Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnye_zvony.docx | 34.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по музыке и ОПК
Тема: «Колокольные звоны на Руси»
Цели н задачи: познакомить учащихся с историей возникновения колокольных звонов на
Руси, с видами колокольных звонов, способствовать развитию любви и уважения к русской культуре и традициям. Художественный материал: слайды, репродукции картин, виды колоколен, инструмент (фортепиано), иллюстрации.
Ход урока.
Звучит «Херувимская песнь» М. Глинки.
Слайд № 6.
Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений... По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа. Побывали послы и в Царьграде (Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие, что по возращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение же такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И объяла нас какая-то радость, и мы не чувствовали себя и не знали, на земле мы находимся или на небе. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, какие у греков. И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.
Слайды №7 - № 8.
Репродукции: Храм Святой Софии Константинопольской, В. Васнецов. «Крещение Руси».
Слайд № 9.
В православной Руси с собой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомните песню «Вечерний звон», которую вы слушали в пятом классе, вспомните «Вечерний звон» И. Левитана... Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.
Песня: «Вечерний звон»
Репродукция: И. Левитан «Вечерний звон»
Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)
Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола
Вспоминаются темы: «изобразительность и выразительность в музыке» и «можно ли увидеть музыку», «можно ли услышать живопись»?
Очень хорошо озвучивает картину И. Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке...»
Слайд № 10 - №11.
Здесь мало увидеть Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
Слайд № 12.
С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон им служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.
Слушание: «Колокольные звоны»
- А можно ли назвать колокольный звон музыкой?
- Да
- Почему?
- Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.
- А что в колокольной музыке важнее - ритм или мелодия?
- Конечно ритм.
- Верно.
Слайд № 13.
Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов — большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и закаты, колокола звонили и в радостные и горестные дни.
Слайд № 14.
Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена - Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь... В церкви им отводилось видное место. Колокола размещаются обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.
Репродукции: колокольни н звонницы.
Слайд № 15.
На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали как старых знакомых. Высота Ивана Великого 82 метра Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии постройки были восстановлены.
Слайд № 16.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал М. Лермонтов в своем ученическом сочинении: «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов, подобно чудной фантастической увертюре Бетховена... И мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму... О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»
Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке» вступление к опере «Хованщина».
Иллюстрации: М. Воробьев «Вид Московского кремля» и Ф. Алексеев вид кремля и каменного моста.
Слайд № 17 - № 18.
Музыкальный критик Э. Фрид: «Вот она древняя и вечно юная, Б лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой... Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается».
Слайд № 19.
- Как рисует композитор картину рассвета? (усиление динамики).
У колоколов, как и людей, своя судьба Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово, ухо, язык. О судьбах колоколов рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.
Слайд № 20.
С XII века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание -вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности.
Слайд № 21.
Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским.
Слайд № 22.
Но когда колокол везли через Валдай, на. одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.
Слайд № 23.
Холмы и тела! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайдь.1 медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая, Гудит и бьется под дугой!..
Слайд № 24.
В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.
Слушание: «В лунном сиянии», «Вот мчится тройка удалая...», «Однозвучно гремит колокольчик...».
Слайд № 25.
Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями каким был бы у вас праздничный звон?
- Мажорным, громким, быстрым, радостным.
- А погребальный звон?
- Печальный, скорбный медленный минорный.
Сейчас мы познакомимся с вами с видами церковного звона.
Слайд № 26.
- Благовест — звон в один большой колокол перед началом службы.
- Трезвон - звон в несколько колоколов в три приема
- Перезвон - поочередно перебирают все колокола (печальный).
- Затравка — нечастый звон в маленький колокол перед началом звона
- Переборы - довольно скорые удары во все колокола по порядку {перед красным звоном)
- Погребальный - медленные размеренные одиночные удары в колокол.
- Будничный — используются малые колокола (мелодичный спокойный)
- Праздничный:
- Великий - во все колокола.
- Средний - без больших колоколов.
- Красный - в несколько колоколов, без самых больших, в 5 - 7 колоколов звонит один звонарь.
9. Малиновый — звон в отборные колокола
Слушание: А. Морозов «Малиновый звон»
Слайд № 27.
До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских курантов, Псковские и Ростовские колокола И, наверное, нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов.
Слайд № 28 - № 29.
Мы слышали их у М. Глинки, А. Бородина, М Мусоргского, С. Рахманинова.
Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов (таблица).
Колокола Кремля звучат у М. Мусоргского не только в «Хованщине», но и в прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство. Слушание: пролог к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский.
Сергей Рахманинов одно из лучших своих произведений - поэму для солистов, хора и симфонического оркестра «Колокола» - посвятил теме «колокола в жизни человека». Слушание фрагмента.
Можно вспомнить и хор «Слава» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин», где звучат колокола празднично радостно ж торжественно. И кантату С. Прокофьева «Александр Невский», где колокола звучат как тревожный набат, призывающий к борьбе с иноземными захватчиками.
Очень хорошо чувства русского человека, чью. душу наполняет благостный колокольный звон, выразил А.К. Толстой в стихотворении «Благовеста.
Слайд № 30.
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый, -
В край благодатный,
Забытый мною, -
И непонятной
Томим тоскою.
Молюсь - и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого.
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесныя.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
Слайд № 31.
Колокола – это символ России, ее голос, ее глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и широкая. И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучит самый светлый колокольчик.
Слайд № 32.
Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне «Благовест».
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.
Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....
Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО. 2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...
Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить у учащихся представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»
Интегрированный урок (история + литература) по теме: «Культура Древней Руси»...