Воплощение эмоционального мира человека в музыке
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Тема: Воплощение эмоционального мира человека в музыке


Тип урока. Комбинированный урок.

Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Задачи:

– через исполнение и коллективную деятельность подвести уч-ся к восприятию темы урока;
– в ходе аргументированных размышлений о многообразии человеческих чувств и переживаний подвести уч-ся к восприятию нового материала;
– в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении подвести уч-ся к образному миру музыки Моцарта;
– подвести учащихся к осознанию органического взаимодействия главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
– научить уч-ся находить взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки и литературы;
– стимулировать учащихся к высокой активности в ходе решения проблемных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voploshchenie_emotsionalnogo_mira_cheloveka_v_muzyke.docx15.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема: Воплощение эмоционального мира человека в музыке


Тип урока. Комбинированный урок.

Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала

Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

Задачи:

– через исполнение и коллективную деятельность подвести уч-ся к восприятию темы урока;
– в ходе аргументированных размышлений о многообразии человеческих чувств и переживаний подвести уч-ся к восприятию нового материала;
– в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении подвести уч-ся к образному миру музыки Моцарта;
– подвести учащихся к осознанию органического взаимодействия главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;
– научить уч-ся находить взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки и литературы;
– стимулировать учащихся к высокой активности в ходе решения проблемных ситуаций.

Ход урока

Эпиграф к уроку.

В аттическую форму заключен
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жен
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживешь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
"В прекрасном – правда, в правде – красота.
Вот знания земного смысл и суть".

Перевод В.Микушевича.

Английский поэт Джон Китс говорил, что "совершенство всякого искусства заключается в силе его воздействия, способной изгнать все несообразности, связав их тесным родством с Истиной и Красотой". Истинной сущностью человеческой души являются, с точки зрения Китса, доброта, любовь, жажда истины, способность к радости.

Для чего служит музыка людям?

(Почему о музыке говорят, что это язык человеческих чувств?).

Музыка учит понимать нас язык человеческой души, учит понимать и прислушиваться к проблемам и страданиям других людей, учить радоваться и любить...

Музыка может без слов выразить все человеческие эмоции: радость, восторг, печаль, любовь...

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге, расположенном у подножия немецких Альп. Жители Зальцбурга говорят, что там дня не проходит без дождя. В этом-то дождливом месте суждено было родиться Моцарту – наиболее солнечному из музыкантов классической эпохи. Музыка Моцарта как бы залита солнечным светом и только иногда темные трагические блики врываются в это светлое царство радости. Детство Вольфганга было лучезарно: любящие родители, сестра, мир звуков, приобщенным к которому он был чудесным образом с самой колыбели. Маленького Моцарта любили все, знавшие его. И душа у него была нежная как цветок. Атмосфера любви и счастья радостным светом озарила детство музыканта, и свет этот светит в его музыке до самого конца, несмотря на то, что радостная в детстве, жизнь Моцарта была в дальнейшем путем труда, борьбы за существование, горькой нужды и тяжелых разочарований, путем, преждевременно истощившим его силы и приведшие его к ранней могиле… Моцарт гениально воплотил свой образ в  «Моцарте и Сальери». В самом конце пьесы Моцарт, как бы сам себя характеризуя, говорит: Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Было бы, однако, совершенно неправильно думать, что музыке Моцарта чужды элементы трагического. Трагические ноты часто слышатся в его произведениях, а к концу его жизни начинают, как будто преобладать, и – кто знает? – проживи Моцарт дольше, как бы мог преобразиться его творческий лик…

Творчество Моцарта проявилось одинаково ярко во всех областях музыкального искусства. В нем счастливо сочетались гениальное природное дарование с изумительным техническим совершенством. Контрапунктическое мастерство его несравненно: самые сложные и замысловатые комбинации голосов сочетаются в его сочинениях с такой легкостью и естественностью, что непосвященному слушателю и в голову прийти не может, что он слышит не просто свободно и легко льющуюся музыку, а нечто весьма сложное, а местами даже хитроумное по своей фактуре. Мелодический дар Моцарта неиссякаем, гармония его всегда безукоризненно совершенна, форма ясна и прозрачна. Он одинаково велик и в инструментальной и вокальной музыке, светской и духовной. Художественное наследие Моцарта необычайно велико. Инструментальный и вокальный стиль композитора отличаются исключительным изяществом, чистотою и хрустальной прозрачностью. Прозрачность эта делает исполнение музыки Моцарта исключительно трудным: всякий неверный штрих, малейшая неточность сказываются как грубейшая ошибка, нарушающая стройность целого. Для чего бы Моцарт не писал: для пения, фортепиано, струнных или духовых инструментов, оркестра – изложение его всегда совершенно. Несмотря на простоту средств, его инструментовка колоритна, разнообразна и интересна, фортепианный стиль превосходен, знание человеческого голоса безукоризненно.

Музыка его по сути своей полна и богата, бесконечно разнообразна по своему освещению. Она воссоздает, можно сказать, некий вид светотени. Музыка Моцарта чрезвычайно богата юмором. Юмор Моцарта. В отличие от наивно простоватого, слегка грубого юмора Гайдна, несравненно более облагороженный. Юмор Моцарта искрится и пенится как старое вино.

Прослушаем его произведения.

Какое произведение вам понравилось больше всего, почему?

Давайте исполним песню Алябьева «Зимняя дорога»

Домашнее задание ответьте на вопрос письменно, как бы вы описали музыку Моцарта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье представлены игры, которые помогают согласовать работу учителя-логопеда и педагога-психолога, позволяющие скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально-комм...

Игры и упражнения для развития эмоционального мира ребенка

Дидактический материал по теме «Я и мои эмоции», представленный играми и различными упражнениями, которые позволяют в форме игрового общения развивать эмоциональный мир ребенка....

Воплощение авторского подхода к уроку музыки.

      Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более ...

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»

Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям....