарь управлял языками неподвижных колоколов. Такие способы извлечения послужили появлению различных жанров. Слайд № 8 Жанры - Благовест; - Праздничный перезвон; - Свадебный; - Проводной (погребальный); - Пасхальный. - Ребята, если бы вы были звонарями, то каким бы у вас был праздничный перезвон? - Я предлагаю послушать «Праздничный звон» и сравнить его с нашим. (звучит «Праздничный звон» (Ярославль)) - Ребята, похожи наше звучание и звучание колокола? - И в нашем современном мире мы можем слушать отблески колокольных голосов. Как вы думаете, где мы можем их услышать? - А как вы думаете, где мы могли слышать эти звоны? Слайд № 9 (звучат «Бой Кремлевских курантов») - Конечно. А также еще звон колоколов мы можем встретить в кинофильмах. Помните кинофильм «Приключения Электроника», где поется песня про колокола? Слайд № 10 (звучит песня «Колокола») | Ответы детей: Возвестить о какой-то радости, о беде, помочь путнику найти дорогу, зазывал на праздники Ответы детей: В церквях Дети записывают определение в тетрадях Ответы детей: Церковь, колокол, звон Ответы детей: Да Ответы детей: Темп, ритм, мелодия Ответы детей: Может быть используют колокола разных размеров Ответы детей: Звонари Дети записывают определение в тетрадях Дети записывают определение в тетрадях Ответы детей: Громкий, радостный, игривый, переливающийся Ответы детей: Да Ответы детей: В церквях Ответы детей: По телевизору. На Красной площади. Это Кремлевские куранты |
5 | Практическая деятельность учащихся | - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Синквейн». Слайд № 11 Синквейн – это стихотворение. Написанное по определенным правилам. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Правила: 1 строка – заголовок, в который вносится ключевое слово, понимание, тема 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – вывод, одно существительное Пример:
| Каждый ребенок в тетради сочиняет синквейн, затем зачитывают желающие |
6 | Рефлексия учебной деятельности | - В заключении урока давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали на уроке. - О чем может возвестить звон колокола? - Какие бывают жанры колоколов? - Кто такие звонари? | Анализируют собственную деятельность |
7 | Завершение | - Итак, мы сегодня познакомились с жанрами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, услышали их звучание. И мы можем сказать, что колокольные звоны – это человеческое искусство, голоса народа и Родины. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...
план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...
Колокольные звоны на Руси
Презентация "Колокольные звоны на Руси"...
Открытый урок "Колокольный звон на Руси"
Цель;Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.Задача: • Сформировать первонача...
Презентация "Колокольный звон на Руси"
Урок по музыке в 5 классе по теме "Колокольный звон на Руси" (по программе Е.Д.Критская)....
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...