Урок музыки. "Волшебная палочка дирижера"
методическая разработка по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 классе.
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской).
Тип урока: Урок углубления знаний.
Вид урока: Традиционный, с элементами игры.
Проблема урока: зачем оркестру дирижер?
Новые понятия: оркестровая яма, дирижерская палочка.
Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Предметные: формировать представление о роли дирижера симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о видах оркестров, о группах инструментов симфонического оркестра, об истории возникновения дирижерской палочки.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету.
Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.
Планируемый результат:
- знать:
понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, историю возникновения дирижерской палочки.
- уметь: различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией.
Оборудование: проектор, компьютер с колонками, раздаточный материал, баян.
Ход урока
1.Организационный момент. Активизация внимания. Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
2. Основное содержание урока
1). Повторение темы прошлого урока.
Учитель: Сегодня, мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: в музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Дети: (ответы детей). Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.
3. Объяснение нового материала:
Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета. В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета.
В столице нашей республике городе Йошкар – Ола тоже есть театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Этот театр был основан в 1968 году. Художественный руководитель театра Константин Анатольевич Иванов. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
Учитель: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.
Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.
Учитель: Как выдумаете, какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён оркестр.
Учитель: Что такое оркестр?
Дети: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Учитель: Посмотрите на экран. А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?
Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.
Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
Учитель: загадывает загадку:
Тонкой палочкой взмахнет –
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер,
Кто же это? (дирижер)
- Что, обычно, у дирижера в руках? (Палочка)
Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
- А каким словом называют палочку дирижера в стихотворении ? (Волшебной)
- Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Дети записывают тему в тетрадь.
- Почему же палочку дирижера называют волшебной? На этот вопрос нам придется ответить в конце урока.
- Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на этот вопрос (о том, как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание.
Задания детям;
1 команда: изучить краткую информацию об основных группах симфонического оркестра (Приложение 1)
2 команда: изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене. (Приложение 2)
3 команда: краткая информация об истории возникновения дирижерской палочки. (Приложение 3)
После работы с информацией представитель от каждой группы знакомит с ней класс. Ответы ребят сопровождаются иллюстрациями.
Игра “Разбросанный ветром оркестр”.
Чья команда быстрее выполнит задание, та и выиграет.
По сигналу дети должны сгруппировать хаотично разложенные на столе карточки с названиями инструментов и разместить их так, как они располагаются в оркестре. (Во время игры звучит увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.
- Для чего нужен дирижер в оркестре?
Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а также, показывает вступление инструментам.
Учитель: Как вы думаете, легко быть дирижером?
Нет, дирижеру нужно много знать: ноты, уметь писать партии для голосов, для инструментов, знать, как играю все инструменты, какие должны быть инструменты в оркестре?
Вывод: Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.
-Посмотрите фотографии и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?
Учитель: А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?
Ученики предлагают свои варианты ответов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов.
Исполнение песни «Хорошее настроение». Из репертуара группы «Волшебники двора». Работа над песней индивидуально, группами, с дирижером.
Оценочный блок
Дети сами определяют команду, которая лучше других работала на уроке.
Рефлексия
Продолжи фразу
Я узнал, что…
Я не думал, что…
Я заинтересовался(лась)…
Я обязательно…
Мне понравилось…
Домашнее задание: Составить кроссворд или вопросы для викторины по теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»
Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
конспект урока . тема " Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Конспект урока ( технологическая карта) тема: " Волшебная палочка дирижёра. Знакомство с группами инструментов в оркестре, с ролью дирижера в оркестре....
Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе "Волшебная палочка дирижера"
Урок-мультимедиа по музыке в 5 м классе "Волшебная палочка дирижера"...
Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Конспект урока музыки "Волшебная палочка дирижера" 5 класс...